г. Владимир |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А43-31047/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фроловой Элины Борисовны на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2022 по делу N А43-31047/2021, принятое по заявлению Фроловой Элины Борисовны о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.07.2021 N 052/04/9.21-1873/2021.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Копытова О.Г. по доверенности от 17.01.2022 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Фролова Элина Борисовна - надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась.
Публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) обратилась Фролова Элина Борисовна с жалобой на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (в настоящее время публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье", далее по тексту - Общество), выразившиеся в нарушении Правил при заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
Управление определением от 25.06.2021 по делу N 052/04/9.21-1873/2021 в отношении Общества возбудило дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения административного расследования Управление вынесло постановление от 30.07.2021 о прекращении дела об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Фролова Э.Б. обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 18.03.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Фролова Э.Б. ссылается на неправильное применение норм материального права. Указывает, что срок технологического присоединения энергопринимающего устройства к электросетям, установленный пунктом 16 "б" вышеуказанных Правил на дату принятия оспариваемого постановления истек. Технологическое присоединение энергопринимающего устройства субъектом естественной монополии до настоящего времени не произведено. По мнению Фроловой Э.Б., нарушение субъектом естественной монополии 10 дневного срока направления проекта договора о технологическом присоединении свидетельствует о совершении субъектом естественной монополии административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фролова Э.Б. заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Управление и Общество в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным, заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2020 N 262 вступившим в силу с 01.07.2020 в указанные правила были внесены изменения.
Введен в действие пункт 7(1) Правил и раздел X Правил "Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил".
В соответствии с пунктом 7(1) Правил установлено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, положения разделов I, II и IX настоящих Правил применяются, если разделом X настоящих Правил не установлено иное.
Следовательно, начиная с 01.07.2020 в целях регулирования отношений связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности предусмотрен специальный порядок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установленный разделом X Правил "Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил".
В частности при заключении договора с заявителем сетевая организация должна руководствоваться пунктом 7(1) Правил и разделом X Правил "Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил".
Согласно пунктам 103, 104 Раздела X Правил предусмотрено заключение договора между сетевой организацией и заявителями путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение, оплаты заявителем указанного счета и подтверждения факта заключения договора документом об оплате счета.
Согласно пункту 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Пунктом 16 Правил определено, что договор должен содержать следующие существенные условия: а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора.
Данные сроки являются различными в зависимости от условий подключения Срок подключения не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, заявка на технологическое присоединение Фроловой Э.Б. поступила в Общество 06.04.2021.
Условия типового договора, технические условия, счет, инструкция, содержащая последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности, были размещены в личном кабинете заявителя 20.04.2021, то есть своевременно.
Оплата счета произведена Фроловой Э.Б. 16.06.2021.
Информация о заключении договора об осуществлении технологического присоединения размещена в информационной системе 17.06.2021.
Соответственно процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения Обществом нарушена не была.
На дату обращения Фроловой Э.Б. с жалобой в Управление (25.05.2021) и на дату вынесения оспариваемого постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении шестимесячный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установленный техническими условиями также не истек.
Соответственно по состоянию на дату вынесения оспариваемого заявителем постановления Управления в действиях Общества отсутствовал состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как верно указано судом первой инстанции, довод Фроловой Э.Б. о том, что технологическое присоединение не произведено до настоящего времени не может являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку законность оспариваемого заявителем постановления рассматривается судом применительно к дате его вынесения.
Довод Фроловой Э.Б. о том, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен составлять 15 рабочих дней, а не 6 месяцев как указано в технических условиях судом правомерно отклонен как ошибочный и основанный на неверном толковании норм права, поскольку пунктом 16 Правил данный срок предусмотрен при временном технологическом присоединении.
При этом установленные пунктом 16 Правил условия для осуществления технологического присоединения в течение 30 рабочих дней также не были соблюдены, поскольку от сетевой организации требовалось выполнение работ по проектированию и строительству ВЛ, о чем указано в технических условиях.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управление правомерно прекратило в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении по такому основанию, как отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2022 по делу N А43-31047/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Фроловой Элины Борисовны оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31047/2021
Истец: Фролова Элина Борисовна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ПАО МРСК ЦЕНТРА И ПРИВОЛЬЖЬЯ РОССЕТИ ЦЕНТР И ПРИВОЛЖЬЕ