город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2022 г. |
дело N А53-45269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от истца - представитель Будаев А.В. по доверенности от 11.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.03.2022 по делу N А53-45269/2021
по иску Министерства транспорта Ростовской области
к ответчику - ООО "Управление по строительству искусственных сооружений"
о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление по строительству искусственных сооружений" о взыскании неустойки с 01.11.2020 по 25.10.2021 в размере 12243411 руб. 19 коп. за нарушение сроков исполнения обязательств по государственному контракту от 13.10.2020 N 0158200000520000211_71556-ГК.
Решением от 04.03.2022 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что этапы выполнения работ в графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к контракту) не определены. Исходя из содержания графика выполнения строительно-монтажных работ, произвести расчет неустойки за нарушение промежуточных сроков выполнения работ невозможно. С учетом согласованного сторонами срока производства работ до 15.12.2021, в пределах которого выполнение работ ответчиком завершено, а также принимая во внимание отсутствие условий, позволяющих начислить неустойку за нарушение промежуточных сроков производства работ, требования истца удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что не дана надлежащая оценка графику выполнения работ (приложение N 2 к контракту). В приложении N 2 к контракту содержится указание на подлежащие выполнению виды работ и сроки их выполнения. Объем работ по отдельно взятому этапу определяется подрядчиком и фиксируется актом о приемке выполненных работ. Государственным контрактом отдельно предусмотрен график оплаты работ (приложение N 11 к контракту), следовательно, подписание приложения N 2 к контракту не имело цель установить порядок финансирования. Спорный государственный контракт содержит указание на поэтапное выполнение работ, подрядчик подписал контракт без возражений. При рассмотрении дела не применены разъяснения, изложенные в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ООО "Управление по строительству искусственных сооружений" в заседание не явился.
Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13.10.2020 между Министерством транспорта Ростовской области (государственный заказчик) и ООО "Управление по строительству искусственных сооружений" (подрядчик) заключен государственный контракт N 0158200000520000211_71556-ГК, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по реконструкции мостового перехода на км 4+630 подъезда общего пользования межмуниципального значения от автомобильной дороги "с. Дубовское - с. Заветное" к х. Гуреев в Дубовском районе в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 2 к контракту и его неотъемлемой частью, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, перечисленных в приложении N 8 к контракту, в пределах установленной контрактом цены, с использованием своих материалов, в соответствии с проектной документацией, утвержденной министром транспорта Ростовской области Ивановым А.Н. от 24.09.2019, в соответствии с рабочей документацией, а государственный заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и составляет 208153502 руб. 50 коп. (пункт 2.1 контракта).
Государственный заказчик оплачивает результаты выполненных по контракту работ в размерах, установленных контрактом, графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 11) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2) и в срок не более тридцати дней с даты подписания государственным заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика (раздел 3 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, и сдать результаты выполненных работ государственному заказчику с момента заключения контракта по 15.12.2021.
Возможно досрочное выполнение работ, в том числе:
строительно-монтажные работы: с момента заключения контракта по 30.10.2021 (возможно досрочное выполнение работ);
сдача выполненных работ государственному заказчику и утверждение государственным заказчиком акта приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию объекта до 15.12.2021 (возможно досрочное выполнение работ);
сроки выполнения строительно-монтажных работ определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2).
Срок действия контракта до 31.12.2021, а в части обязательств, не исполненных к указанной дате (в том числе обязательств по оплате) - до полного исполнения сторонами обязательств по контракту (пункт 4.2 договора).
Первичным учетным документов, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном порядке (пункт 5.4 контракта).
За просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту подрядчик обязуется уплатить в областной бюджет пеню в следующем размере: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (пункт 9.4.1 контракта).
Во исполнение названного контракта, подрядчик выполнил работы по контракту общей стоимостью 208153502 руб. 50 коп. Работы приняты заказчиком по актам формы КС-2 и справкам формы КС-3 от 30.11.2020 N 1 на сумму 861681 руб. 14 коп., от 21.12.2020 N 2 на сумму 4618886 руб. 32 коп., от 31.01.2021 N 3 на сумму 21922069 руб. 45 коп., от 16.03.2021 N 4 на сумму 14456208 руб. 14 коп., от 13.04.2021 N 5 на сумму 19938554 руб. 66 коп., от 30.04.2021 N 6 на сумму 28215191 руб. 92 коп., от 31.05.2021 N 7 на сумму 45027021 руб. 17 коп., от 21.07.2021 N 8 на сумму 1321674 руб. 42 коп., от 31.07.2021 N 9 на сумму 2844679 руб. 93 коп., от 31.08.2021 N 10 на сумму 8678818 руб. 25 коп., от 30.09.2021 N 11 на сумму 6589215 руб. 56 коп., от 02.12.2021 N 12 на сумму 48756159 руб. 55 коп.
Ссылаясь на нарушение подрядчиком промежуточных сроков выполнения работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к контракту), Министерство транспорта Ростовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон по контракту регламентированы положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей (пункт 2 названной статьи).
Из пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 9.4.1 контракта установлено, что за просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту подрядчик обязуется уплатить в областной бюджет пеню в следующем размере: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Неустойка признается установленной в государственном (муниципальном) контракте, если стороны согласовали поэтапное выполнение работ, содержание, срок исполнения и стоимость каждого этапа работ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 676/12 по делу N А40-8226/11-68-64).
Следовательно, при разрешении вопроса о возможности взыскания неустойки за нарушение промежуточных сроков выполнения работ, необходимо установить, согласовано ли сторонами сделки исполнение обязательства по частям в соответствии с правилами статьи 311 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерством транспорта Ростовской области заявлено о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 13.10.2020 N 0158200000520000211_71556-ГК за период с 01.11.2020 по 25.10.2021 в размере 12243411 руб. 19 коп.
В обоснование своих требований министерство ссылается на то, что ООО "Управление по строительству искусственных сооружений" нарушило промежуточные сроки производства работ.
В пункте 8.2.3 контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить все работы по объекту в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложений к нему.
Пунктом 4.1 контракта определены начальный и конечный сроки выполнения работ.
Из анализа положений заключенного сторонами контракта, в частности графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2), следует, что сторонами согласовано выполнение определенных объемов работ в период с октября 2020 года по октябрь 2021 года без выделения содержания этапа и стоимости работ по каждому из этапов.
Судом первой инстанции установлено, что сторонами не были согласованы в названном графике выполнения работ (приложение N 2 к спорному контракту) такие обязательные элементы, как срок исполнения работ по этапу, содержание этапа, стоимость каждого этапа работ.
Согласно пункту 3 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, понятие этапа работ по договору строительного подряда неразрывно связано с приемкой результатов работ по этому этапу и переходу риску последствий гибели или повреждения этого результата на заказчика.
По условиям контракта приемка результатов работ предполагает приемку видов работ, обозначенных в графике выполнения работ, по актам формы КС-2 и окончательную приемку работ приемочной комиссией (раздел 5 контракта).
При этом гарантийный срок для устранения недостатков исчисляется с момента подписания сторонами акта приемки объекта в эксплуатацию (в данном случае после завершения всего комплекса работ по реконструкции мостового перехода - раздел 10 контракта).
Руководствуясь вышеизложенным, судом апелляционной инстанции не принимается довод заявителя жалобы о том, что не дана надлежащая оценка графику выполнения работ (приложение N 2 к контракту).
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в графике выполнения работ (приложение N 2 к контракту) не индивидуализированы виды работ, подлежащих выполнению, по каждому наименованию с указанием стоимости, а также на каких участках строящегося объекта подлежат выполнению.
Фактически при заключении контракта общий срок выполнения работ разделен по календарным месяцам, в пределах которых подлежали выполнению поименованные в графике работы.
Довод заявителя жалобы о том, что государственным контрактом предусмотрен график оплаты работ (приложение N 11 к контракту), следовательно, подписание приложения N 2 к контракту не имело цель установить порядок финансирования, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Бюджетное финансирование построено на принципах планирования с определением и доведением до заказчика по государственному контракту лимитов в определенном объеме, а условиями контракта согласована поэтапная оплата работ на основании предъявленных к приемке работ по актам формы КС-2.
Судом первой инстанции установлено, что согласованный сторонами график выполнения работ составлен для планирования проведения расчетов с учетом доведенных в текущем финансовом году лимитов денежных средств, но не с целью согласования сторонами условия о принятии кредитором исполнения по частям.
Из условий контракта следует, что государственного заказчика интересует результат работ в целом, а не выполнение работ отдельных видов работ на определенную сумму.
Как указано в пункте 5.8 контракта, подрядчик в течение трех рабочих дней с момента завершения промежуточного или конечного периодов, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2), представляет государственному заказчику следующие документы:
подписанный со своей стороны акт о приемке выполненных работ (форма КС-2);
подписанную со своей стороны справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), составленную в соответствии с актом о приемке выполненных работ (форма КС-2);
исполнительную документацию на выполненные работы в составе и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и контрактом, в том числе на электронном носителе, с приложением перечня входящих в ее состав документов;
счет на оплату работ и счет-фактуру.
Фактически ООО "Управление по строительству искусственных сооружений" обязательства по контракту исполнены 30.10.2021, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 02.12.2021 N 12 (т. 1 л.д. 117-124).
Ссылка заявителя жалобы на то, что спорный государственный контракт содержит указание на поэтапное выполнение работ, подрядчик подписал контракт без возражений, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергает вывод суда первой инстанции о том, что сторонами согласовано выполнение определенных объемов работ в период с октября 2020 года по октябрь 2021 года без выделения содержания этапа и стоимости работ по каждому из этапов.
Заявитель жалобы также указал, что при рассмотрении дела не применены разъяснения, изложенные в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51.
Рассматривая вопрос о согласовании этапов работ в договоре подряда, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 информационного письма от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" указал, что подписание промежуточных актов приемки работ не означает перехода к заказчику риска гибели объекта. Таким образом, согласно данному информационному письму этапы работ должны быть выделены в договоре. Акты, подтверждающие выполнение промежуточных работ для проведения расчетов, не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.
Из изложенного следует, что в предмет доказывания по требованию о взыскании неустойки за нарушение промежуточных сроков выполнение работ входит установление судом факта согласования сторонами поэтапного выполнения работ при заключении договора, включая такие обязательные элементы, как срок исполнения работ по этапу, содержание этапа, стоимость каждого этапа работ, условия о распределении риска случайной гибели объекта.
Как указано ранее, в спорном государственном контракте сторонами не согласованы такие обязательные элементы, как срок исполнения работ по этапу, содержание этапа, стоимость каждого этапа работ.
Исходя из содержания графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к контракту), произвести расчет неустойки за нарушение промежуточных сроков выполнения работ невозможно.
При таких условиях, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.03.2022 по делу N А53-45269/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-45269/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ"