г. Чита |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А19-24903/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кулиса" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2022 года по делу N А19-24903/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Кулиса" (ОГРН 1133850047176, ИНН 3808232833,далее - общество, ООО "Кулиса") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области (ОГРН 1043801065120, ИНН 3808114237, далее - инспекция, МИФНС N 20) от 08.06.2021 N 38272114700334100003.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 03.12.2021 года по делу N А19-24903/2021 исполнение постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области о назначении административного наказания от 08.06.2021 N 38272114700334100003 приостановлено.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2022 года по делу N А19-24903/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано. Обеспечительные меры, принятые по настоящему делу на основании определения суда от 03.12.2021 отменены.
ООО "Кулиса обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции допущены нарушения процессуального закона, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Так, отзыв Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области с приложенными к нему документами поступил в Арбитражный суд Иркутской области за пределами срока, указанного в определении от 03.12.2021 года, а потому не должен был быть рассмотрен судом и подлежал возвращению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области.
Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет" 08 апреля 2022 года
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Кулиса" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2013 за основным государственным регистрационным номером 1133850047176.
Налоговой инспекцией в рамках проверки соблюдения требований валютного законодательства установлено, что в проверяемый период (с 01.06.2019 по 31.12.2019) заявителем для выполнения работ привлекались иностранные граждане, в том числе: Ван Сюбо, Сюй Шуцзин, Цю Фэн, Цюань Юнсин, Ши Яньвэй, Абылкасымов Марат Абылкасымович, Бозорбоев Акмалжон Худойберди Угли, Бозорбоев Аброр Худойберди Угли, Иброхимов Акбарали Авалбоевич, Исоев Мухамадзикрие Баходирзода, Кыдырбек Кызы Алина, Мамажонов Азизжон Назиржонович, Парпиев Ачилбек Пазилжанович, Сариев Рустам Исматуллаевич, Уразалиев Рустам Абдуразакович, Юнусов Илхомжон Бегимкул Угли, Уралов Фахриддин Бойсариевич, Егизов Оламгир Абдукаххор Угли, Отажонов Сардоржон Комилжон Угли, Турабоев Жахонгир Садирализода, Рахмоналиев Алишер Мехмонализода, - Хамроалиев Абдували Хусейнзода, Парпибоев Парвиз Хошиализода, Парпиев Ачилбек Пазилжанович, Хисенбоев Айнидин Хасанбойевич, Маматов Эркин Худойназар Угли, Нурбеков Жасурбек Хасан Угли, Абдуллаев Гийос, Базаров Фаррух, Уралов Рахматулла Ботирович, Турабоев Жахонгир Садирализода, Абдуразаков Сардор Рустам Угли, Жабборов Султонмурод Бахром Угли, Мамадалиев Умарали Бердиалиевич, Маматов Носиржон Хороз Угли.
Выплата заработной платы иностранным гражданам осуществлялась по платежным ведомостям, минуя счета в уполномоченном банке (акт проверки соблюдения валютного законодательства от 17.05.2021 N 382720210005004).
При этом налоговым органом установлено, что открытые счета в банках имеют следующие иностранные работники: Абылкасымов Марат Абылкасымович, Бозорбоев Аброр Худойберди Угли, Егизов Оламгир Абдукаххор Угли, Мамажонов Азизжон Назиржонович, Парпибоев Парвиз Хошиализода, Турабоев Жахонгир Садирализода, Уразалиев Рустам Абдуразакович, Хамроалиев Абдували Хусейнзода, Хисенбоев Айнидин Хасанбойевич, Юнусов Илхомжон Бегимкул Угли, Сариев Рустам Исматуллаевич и Парпиев Ачилбек Пазилжанович.
Такие действия работодателя инспекция расценила как нарушение, влекущее административную ответственность по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что зафиксировала в протоколах об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении от 27.05.2021 N 38272114700334100001 зафиксирован факт выплаты 26.11.2019 иностранным работникам заработной платы в общей сумме 49 407 руб. в наличной форме, без открытия счета в банке.
В протоколе об административном правонарушении от 27.05.2021 N 38272114700334100001 зафиксирован факт выплаты 26.11.2019 иностранным работникам заработной платы в общей сумме 49 407 руб. в наличной форме, без открытия счета в банке.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области вынесено постановление от 08.06.2021 N 38272114700334100003, согласно которому ООО "Кулиса" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 37 055 руб. 25 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором заявило о применении положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в отношении вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом. Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ) необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
Таким образом, восстановление арбитражным судом пропущенного срока на оспаривание постановления административного органа возможно только при наличии обоснованного ходатайства заявителя, без такого ходатайства у суда не имеется законных оснований для восстановления пропущенного срока. Иное бы нарушало установленный статьей 8 АПК РФ принцип равноправия сторон.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Следовательно, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании незаконным решения в установленный законом срок, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока ходатайствовать о его восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск срока на обжалование решения является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Из содержания нормы статьи 1 ГК РФ, в силу которой участники правоотношений несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими действий, следует, что юридическое лицо несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции по месту своего нахождения.
Риск этот состоит в том, что юридическое лицо считается получившим извещение и в том случае, если оно было доставлено по адресу его местонахождения, но не было вручено ввиду того, что адресат по причинам иным, нежели чрезвычайным и непреодолимым, не обеспечил возможность принятия корреспонденции.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25) по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Согласно пункту 67 Постановления Пленума N 25 бремя доказывания факта направления сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), заказные почтовые отправления относятся к регистрируемым почтовым отправлениям, вручаемым адресату с его распиской в получении, в соответствии с классификацией, изложенной в пункте 10 Правил N 234.
В абзаце 1 пункта 32 Правил N 234 предусмотрено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
Письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения (абзацы 1, 3 пункта 34 Правил N 234).
При отсутствии адресата по указанному адресу почтовое отправление возвращается по обратному адресу (подпункт "в" пункта 35 Правил N 234).
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ общество "Кулиса" зарегистрировано по адресу: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Цесовская Набережная, д. 2. Такой же адрес указан и в заявлении в суд по настоящему делу.
Копия оспариваемого постановления от 08.06.2021 N 38272114700334100003 направлена по юридическому адресу заявителя почтовым отправлением N 80096062769173.
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80096062769173 видно, что корреспонденция прибыла в место вручения 29.07.2021 (ОПС 664025), неудачная попытка вручения - 29.07.2021.
В связи с истечением срока хранения почтовое отправление выслано обратно отправителю 29.08.2021 и получено им 30.08.2021.
Таким образом, почтовое отправление N 80096062769173 находилось в почтовом отделении заявителя в течение 30 дней - с 29.07.2021 по 29.08.2021, после чего возвращено отправителю.
Принимая во внимание соблюдение вышеуказанного порядка вручения заявителю почтового отправления N 80096062769173, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, суд приходит к выводу о том, что применительно к пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ копия постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области считается полученной обществом 29.08.2021 (последний день 30-дневного срока хранения заказного письма в почтовом отделении).
Следовательно, десятидневный срок оспаривания в судебном порядке постановления от 08.06.2021 N 38272114700334100003, исчисляемый с 30.08.2021, истек 10.09.2021.
С настоящим заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления заявитель обратился в суд 02.12.2021, то есть с пропуском десятидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 208 АПК РФ.
В ходатайстве о восстановлении срока ООО "Кулиса" указало, что копия оспариваемого постановления была выдана заявителю по его ходатайству 29.11.2021, что подтверждается сопроводительным письмом инспекции от 29.11.2021 N 05-23/33512. Ранее направленная обществу копия постановления не была им получена, поскольку извещений почты в его адрес не поступало.
Рассмотрев данные доводы заявителя, суд установил, что оспариваемое постановление, направленное налоговым органом заявителю по почте, действительно не было получено заявителем. Вместе с тем, это произошло по зависящим от общества причинам - вследствие непринятия им должных мер к получению адресованных обществу и доставленных к месту вручения значимых сообщений.
Суд первой инстанции правильно отметил, что при рассмотрении настоящего ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока выяснению подлежит уважительность/неуважительность причин пропуска срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа, а не причин неполучения адресованной заявителю корреспонденции. Причины неполучения почтовой корреспонденции рассмотрены судом и признаны несостоятельными по основаниям, изложенным выше. В связи с чем, доводы общества о том, что копия постановления от 08.06.2021 N 38272114700334100003 не вручалась ему вплоть до даты подачи ходатайства об ознакомления с материалами административного дела (29.11.2021), не влияют на начало течения срока с 29.08.2021.
Заявленные обществом доводы не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению установленного для обжалования спорного постановления срока.
Осведомленность ООО "Кулиса" о рассматриваемом в отношении него деле об административном правонарушении подтверждается тем фактом, что при составлении протокола об административном правонарушении от 27.05.2021 N 38272114700334100001 принимал участие представитель ООО "Кулиса" Третьяков О.А., действующий на основании доверенности от 10.05.2021 N 1ТС/2021, что отражено в тексте протокола и заявителем не оспаривается.
В ходе составления протокола Третьяковым О.А. подано ходатайство о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение
07.06.2021 представителем ООО "Кулиса" Третьяковым О.А. подано ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенном на 08.06.2021, в отсутствие представителя общества.
Таким образом, ООО "Кулиса", достоверно зная, что в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении, не предприняло достаточных мер для получения почтовых отправлений от налоговой инспекции, в связи с чем, ссылки общества на неполучение по почте постановления от 08.06.2021 N 38272114700334100003, подлежат отклонению.
С учетом изложенного, а также учитывая длительность пропуска обществом процессуального срока, суд первой инстанции правильно отклонил доводы ООО "Кулиса", поскольку из обстоятельств дела не усматривается наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в суд.
В силу части 4 статьи 170 АПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Пропуск вышеназванного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Указанное соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 27.05.2010 N ВАС-6073/10, от 12.04.2010 N ВАС-3474/10, от 13.01.2010 N ВАС-17822/10.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО "Кулиса" о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области от 08.06.2021 N 38272114700334100003 удовлетворению не подлежало.
Ссылка апеллянта на поступление отзыва Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области после установленного в определении арбитражного суда от 03.12.2021 года срока правового значения в данном конкретном случае не имеет.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - постановление N 37) в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 2 постановления N 37, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (пункт 3 Закона N 70-ФЗ).
Частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
С учетом того, конструкция санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает назначение одного и того же административного наказания в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции как для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и для юридических лиц, следует признать, что правила части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ применению не подлежат, несмотря на то, что санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью "Кулиса" включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, является микропредприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
В той связи согласно части 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
Минимальный размер штрафа составляет 75 процентов суммы незаконной валютной операции, следовательно, принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств того, что оспариваемое постановление исполнено, Обществом подлежит уплате штраф в размере половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, но в размере не менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица, т.е. 20 000 рублей. В остальной части оспариваемое постановление инспекции исполнению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2022 года по делу N А19-24903/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области от 08.06.2021 N 38272114700334100003 в части размера штрафа, превышающего 20 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24903/2021
Истец: ООО "Кулиса"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N20 по Иркутской области