город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2022 г. |
дело N А32-47060/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.02.2022 по делу N А32-47060/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТИСС"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Першин И.В. по доверенности от 29.06.2021,
от ООО "АТИСС" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Босых Г.В. по доверенности от 10.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АТИСС" (далее - заявитель, общество, ООО "АТИСС") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-2417/2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 признано незаконным и отменено постановление Краснодарской таможни от 23.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-2417/2021 в отношении ООО "АТИСС". Судебный акт мотивирован пропуском таможней срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на то, что рассматриваемое административное правонарушение является длящимся, в связи с чем, срок привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление обществом СФ N 10309203/250121/С118100 исчисляется с даты, когда она была представлена в таможенный орган - с 25 января 2021 года, которая является датой совершения рассматриваемого правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "АТИСС" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.12.2019 ООО "АТИСС" отгрузило товар в адрес АО "Каспийский трубопроводный консорциум-К" (060011. Республика Казахстан, Атырауская область, Махамбетский район, село Береке, дачное общество Умс-99, ч.2) в рамках договора поставки N K-OD-19-0022 от 05.04.2019, по товарной накладной N 235 от 03.12.2019 и счету-фактуре N 288 от 03.12.2019.
25.01.2021 ООО "АТИСС" на товары, отгруженные в АО "Каспийский трубопроводный консорциум-К", на сайте ФТС России представлена СФ N 10309000/250121/С118100, которая подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директором ООО "АТИСС" Каграмановой А.А.
Таможней установлено, что СФ N 10309000/250121/С118100 на товары, отгруженные ООО "АТИСС" 03.12.2019 и вывезенные на территорию Республики Казахстан, должна быть предоставлена в Краснодарскую таможню не позднее 20.01.2020 (8-й рабочий день, следующий за отчетным месяцем), но заполнена на сайте ФТС России 25.01.2021 с использованием ЭЦП и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - декабрь 2019 года.
11.08.2021 по указанному факту должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "АТИСС" составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-2417/2021 по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23.09.2021 должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "АТИСС" вынесено постановление N 10309000-2417/2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин регулируются Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Частями 1, 2 статьи 276, частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Союза ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Обязанность представлять в таможенные органы статистическую форму, в соответствии с частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ, установлена для российских лиц: которые заключили сделку либо от имени которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территории государств-членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов Союза; которые, при отсутствии сделки, имеют на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Исходя из содержания пункта 4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС обеспечивается Федеральной таможенной службой и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
В силу пункта 5 Правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Пунктом 7 Правил (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.
Из пункта 10 Правил следует, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением N 1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что ООО "АТИСС" отгрузило товар в адрес АО "КТК-К" (Республика Казахстан) 03.12.2019.
В соответствии с Правилами ведения статистики взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС статистическая форма (СФ) N 10309000/250121/С118100 должна была быть предоставлена в Краснодарскую таможню не позднее 20.01.2020 (8-й рабочий день, следующий за отчетным). Однако СФ была предоставлена в ФТС только 25.01.2021.
Факт представления обществом статистической формы учета перемещения товаров с нарушением установленного срока предоставления отчетности подтвержден материалами дела и не является спорным.
Суд первой инстанции, признавая обжалуемое постановление незаконным, пришел к выводу о том, что административным органом при рассмотрении материалов административного дела допущены существенные процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что обжалуемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Законодательством установлена обязанность предоставления статистической формы к определенному времени, что в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) указывает на то, что правонарушение не является длящимся.
В абзаце первом пункта 14 Постановления N 5 разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При этом в силу разъяснений, содержащихся в абзаце втором этого же пункта, невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Вместе с тем таможенным органом не учтены разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в абзаце третьем пункта 14 названного выше постановления, согласно которым срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, руководствуясь датой подачи в таможенный орган СФ, правомерно учел, что административное правонарушение совершено обществом 21.01.2020, следовательно, срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 22.01.2020 и закончился 21.01.2021.
При этом таможенным органом обжалуемое постановление вынесено 28.09.2021, т.е. по истечении 8 месяцев.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что на момент вынесения таможней обжалуемого постановления, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения заявителя к административной ответственности, истек.
Доводы жалобы таможни о том, что рассматриваемое административное правонарушение является длящимся, в связи с чем, срок привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление обществом СФ N 10309203/250121/С118100 исчисляется с даты, когда она была представлена в таможенный орган - с 25 января 2021 года, которая является датой совершения рассматриваемого правонарушения, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": при длящемся административном правонарушении сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения; днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела следует, что факт не заполнения на сайте ФТС России статистической формы учета в отношении отгруженного товара был обнаружен Краснодарской таможней 04.06.2020, что подтверждается телеграммой Краснодарской таможни, направленной в ООО "АТИСС" 04.06.2020 по электронной почте.
При этом протокол об административном правонарушении составлен Краснодарской таможней 11.08.2021 (т.е. по истечении 1 года и 2 месяцев после обнаружения), постановление о назначении административного наказания вынесено - 23.09.2021.
При изложенных фактических обстоятельствах, вопреки доводам таможни, пропуск срока привлечения заявителя к административной ответственности при вынесения обжалуемого постановления подтверждается материалами дела.
Таким образом, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 является законным и обоснованным.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 по делу N А32-47060/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47060/2021
Истец: ООО "АТИСС", ООО "АТИСС"
Ответчик: КРАСНОДАРСКАЯ ТАМОЖНЯ