город Томск |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А02-1872/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (N 07АП-2587/22), на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 07.02.2022 по делу N А02-1872/2021 (судья Борков А. А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер Строй" (ОГРН 1080411001527, ИНН 0411136706, адрес: ул. Комсомольская, д. 9, пом. 1, г. ГорноАлтайск) к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, адрес: ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск) о признании недействительным распоряжения N391 от 06.08.2021 "Об отказе в оформлении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода"
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер Строй" (далее - ООО СК "Интер Строй", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Минприроды РА, Министерство) о признании недействительным распоряжения N 391 от 06.08.2021 "Об отказе в оформлении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода".
Решение суда от 07.02.2022 признано недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай N 391 от 06.08.2021 "Об отказе в оформлении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода". Суд обязал Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер Строй" (ОГРН 1080411001527, ИНН 0411136706, адрес: ул. Комсомольская, д. 9, пом. 1, г. ГорноАлтайск).
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм права.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.01.2012 ООО "СК Горно-Строй" была выдана лицензия 04РА 00082 (зарегистрирована 07.02.2012) с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийного материала на участке недр, расположенном: Республика Алтай, Майминский район, в 0,6 км. к востоку от автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт", 434 км., со сроком действия до 23.02.2019.
В связи с переименованием ООО "СК Горно-Строй" на ООО СК "Интер Строй", приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 03.09.2020 N 507, лицензия N04РА00082ТР была переоформлена.
14.09.2020 обществу выдана лицензия 04РА00290ТР. 09.12.2020 ООО СК "Интер Строй" обратилось в Минприроды РА с заявлением о переоформлении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Распоряжением от 28.12.2020 N 384 Министерством отказано в переоформлении документов на основании подпунктов "а" и "б" пункта 15 и подпункта "а" пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 N 770 "Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода".
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 20.07.2021 по делу N А02- 427/2021 суд признал незаконным распоряжение N 384 от 28.12.2020 и обязал Минприроды РА повторно рассмотреть заявку общества.
Распоряжением N 391 от 06.08.2021 Министерство повторно отказало ООО СК "Интер Строй" в оформлении документов, удостоверяющих границы горного отвода, на основании подпунктов "а" и "б" пункта 15 и подпункта "а" пункта 17 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465.
Считая указанный выше отказ незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, при этом указал, что в оспариваемом распоряжении отсутствуют ссылки на какие - либо выявленные нарушения, на конкретное несоответствие предоставленной документации (что именно не соответствует) требованиям законодательства с указанием положений закона, других нормативно - правовых актов, которые нарушены заявителем, не указано, в чем выражается недостоверность сведений, представленных заявителем. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ участка недр, предоставляемого в пользование. Статьей 7 Закона о недрах установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (часть 1). При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр (часть 2).
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части (часть 3). В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены (часть 7).
Таким образом, горный отвод характеризуется границами, при определении которых учитываются не только пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, но и ряд других обстоятельств, в том числе границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Все эти обстоятельства устанавливаются при разработке технического проекта и удостоверяются посредством проведения государственной экспертизы, проведение которой гарантирует, в том числе формирование предоставляемого в пользование участка недр в границах, учитывающих все приведенные выше факторы.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 7 Закона о недрах).
Таким Порядком являются Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 (начало действия документа - 01.01.2021, далее - Правила).
В соответствии с пунктом 17 Правил, документация подлежит переоформлению: а) при необходимости внесения изменений в уточненные границы горного отвода в случаях изменения геологической информации о недрах, наличия технологических потребностей, условий и факторов, влияющих на безопасное состояние недр, земной поверхности и расположенных на ней объектов, в том числе при изменении технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами; б) в случаях изменения срока пользования участком недр, установленного в лицензии на пользование недрами, переоформления лицензии на пользование недрами, выявления технических ошибок в лицензии на пользование недрами и (или) в документации.
Согласно пункту 15 Правил, основаниями для принятия решения об отказе в оформлении документации являются: а) несоответствие заявления и проекта горного отвода требованиям законодательства Российской Федерации о недрах; б) обнаружение недостоверных сведений в заявлении и проекте горного отвода, представленных пользователем недр.
Отказывая в оформлении документов, Министерство указывает на нарушение подпунктов "а" и "б" пункта 15 и подпункта "б" пункта 17 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1465 (в номере документа допущена описка - 1469), а именно: - в представленном проекте уточненного горного отвода указано, что ранее на данный участок недр были оформлены документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода в аналогичных параметрах, но горноотводный акт не был включен в материалы лицензии как ее неотъемлемая часть, в настоящее время горноотводный акт недропользователем утерян, указанные данные противоречат письму Сибирского управления Ростехнадзора от 26.01.2021 N 340-400 и горноотводному акту от 20.12.2013 N 2114; - указанный в представленном проекте размер санитарно-защитной зоны для карьеров не соответствует требованиям пункта 3 раздела 7.1.4 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; - общество обратилось с заявлением в оформлении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, тогда как документация подлежит переоформлению.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения общества с заявлением в Министерство послужило переименование юридического лица и получение новой лицензии.
При этом указание в заявке "оформление" вместо "переоформление" очевидно является технической ошибкой, о чем не могло быть не известно Министерству.
В связи с чем ссылки Министерства на противоречие в делах N N А02-1872/2021, А02-969/2021, несостоятельны.
Отклоняя возражения Минприроды РА о том, что срок действия горноотводного акта на участок недр "Аэропорт-1/2" был установлен до 23.02.2019, при этом с заявлением о продлении указанного срока недропользователь не обращался (письмо от 26.01.2021 N 340-400), на момент окончания срока действия акта порядок переоформления регламентировался постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 N 770, пунктом 17 которого установлен срок на переоформление горноотводного акта, который заявителем не соблюден, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что нарушение срока предоставления документации и нового горного отвода, указанного в пункте 17 Постановления Российской Федерации 29.07.2015 N 770, не является основанием для отказа в его переоформлении.
По состоянию на август 2021 года постановление Правительства РФ от 29.07.2015 N 770 утратило силу, применению подлежало постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N1465, которое не содержит требований о сроках предоставления документов для переоформления горноотводного акта.
Относительно довода о несоответствии размера санитарно-защитной зоны суд отметил, что санитарно-защитная зона для карьеров установлена подпунктом 4 пункта 4 раздела 7.1.4 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (100 метров), что соответствует проекту уточненного горного отвода.
Таким образом, коллегия суда соглашается, что каким именно требованиям не соответствует проект горного отвода или заявление общества в обжалуемом распоряжении не указано. В данном распоряжении отсутствуют ссылки на какие - либо выявленные нарушения, на конкретное несоответствие предоставленной документации (что именно не соответствует) требованиям законодательства с указанием положений закона, других нормативно - правовых актов, которые нарушены заявителем, не указано, в чем выражается недостоверность сведений, представленных заявителем.
Учитывая несоответствие оспариваемого распоряжения, что нарушает права и законные интересы заявителя, суд в соответствии со статьей 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу о признании решения и действий (бездействия) незаконным указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, способ устранения допущенных нарушений должен соответствовать материальному требованию, быть соразмерным нарушенному праву и обеспечивать его восстановление.
Признание решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, незаконными, влечет необходимость принятия судом мер, направленных на восстановление прав заявителя.
Учитывая, что судом удовлетворяются требования путем признания незаконным решения и действий (бездействия) ответчика, что будет способствовать исходя из оснований заявленных требований защите прав и законных интересов заявителя, суд обоснованно избрал в качестве надлежащего способа защиты нарушенного права устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер Строй" (ОГРН 1080411001527, ИНН 0411136706, адрес: ул. Комсомольская, д. 9, пом. 1, г. ГорноАлтайск).
Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 07.02.2022 по делу N А02-1872/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1872/2021
Истец: ООО Строительная компания "ИНТЕР СТРОЙ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай