г. Тула |
|
5 мая 2022 г. |
Дело N А09-5840/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.05.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Сентюриной И.Г. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левичевой А.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Брянской городской администрации и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2021 по делу N А09-5840/2021 (судья Прокопенко Е.Н.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" (г. Брянск, ИНН 7731480563, ОГРН 5147746160172), к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574), о взыскании 17 733 руб. 99 коп., третьи лица: 1) Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, г. Брянск; 2) общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск", г. Брянск, 3) Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, г. Брянск, 4) Бежицкая районная администрация, г. Брянск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро", г.Брянск (далее - ООО "БрянскЭлектро", истец), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Брянской городской администрации, г.Брянск (далее - ответчик), о взыскании 17 733 руб. 99 коп. задолженности за бездоговорное потребление электрической энергии (объект: г.Брянск, ул. Металлистов, д.19, кв.1) в соответствии с актом о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.04.2021 N 06463 за период с 11.02.2021 по 29.03.2021.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, г. Брянск; общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск", г. Брянск, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, г. Брянск, Бежицкая районная администрация, г. Брянск.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2021 по делу N А09-5840/2021, в которой просит отменить указанное решение.
Заявитель жалобы - Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации указывает на то, что судом первой инстанции не была дана правовая оценка доводам Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, изложенным в отзыве на исковое заявление, о том, что согласно обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела N А09-6305/2021, в жилом помещении по адресу: г. Брянск, ул. Металлистов, д. 19, кв. 1. проживают Журавов Ю.В., Журавова В.В., Журавова Т.В. Таким образом, обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
Брянская городская администрация в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2021 по делу N А09-5840/2021, в которой просит отменить указанное решение полностью, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы - Брянская городская администрация ссылается на то, что истцом не представлено доказательств противоправности действия (бездействия) органа местного самоуправления, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями органа местного самоуправления и имевшимися у истца убытками.
В суд апелляционной инстанции от общества с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
От Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации поступили письменные пояснения с приложением ответа Бежицкой районной администрации города Брянска от 22.03.2022 N 11/03-359, в котором указано, что районной администрацией на жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Металлистов, дом. 19 в городе Брянск в спорный период договор социального найма не был заключен.
А также от ООО "БрянскЭлектро" поступили пояснения, в которых указал, что у него отсутствуют сведения относительно того, были ли в спорный период зарегистрированы граждане в спорный период по месту жительства в квартире N 1 по ул. Металлистов, дом. 19 в городе Брянск.
Судом апелляционной инстанции был направлен запрос в Управление Федеральной миграционной службы по Брянской области о лицах, зарегистрированных по месту жительства в квартире N 1 по ул. Металлистов д.19 в г. Брянск.
В суд поступил ответ от Управления Федеральной миграционной службы по Брянской области, в котором указано, что не располагает сведениями о лицах, зарегистрированных по месту жительства в квартире N 1 по ул. Металлистов д.19 в г. Брянск.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 далее - АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционных жалоб, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) с 01 апреля 2015 истец - ООО "БрянскЭлектро" в отношениях с юридическими и физическими лицами осуществляет функции сетевой организации по передаче и распределению электрической энергии на территории Брянской области.
На основании заявки N 55/3408 от 02.10.2020 гарантирующего поставщика - ООО "Газпром энергосбыт Брянск", направленной в адрес истца на введение с 18.10.2017 ограничения режима потребления электрической энергии объекта, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Металлистов, д.19, кв.1, в связи с задолженностью по оплате электрической энергии, сотрудниками сетевой организации истца 29.03.2021 проведена соответствующая проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком в период с 11.02.2021 по 29.03.2021 осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии по вышеуказанному адресу.
Письмом от 01.04.2021 N 17-2037-ИСХ/БЭ ответчик был уведомлен о дате, времени и месте составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии по факту бездоговорного потребления.
По факту выявленного бездоговорного потребления электроэнергии сотрудником общества был составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии 13.04.2021 N 6463.
По факту выявления неучтенного потребления электрической энергии ответчиком, истец направил в адрес Брянской городской администрации претензию N 2-2913-ИСХ/БЭ от 30.04.2021 о необходимости оплаты задолженности за бездоговорное потребление электрической энергии в объеме 4467 кВтч на сумму 17 733 руб. 99 коп., которая оставлена последним без удовлетворения.
Поскольку ответчиком стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии не была оплачена, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее закон N 35-ФЗ) потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В силу статьи 37 закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Согласно пункту 167 постановления Правительства от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Как следует из материалов дела, истец в связи с поступлением от третьего лица ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (гарантирующего поставщика) заявки N 55/3408 от 02.10.2020 о введении ограничения режима потребления объекта по адресу: г.Брянск, ул. Металлистов, д.19, кв.1, в связи с задолженностью по оплате электроэнергии, осуществил проверку оснований потребления электрической энергии по указанному адресу.
В результате проверки было выявлено, что указанным объектом электроэнергия потребляется в отсутствие письменного договора с гарантирующим поставщиком, оплата за потребляемую электроэнергию не производится ни гарантирующему поставщику, ни сетевой организации.
По результатам проверки был составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.04.2021 N 6463.
В силу пункта 1 Правил функционирования розничных рынков бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Согласно пункту 192 постановления Правительства N 442 от 04.05.2012 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Согласно пункту 193 Основных положений N 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Пунктом 84 Основных положений предусмотрено, что стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Стоимость объема бездоговорного потребления электрической энергии в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей определяется исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с п. 189 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год.
При этом период времени определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
На момент составления акта о неучтенной электрической энергии (по факту бездоговорного потребления электрической энергии) для населения был установлен тариф - 3,97 руб./кВтч, утвержденный Приказом УГРТ Брянской области 17.12.2019 N 35/1-э.
В связи с выявленным фактом бездоговорного потребления электроэнергии истцом по акту от 13.04.2021 N 6463 произведен расчет объема бездоговорного потребления электроэнергии за период с 11.02.2021 по 29.03.2021, который составил - 4 467 кВт/ч на сумму 17 733 руб. 99 коп.
Согласно пункту 84 Основных положений N 442 установлено, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
Исходя из смысла норм права, взыскание стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется с лица, осуществившего бездоговорное потребление электроэнергии, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сетям сетевой организации, и при отсутствии у этого лица заключенного с энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения.
Согласно, представленной в материалы дела, выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.03.2019 правообладателем (собственником) жилого помещения, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Металлистов, д.19, кв.1, площадью 42,5 кв.м., назначение - жилое помещение, номер кадастровый квартал: 32:28:0014723:61, является муниципальное образование город Брянск.
Подпунктом 4 п.1 ст.14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п.1 указанного приложения к таким объектам относятся и объекты электросетевого хозяйства (объекты инженерной инфраструктуры).
Спорный объект находится в муниципальной собственности, что подтверждается материалам дела.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Брянская городская администрация является органом, имеющим в силу п.2 ст.125 ГК РФ право на представление интересов муниципального образования в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 настоящего Кодекса.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Пунктом 1 ст.126 ГК РФ установлено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 ст.65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств передачи спорного объекта на обслуживание специализированного предприятия ответчик не представил.
В силу ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч.3 ст.153 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в материалы дела ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено доказательств, устанавливающих факт передачи в пользование третьим лицам объекта, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Металлистов, д.19, кв.1, по договору аренды, найма в период осуществления бездоговорного потребления электрической энергии.
Судом апелляционной иснтанции также не было установлено, что в споная квартира была передана по договору социального найма гражданам, а также не было установлено, что в спорный период в квартире по месту жительства были зарегистрированы граждане. Довод комитета по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что в квартире проживают Журавов Ю.В., Журавова В.В., Журавова Т.В не подтвержден надлежащими доказательствами.
Таким образом, единственным полномочным лицом в отношении спорного объекта является ответчик.
Обязанность муниципального образования по несению расходов на содержание спорного объекта вытекает из указанных выше правовых актов.
В любом случае, ресурсоснабжающая организация, сетевая организация, в отсутствие заключенного договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется жилым помещением, в том числе на основании договора аренды, и, тем более, контроль за тем, какое лицо имеет доступ в помещение в отсутствие заключенного договора аренды (найма).
Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии составлен в отношении именно вышеуказанного спорного объекта.
Расчет объемов бездоговорного потребления соответствует установленным законом требованиям.
Возражений по поводу определения потребленного объема электроэнергии и ее стоимости ответчиком в суд первой инстанции не заявлено.
Судом первой инстанции установлено, что доказательств, подтверждающих заключение ответчиком соответствующего договора с энергоснабжающей организацией, а также доказательств оплаты электроэнергии за спорный период ответчиком не представлено.
Расчет стоимости бездоговорного потребления электроэнергии в объемах 4 467 кВт/ч произведен исходя из тарифа на электроэнергию.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, выполненный в соответствии с утвержденными тарифами, обоснованность которых ответчиком не оспаривается, суд области правомерно учел, что стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.04.2021 N 6463 за период с 11.02.2021 по 29.03.2021 составляет 17 733 руб. 99 коп.
Вышеуказанный расчет задолженности не оспорен ответчиком путем представления соответствующего контррасчета, каких-либо доводов относительно ошибочности произведенного истцом расчета задолженности ответчиком не приведено.
Расчет произведен истцом в соответствии с действующим законодательством РФ, проверен судом первой инстанции и обоснованно признан правильным.
Доказательств оплаты (платежных документов, иных документов) ответчиком в дело не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика 17 733 руб. 99 коп. задолженности в виде стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.
Все доводы и аргументы заявителей апелляционных жалоб проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2021 по делу N А09-5840/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5840/2021
Истец: ООО "БРЯНСКЭЛЕКТРО"
Ответчик: "город Брянск" в лице Брянской городской администрации
Третье лицо: 20 ААС судье Бычковой Т.В., Бежицкая районная администрация, Комитет по ЖКХ БГА, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, ООО "Газпром энергосбыт Брянск", Управление имущественных и земельных отношений БГА, Управление Федеральной миграционной службы Брянской области