г. Москва |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А41-85904/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Экоресурс": Бикмухаметов А.Х. по доверенности от 28.04.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Алленов С.В. по доверенности от 23.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 25 февраля 2022 года по делу N А41-85904/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (далее - ООО "Экоресурс", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.10.2021 по делу N 50/ПР/Ю-2021/663.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2022 года по делу N А41-85904/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 150-153).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Экоресурс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Экоресурс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20 августа 2021 года Орехово-Зуевской городской прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 20.08.2021 N 28 проведена выездная проверка исполнения действующего законодательства в области использования земель сельскохозяйственного назначения и добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0010308:6, расположенном по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ юго-западнее деревни Поточино.
В ходе проверки выявлен факт осуществления ООО "Экоресурс" деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка) на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0010308:6, расположенном по адресу: Московская область Орехово-Зуевский городской округ (ранее Орехово-Зуевский муниципальный район) юго-западнее деревни Поточино, с последующим вывозом песка за пределы территории земельного участка.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.08.2021 вышеуказанный земельный участок отнесен к категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий".
Административным органом установлено, что ООО "Экоресурс" использует земельный участок с кадастровым номером 50:24:0010308:6 не в соответствии с видом разрешенного использования.
Данные факты зафиксированы в акте проверке от 26.08.2021 и посредством фотосъемки и заявителем по существу не оспариваются.
Выявленные факты послужили основанием для вынесения первым заместителем Орехово-Зуевского городского прокурора в отношении общества постановления о возбуждении дела об административном производстве от 10.09.2021, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном производстве от 10.09.2021 в соответствии с частью 1 статьи 23.21 КоАП РФ направлено по подведомственности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Установленные в ходе проверки обстоятельства, расценены управлением как использование земельного участка с кадастровым номером 50:24:0010308:6, не в соответствии с видом разрешенного использования.
Постановлением о назначении административного наказания от 05.10.2021 по делу N 50/ПР/Ю-2021/663 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 100 000 руб. (т. 1 л. д. 4-11)
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Экоресурс" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2.1 статьи 37 ГрК РФ установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- основные виды разрешенного использования (пункт 1 части 1 статьи 37 ГрК РФ);
- условно разрешенные виды использования (пункт 2 части 1 статьи 37 ГрК РФ);
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки", в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются следующие дополнительные сведения:
1) адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде либо местоположение земельного участка в случаях, установленных федеральным законом, а также в случае, если такие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу закона;
2) категория земель, к которой отнесен земельный участок;
3) вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:
- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании Федерального закона о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, что основной вид разрешенного использования является характеристикой, прямо регламентирующей вид деятельности, который допустимо осуществлять на земельном участке.
Во втором абзаце статьи 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется использование земельного участка с кадастровым номером 50:24:0010308:6, расположенного по адресу: Московская область Орехово-Зуевский городской округ (ранее Орехово-Зуевский муниципальный район) юго-западнее деревни Поточино, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Как следует из материалов дела, согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Малодубенское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, земельный участок расположен в территориальной зоне: СХ-3 - зона сельскохозяйственного производства.
Основные виды разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне СХ-3: земельные участки (территории) общего пользования; водные объекты; обеспечение сельскохозяйственного производства; питомники; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; научное обеспечение сельского хозяйства; рыбоводство; пчеловодство; свиноводство; птицеводство; звероводство; скотоводство; животноводство; выращивание льна и конопли; садоводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; овощеводство; выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; растениеводство.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка: гидротехнические сооружения; транспорт; склады; пищевая промышленность; обслуживание автотранспорта; общественное питание; магазины; деловое управление; обеспечение научной деятельности; общественное управление; среднее и высшее профессиональное образование; бытовое обслуживание; коммунальное обслуживание.
Таким образом, нормами действующего законодательства на земельных участках с разрешенным использованием "для использования по назначению сельскохозяйственных | объектов и угодий", входящих в состав зоны СХ-3, не предусмотрена возможность использования земельных участков для осуществления деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка), ни в качестве основного вида деятельности, ни в качестве вспомогательного к основному.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что хозяйственная деятельность по установленному виду разрешенного использования "для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий" на земельном участке не ведется. Деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка) является единственной.
Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела установлено, что нарушение требований статьи 42 ЗК РФ, допущенное по результатам деятельности ООО "Экоресурс", выразившееся в использовании земельного участка 50:05:0070504:9 не по целевому назначению (не в соответствии с видом разрешенного использования).
Доказательств того, что обществом предпринимались меры по изменению основного вида разрешенного использования, суду не представлено.
Данные обстоятельства, свидетельствуют о наличии объективной стороны вмененного обществу состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств невозможности соблюдения указанных требований обществом суду не представлено.
Нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления управления в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
При определении размера штрафа обществу назначено административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что общество не было уведомлено о начале проведения прокуратурой проверки, обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, решение о проведении проверки от 20.08.2021 N 28 вручено представителю общества по доверенности Чигареву А.П., что подтверждаются подписью Чигарева А.П. на решении о проведении проверки от 20.08.2021 N 28.
Установив в ходе проведенной проверки данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, прокуратурой составлен в отношении общества акт проверки от 26.08.2021, отразив в нем факт выявленного нарушения, подписанный представителем общества по доверенности Чигаревем А.П. без возражений.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2022 года по делу N А41-85904/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85904/2021
Истец: ООО "ЭКОРЕСУРС"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ