г. Владивосток |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А59-4782/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ,
апелляционное производство N 05АП-2191/2022
на решение от 24.02.2022
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-4782/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500531419, ИНН 6501110365)
к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026500524313, ИНН 6500005167)
о признании недействительным решения от 30.06.2021 N 65002180000495,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 30.06.2021 N 65002180000495.
Определением суда от 23.09.2021 заявление учреждения принято к производству, возбуждено производство по делу с рассмотрением в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств. Определением от 23.11.2021 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением суда от 24.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Фонд, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт которым исковое заявление оставить без рассмотрения.
В доводах жалобы, ссылаясь на положения пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" указывает на то, что пособие по временной нетрудоспособности в период ежегодного оплачиваемого отпуска может быть назначено только в случае, если застрахованное лицо утратило трудоспособность в период указанного отпуска вследствие заболевания или травмы. Поскольку карантин застрахованного лица является отдельным страховым случаем, а названная выше норма исключения для данного случая не содержит, соответственно, пособие за период карантина, совпадающего с днями ежегодного оплачиваемого отпуска, не назначается. Аналогичный вывод следует из письма Минтруда России от 09.04.2020 N 14-2/В-393.
Таким образом, за дни отпуска, совпавшие в временной нетрудоспособностью по причине карантина, пособие по временной нетрудоспособности не начисляется, поскольку за эти дни работнику выплачены отпускные.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Учреждение отношение к жалобе не выразило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Фондом проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.07.2019 по 31.12.2020.
В ходе проведения проверки установлено, что работники учреждения Козлов В.А., Мезенцева В.Д. и Польшина К.П. в 2020 году находились в отпуске за пределами Российской Федерации. По прибытии домой указанные работники находились на 14-дневной самоизоляции.
Мезенцева В.Д. согласно приказам N 10-к от 17.02.2020, N 11-к от 17.02.2020, N 20-к от 16.04.2020 в период с 19.03.2020 по 26.04.2020 находилась в ежегодном дополнительно оплачиваемом отпуске.
На период с 27.03.2020 по 09.04.2020 ей выписаны электронные больничные листы с кодом заболевания "03" карантин.
Учреждением 17.04.2020 были направлены электронные реестры сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина за период с 27.03.2020 по 09.04.2020.
Отделением Фонда на основании приказов N 1440-ПВ от 17.04.2020, N1493-ПВ от 22.04.2020 платежными поручениями N 108104 от 22.04.2020, N94218 от 17.04.2020 произведена выплата пособия в сумме 25 651 рублей 22 копеек.
Козлов В.А. согласно приказам N 05-к от 22.01.2020, N 21-к от 16.04.2020 находился в ежегодном дополнительно оплачиваемом отпуске.
На период с 27.03.2020 по 09.04.2020 выписан электронный больничный лист с кодом заболевания "03".
Учреждением 16.04.2020 направлен электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина на период с 27.03.2020 по 09.04.2020. Отделением фонда платежным поручением N 91908 от 14.04.2020 на основании приказа N1436-ПВ от 17.04.2020 произведена выплата пособия в сумме 32 219 рублей 18 копеек.
Польшина К.П. согласно приказу N 13-к от 24.02.2020 в период с 09.03.2020 по 27.03.2020 находилась в ежегодном основном оплачиваемом отпуске.
На период с 22.03.2020 по 04.04.2020 ей выписан электронный больничный лист с кодом заболевания "03".
Учреждением 13.05.2020 направлен электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина на период 22.03.2020 по 04.04.2020. Отделением фонда платежным поручением N 189839 от 19.05.2020 на основании приказа N 1929-ПВ от 19.05.2020 произведена выплата пособия в сумме 18 568 рублей 34 копеек.
Также проверкой установлено, что Козлову В.А. продлен отпуск на 14 дней (с 11.04.2020 по 24.04.2020), Мезенцевой В.Д. на 14 дней (с 13.04.2020 по 26.04.2020) в связи с карантином.
В связи с недостоверностью представленных страхователем в реестрах сведений о периоде оплаты пособия (календарные дни ежегодного оплачиваемого отпуска либо отпуска без сохранения заработной платы совпали с периодом нахождения на карантине) отделением фонда излишне выплачено пособие: Козлову В.А. в сумме 32 219 рублей 18 копеек, Мезенцевой В.Д. в сумме 25 651 рублей 22 копеек, Польшиной К.П. в сумме 7957 рублей 86 копеек.
27.05.2021 года должностным лицом Фонда составлен акт выездной проверки N 65002180000493, в котором отражен факт нарушения, выразившийся в предоставлении обществом недостоверных сведений в отношении Козлова В.А., Мезенцевой В.Д. и Польшиной К.П.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки N 65002180000493 от 27.05.2021 Фондом вынесено решение N 65002180000495 от 30.06.2021 с предложением возместить расходы в сумме 65 828 рублей 26 копеек, излишне понесенные страховщиком в связи с недостоверностью представленных сведений.
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Кодекса правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых решений незаконными суду необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие их закону, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 6 Закон N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 7 Закон N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу вышеупомянутого Федерального закона одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности (статья 5).
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Статьей 2.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ установлены случаи, в которых осуществляется обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности, в том числе утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пункт 1), карантин застрахованного лица (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи (часть 6).
Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином (часть 6).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся за периоды, указанные в части 1 статьи 9 данного Закона (часть 8).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды: 1) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; 2) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата; 3) за период заключения под стражу или административного ареста; 4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы; 5) за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ не содержит исключения для выплаты пособия за период карантина, совпадающий с днями ежегодного оплачиваемого отпуска.
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оплате подлежат дни нахождения на карантине, не приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно статье 124 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
При этом документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условием, необходимым для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, является в том числе, подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности, вне зависимости от причины нетрудоспособности, является основанием для продления или переноса ежегодного оплачиваемого отпуска.
Наличие листка нетрудоспособности в период карантина свидетельствует о том, что в соответствующий период работник был временно нетрудоспособен (фактически он не мог выполнять трудовые обязанности в связи с невозможностью прийти на работу во избежание риска заражения окружающих). Получение работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска листка нетрудоспособности является основанием для продления (переноса) его отпуска.
Судом первой инстанции установлено, что Фондом назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином работникам Учреждения - Козлову В.А., Мезенцевой В.Д. и Польшиной К.П.
В ходе выездной проверки, Фондом установлено, что период карантина указанных застрахованных лиц совпадает с периодом их очередного отпуска. Учитывая, что в период ежегодного оплачиваемого отпуска заработок в отношении застрахованных лиц не утрачен, Фонд пришел к выводу о том, что за период карантина, приходящийся на оплачиваемые дни отпуска, основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином отсутствовали.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с учетом осуществленного Учреждением продления отпусков Козлову В.А., Мезенцевой В.Д. и Польшиной К.П. в период нахождения на карантине, указанные лица фактически в отпуске не находились, по инициативе работников отпуск им был предоставлен позже на основании положений статьи 124 ТК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что назначение пособий за период нетрудоспособности названным работникам является правомерным, порядок назначения и выплаты пособий не нарушен.
Доводы заявителя со ссылкой на пункт 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ о том, что обязанность продлевать отпуск на число календарных дней нетрудоспособности, в случае если временная нетрудоспособность наступила в период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске, возникает у работодателя только в случае временной нетрудоспособности самого работника вследствие заболевания и травмы, в связи с чем, нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или переноса отпуска правомерно отклонены судом, поскольку пункт 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ также относит к страховым случаям по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и другие случаи, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, которая в свою очередь указывает, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае карантина застрахованного лица.
Таким образом, апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что на основании заявлений работников о переносе (отмене) отпуска, были изданы соответствующие приказы, по инициативе работника отпуск им был предоставлен позже, в связи с чем, назначение пособия за период нетрудоспособности названным работникам является правомерным - пособие назначено и оплачено не в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
При таких обстоятельствах, выводы Фонда об излишне понесенных расходах в связи с представлением Учреждением недостоверных сведений является необоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе коллегия не рассматривает, поскольку Фонд от ее уплаты освобожден на основании пп.1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.02.2022 по делу N А59-4782/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4782/2021
Истец: МБУДО центр детско-юношеского туризма г. Южно-Сахалинск
Ответчик: ГУ Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ