г. Ессентуки |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А20-4322/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2021), от третьих лиц: ООО "Альфа плюс" - Мамбетова К.Б. по доверенности от 22.11.2021, от ООО "Сады Нальчика" - Ворокова М.М. (доверенность от 07.04.2022), в отсутствие заявителя - ООО "Сады Эльбруса", третьих лиц: ИП Глава КФХ Эльмесов Замир Хизирович, ИП Глава КФХ Улимбашев Хабас Хабашевич, ИП Глава КФХ Малухов Азрет Арсенович, ИП Глава КФХ Хашукаев Астемир Николаевич, ИП Глава КФХ Мазанов Муаед Темирканович, ООО "Сады Баксана", ООО "Сады", ИП Глава КФХ Штымов Муса Хажбиевич, ИП Глава КФХ Мазашоков Мусса Борисович, ИП Глава КФХ Улимбашев Альберт Заурович, ООО "Фазенда", ООО "Центр Питомник", ИП Глава КФХ Хатков Тимур Ашамазович, ООО "Агро-Лидер", ООО "Югсадинвест", ИП Глава КФХ Пеков Хасанби Исуфович, ИП Глава КФХ Архестов Беслан Мурадинович, ИП Глава КФХ Азиков Артур Борисович, ООО "Весна", ИП Глава КФХ Бирсов Музар Хасенович, ИП Куржиев Мурат Мухамедович, ИП Глава КФХ Сижажева Сайда Юсуфовна, ООО "Анжелина", ИП Глава КФХ Гутова Ромета Хачимовна, ИП Глава КФХ Коков Рамазан Валерьевич, АНО "Инновационные Аграрные Технологии", ООО "АгроПлодПром", ИП Глава КФХ Балкаров Алим Асланбиевич, ООО "Аква 7", ИП Глава КФХ Кудаев Беслан Асланович, ИП Глава КФХ Каздохов Эльдар Олегович, ООО "Холодагроснаб", ООО "Агрофирма "Лескенская", ИП Глава КФХ Куашева Ирина Хангериевна, ООО "Урухский сад", ИП Глава КФХ Блиев Тимбора Аминович, ИП Глава КФХ Битоков Заур Наурбиевич, ССПОСПК "Агроинвест-Аргудан", ИП Гладков Иван Геннадьевич, СХПК "Ленинцы", ООО "Черниговское", ИП Глава КФХ Хамоков Мурат Юрьевич, ИП Глава КФХ Уначев Роберт Рантикович, ООО "АГРОМИР", ООО "ЭКОФРУКТ", ИП Глава КФХ Чипова Вера Сарабиевна, ИП Глава КФХ Машекуашев Заур Ауесович, ООО "Агро-07", ИП Глава КФХ Бозиев Хасан Беталович, ИП Глава КФХ Пшихопов Руслан Альбертович, ООО "АКАЭМ", ООО "Кабардинские яблоки", ООО "Дары Чегема", ООО "Меридиан", ИП Глава КФХ Харадуров Аслан Алексеевич и ООО "Джамал", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.02.2022 по делу N А20-4322/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сады Эльбруса" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением в котором просит признать незаконным действия Министерства сельского хозяйства КБР по ранжированию получателей субсидии при проведении отбора на право получения субсидии на возмещение части фактических затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями, осуществленные в 2021 году и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - ООО "Сады Эльбруса", осуществив перераспределение субсидий.
Решением суда от 08.02.2022 требования общества удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что министерство не обеспечило пропорциональное распределение средств, лишив общество права на получение субсидии.
Министерство, ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" обжаловали решение в апелляционном порядке. Податели жалоб просят указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судом норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалобы мотивированы следующим. Министерство распределило бюджетные средства, выделенные по Программе, в соответствии с Правилами распределения субсидии, утвержденными 06.04.2020. Документы заявителя поступили в отделение связи в 8 час. 00 мин. 25.05.2021, как и 88 других заявок. По результатам рассмотрения документов сформирован список получателей субсидии, ранжированный исходя из расчета размера причитающихся средств субсидии от меньшего к большему, по каждому пакету документов. Так как потребность в субсидиях по документам заявителя составила 60 079 949 рублей, что больше, чем у всех иных претендентов, он стоит под номером 89. В связи с недостаточностью бюджетных средств для предоставления заявителю субсидии, ему было предложено заключить соглашение о предоставлении субсидии на сумму 22 163 889 рублей 97 копеек и заявитель согласился с предложенными условиями. На дату обращения заявителя в суд с настоящим заявлением, выделенные в 2021 году лимиты средств федерального бюджета в размере 548 554 645 рублей 16 копеек освоены в полном объеме и распределены между получателями субсидии. Выводы суда носят предположительный характер и не основаны на нормах права.
Отзывы на апелляционные жалобы не поступали.
В судебном заседании апеллянты поддержали доводы жалоб.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 25.05.2021 в целях возмещения части произведенных затрат, заявитель направил в адрес Минсельхоза КБР заявку в соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике" утвержденными постановлением Правительства КБР от 06.04.2020 N 65-ПП (далее по тексту Правила N 65-ПП). К заявлению приложены требуемые документы.
Согласно журнала входящих заявок в тот же день поступили еще 98 заявок (том дела 1 л.д. 78-92).
Установив, что все заявки поданы в отделение почты в одно и то же время, Министерство применило ранжирование заявок, установленный п. 16 Правил N 65-ПП в зависимости от размера причитающейся субсидии от меньшего к большему и сформировало соответствующий список.
Приказом от 07.07.2021 N 98 Министерство утвердило список получателей субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в КБР в 2021 году (том дела 1 л.д. 107-115). Список получателей был размещен на официальном сайте Министерства в открытом доступе 23.07.2021.
Полагая, что ранжирование заявок было осуществлено не по получателям субсидии, а по пакету документов (представленных претендентами с нарушением признаков добросовестности) и указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 апреля 2020 г. N 65-ПП утверждены Правила предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Правила N 65-ПП).
Между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством КБР (в лице Министерства сельского хозяйства КБР) заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 28.12.2020 N 082-09-2021-106, по условиям которого из федерального бюджета в 2021-2023 годах бюджету КБР предоставляются субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству (том дела 1 л.д. 58-77).
Расходные обязательства субъекта РФ, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, установлены Постановлением Правительства КБР от 15.05.2020 N 104-ПП (ред. от 31.05.2021) "Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям животноводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей животноводства в Кабардино-Балкарской Республике"; Постановлением Правительства КБР от 06.04.2020 N 65-ПП (ред. от 31.05.2021) "Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике" и Постановление Правительства КБР от 21.10.2019 N 181-ПП (ред. от 29.12.2021) "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 65-ПП уполномоченным органом по предоставлению субсидий и распределению средств по направлениям, предусмотренным настоящими Правилами, является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство).
Субсидии предоставляются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, источником финансового обеспечения которых являются в том числе субсидии из федерального бюджета.
Сведения о субсидиях размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единый портал) при формировании проекта закона Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год и плановый период (проекта закона Кабардино-Балкарской Республики о внесении изменений в закон Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период) (п.3 Правил N 65-ПП).
Согласно Правилам N 65-ПП документы могут быть направлены заявителем в Министерство: - в форме электронного документа в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов"; - через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; - посредством почтовой связи (почтовым отправлением, предусматривающим фиксацию даты и времени получения документов от заявителя организацией почтовой связи).
В случае направления документов через многофункциональный центр или посредством почтовой связи датой и временем их направления в Министерство считается дата и время, указанные на штемпеле на конверте либо в описи или ином подтверждающем факт получения документов от заявителя документе организации, являющейся участником данных отношений в силу указанных положений.
При этом документ, подтверждающий факт получения пакета документов от заявителя, должен содержать подпись лица, принявшего документы, и печать организации.
Министерство регистрирует заявления в день их поступления в Министерство в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Министерства. Представленные заявителем документы рассматриваются Министерством в порядке очередности в течение 20 рабочих дней со дня окончания срока приема документов (пункты 12-13 Правил).
В течение 20 рабочих дней после окончания приема документов приказом Министерства утверждаются списки получателей субсидий и списки заявителей, которым отказывается в предоставлении субсидий.
Согласно пункту 16 Правил списки получателей субсидий (за исключением субсидий, размер которых рассчитывается в соответствии с утвержденными методиками расчета размера субсидий), формируются с учетом лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на исполнение соответствующего расходного обязательства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в последовательности, соответствующей дате и времени направления документов в Министерство, указанных в пункте 11 Правил. В случае совпадения даты и времени направления документов в Министерство получатели ранжируются исходя из расчета размера причитающихся средств субсидий от меньшего к большему.
При недостаточности бюджетных средств на соответствующие цели для предоставления субсидий всем заявителям формирование списка получателей субсидий осуществляется в том же порядке.
При этом положения статей 162 и 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации также обязывают Министерство, как получателя бюджетных средств и их распорядителя, принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Министерство одновременно с уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидий направляет получателю субсидий уведомление о необходимости заключения соглашения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в течение 3 рабочих дней со дня получения им уведомления (Пункт 17 Правил).
В соответствии с приказом Министерства от 24.05.2021 г. N 58 установлен срок представления документов на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства по направлению "стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства на возмещение фактических затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений, согласно которому определена дата начала и окончания подачи документов - с 08 часов 00 минут 25 мая 2021 г. до 18 часов 00 минут 25 мая 2021 г.
Документы заявителя поданы 25 мая 2021 года в 08 часов 00 минут, также как и 88 пакетов документов получателей субсидий, состоящие в списке до заявителя.
Министерство рассматривает каждое поступившее заявление и приложенные документы по отдельности. Положениями Правил заявители не ограничены подавать несколько пакетов документов, в том числе в разные даты в пределах установленного срока, правовых оснований складывать потребность в субсидиях, указанную в разных пакетах документов по одному заявителю, отсутствуют, а также могут привести к нарушению прав и законных интересов заявителей в случае подачи ими заявлений в разные дни.
По результатам рассмотрения документов сформирован список получателей субсидий, оформленный приказом Министерства от 27 июля 2021 г. N 98, ранжированный исходя из расчета размера причитающихся средств субсидий от меньшего к большему, по каждому пакету документов.
Так как потребность в субсидиях по документам заявителя составляла 60 079 949,00 рублей, он стоит под номером 89. В связи с недостаточностью бюджетных средств на соответствующие цели для предоставления субсидий в сумме указанной потребности заявителя, ему предложено заключить соглашение о предоставлении субсидий на сумму остатка бюджетных средств, выделенных по указанному направлению в размере 22 163 889,97 рублей.
Суд при вынесении решения суд не учел, что изначально согласившись с предложением Министерства, заявитель подписал соглашение о предоставлении субсидий 14 июля 2021 г. N 10-2021-46615. На основании заключенного соглашения субсидии в размере указанной суммы перечислены на счет заявителя (Т.д. 1, л.д. 120-128).
К тому же по итогам реализации мероприятий в 2021 году по государственной поддержке в рамках "стимулирующей" субсидии образовался остаток бюджетных средств, в результате чего с заявителем заключено дополнительное соглашение от 17 декабря 2021 г. N 10-2021-46615/1 и выплачена сумма в размере 2 993 574,46 рублей (Т.д. 2, л.д. 140-142). В итоге общая сумма полученной заявителем субсидии составляет 25 157 464,43 рубля.
В 2021 году выделенные Кабардино-Балкарской Республике лимиты средств федерального бюджета по направлению "возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями" освоены в полном объеме в размере 612 124 219,62 рублей (с учетом выплаченных ООО "Холодагроснаб" 60 060 000,00 рублей в соответствии с решением Арбитражного суда КБР по делу N А20-2441/2020 т.д. 1, л.д. 93).
Обязательства бюджета по предоставлению указанных субсидий исполнены в полном объеме, то есть на сумму 612 124 219,62 рублей, что подтверждается также списком получателей субсидий, утвержденным приказами Министерства от 7 июля 2021 г. N 98 и от 3 декабря 2021 г. N 217 (Т.д. 1,л.д. 102-115; Т.д. 2, л.д. 135-141).
Таким образом, Министерство сельского хозяйства КБР правильно применил порядок ранжирования исходя из расчета размера, причитающихся средств субсидии от меньшего к большему в соответствии с Правилами от 6 апреля 2020 г. N 65-ПП. Не предоставление субсидии заявителю на возмещение понесенных им затрат в полном объеме обусловлено недостаточностью бюджетных средств, а не незаконными действиями Министерства.
Правила N 65-ПП не содержат ограничений по количеству заявок от одного претендента.
В соответствии с пунктом 9 Правил для получения субсидий заявители направляют в Министерство прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при наличии) и подписью заявителя, в том числе следующие документы:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащая информацию о праве пользования каждым земельным участком посевных (посадочных) площадей, выданная Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (представляется по собственной инициативе), или перечень земельных участков посевных (посадочных) площадей с указанием кадастровых номеров (в произвольной форме);
акт выполненных работ по форме согласно приложению N 12 к Правилам;
копии договоров (или контрактов) на приобретение посадочного материала с приложением копий товарных накладных (или универсальных передаточных документов), платежных документов, подтверждающих оплату;
копии договоров на выполнение работ с приложением актов выполненных работ и копий платежных документов, подтверждающих оплату выполненных работ (при выполнении работ подрядным способом);
в случае приобретения участником отбора расходных материалов для выполнения работ - копии накладных (или универсальных передаточных документов), платежных документов, подтверждающих оплату;
копию проекта на закладку многолетних насаждений и виноградников.
Согласно решению суда действия Министерства выразились в неправомерном принятии к субсидированию затрат при наличии недостоверных сведений, изложенных в документах ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика", а именно: на основании выписок из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков, ООО "Альфа плюс" приобрело право пользования основной частью земельных участков площадью свыше 120 га, на которых производилась закладка сада, по договорам уступки права аренды от 09.12.2020 г., а земельный участок с кадастровым номером 07:07:2200000:309 - с 12.04.2021 г. Из представленных заявок следует, что за период с 09.12.2020 г. по 25.05.2021 г. общество выполнило работы по закладке сада на земельных участках общей площадью 125 га.
ООО "Сады Нальчика" на основании договора субаренды от 07.05.2021 г. приобрело право пользования земельными участками с кадастровым номером 07:08:1800000:161 площадью 273664 кв.м. (Т.д. 10 л.д. 30-34) и с кадастровым номером 07:08:1800000:509 площадью 34109кв.м. (Т.д. 10 л.д. 25-29).
ООО "Альфа Плюс" произведено разделение затрат по каждому земельному участку (согласно условиям Правил не запрещается) и субсидии предоставлены заявителю на возмещение части затрат, произведенных на указанных площадях. К каждому пакету документов приложены справки с указанием площади и суммы затрат по конкретному пакету документа -распределение понесенных расходов по каждому участку. Из этих пояснений можно достоверно установить реальность и относимость заявленных расходов (Т.д. 28, л.д. 84,169; Т.д. 27, л.д. 75,109,118; Т.д. 26, л.д. 74,108,117,292; Т.д. 25, л.д. 88,96,113; Т.д. 24, л.д. 36,112,197; Т.д. 23, л.д. 48,91; Т.д. 22, л.д. 112; Т.д. 21, л.д. 70,74,163; Т.д. 20, л.д. 110,119,205; Т.д. 19, л.д. 22,113; Т.д. 18, л.д. 73,107,200; Т.д. 17, л.д. 41,75,84,168; Т.д. 16, л.д. 101,119,197; Т.д. 15, л.д. 74,108,117,202; Т.д. 14, л.д. 41,75,169). К тому же суммы, указанные в справках, соразмерны с затратами, указанными в акте выполненных работ по каждому участку (Т.д. 28, л.д. 10; Т.д. 27, л.д. 10; Т.д. 26, л.д. 10; Т.д. 25, л.д. 7,35; Т.д. 24, л.д. 11; Т.д. 23, л.д. 18; Т.д. 22, л.д. 11; Т.д. 21, л.д. 10; Т.д. 20, л.д. 11; Т.д. 19, л.д. 11; Т.д. 18, л.д. 11; Т.д. 17, л.д. 11; Т.д. 16,л.д. 12; Т.д. 15,л.д.11;Т.д. 14, л.д. 11).
ООО "Сады Нальчика" подано три пакета документов: на возмещение произведенных затрат на закладку сада на земельных участках площадью 68,56 га и 74,44 га (Т.д. 11-13), на работы по уходу за многолетними насаждениями (Т.д. 10).
В пакетах документов, представленных в Министерство у заявителей ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" имеются в наличии правоустанавливающие документы - договоры аренды, подтверждающие право пользования земельными участками, зарегистрированными в установленном законодательством порядке.
Сомнения суда о возможности фактически осуществить закладку сада на земельных участках, принадлежащих ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" не имеют значения при разрешении настоящего дела, так как указанные обстоятельства не влияют на достоверность представленных заявителем документов и не оспаривают факт произведённых ими затрат.
ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" соблюдены условия, предусмотренные Правилами, представили полный пакет документов, необходимый для получения субсидии и доказательств обратного, а именно недостоверность представленных документов при подачи заявок в Министерство в материалах дела не имеется.
В материалах дела также не имеется доказательств нарушения условий получения субсидий ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика", в решении суда нет ссылки на нормы законодательства, запрещающие получать указанным заявителям возмещение расходов при соответствии их условиям Правил и представлении полного пакета документов. Время заключения договоров аренды не может привести к выводу о предоставлении недостоверных сведений.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А20-4774/2019.
Судом не приведена причинно-следственная связь между отсутствием возможности установления к каким конкретно работам относится представленный проект по закладке сада ООО "Альфа Плюс", а также какие конкретно первичные документы подтверждают выполненные работы на каждом земельном участке с недостоверностью сведений, что является основанием для отказа в предоставлении субсидий по мнению суда.
При этом судом справедливо установлено отсутствие оснований отклонения заявок ООО "Дары Чегема" и ООО "Агро 07", которые подали более одной заявки - по видам многолетних насаждений.
В соответствии с пунктом 163 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 559, аналитический учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведется по видам и времени посадок, их местонахождению и присвоенным инвентарным номерам (например: "Сад яблоневый N 2, закладки 2001 г.", "Полезащитная полоса N 4, закладки 2001 г., "в бригаде N 3" и т.д.).
Таким образом, ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" обоснованно могут разделить заложенные насаждения по их местоположению - по кадастровым номерам участков.
Учитывая изложенное, с точки зрения бухгалтерского учета нарушения также отсутствуют.
Кроме того, суд не учел, что спор о реальности выполненных работ и факт понесенных обществом расходов, на компенсацию которых ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" получена субсидия, отсутствует, и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Субсидии использованы по целевому назначению, условия предоставления субсидии, установленные Правилами, нарушены не были. Документы, подтверждающие размер и достоверность расходов представлены в Министерство, наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Кабардино-Балкарской Республики площадей многолетних плодовых насаждений подтверждено, представлены правоустанавливающие документы (договоры аренды) на арендуемые земельные участки, на которых осуществлена закладка (уход) многолетних плодовых насаждений. Более того, согласно правовой позиции по настоящему делу заявитель не оспаривает целевое использование субсидий, предоставленных ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика" и представление ими документов, подтверждающих размер понесенных затрат.
При таких обстоятельствах выводы суда о признании недостоверными документов, представленных ООО "Альфа Плюс" и ООО "Сады Нальчика", и получении им неосновательного обогащения являются ошибочными, не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела и нарушают нормы материального права.
Суд в принятом решении не привел нормы закона или иного нормативного акта, которым не соответствовали действия Министерства по принятию и рассмотрению документов, а также доказательств того, что подача нескольких заявок одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (сельскохозяйственным товаропроизводителем) нарушило чьи-либо права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы удовлетворить, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.02.2022 по делу N А20-4322/2021 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4322/2021
Истец: ООО "Сады Эльбруса"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Третье лицо: Азиков Артур Борисович, АНО "Инновационные Аграрные Технологии", Архестов Беслан Мурадинович, Балкаров Алим Асланбиевич, Бирсов Музар Хасенович, Битоков Заур Наурбиевич, Блиев Тимбора Аминович, Бозиев Хасан Беталович, Гладков Иван Геннадьевич, Гутова Ромета Хачимовна, Каздохов Эльдар Олегович, Коков Рамазан Валерьевич, Куашева Ирина Хангериевна, Кудаев Беслан Асланович, Куржиев Мурат Мухамедович, Мазанов Муаед Темирканович, Мазашоков Мусса Борисович, Малухов Азрет Арсенович, Машекуашев Заур Ауесович, ООО "Агро-07", ООО "Агро-Лидер", ООО "АГРОМИР", ООО "АгроПлодПром", ООО "Агрофирма "Лескенская", ООО "АКАЭМ", ООО "Аква 7", ООО "Альфа Плюс", ООО "Анжелина", ООО "Весна", ООО "Дары Чегема", ООО "Джамал", ООО "Кабардинские яблоки", ООО "Меридиан", ООО "Сады Баксана", ООО "Сады Нальчика", ООО "Сады", ООО "Урухский сад", ООО "Фазенда", ООО "Центр питомник", ООО "Черниговское", ООО "ЭКОФРУКТ", ООО "Югсадинвест", ООО "Холодагроснаб", Пеков Хасанби Исуфович, Пшихопов Руслан Альбертович, Сижажева Сайда Юсуфовна, ССПОСПК "Агроинвест-Аргудан", СХПК "Ленинцы", Улимбашев Альберт Заурович, Улимбашев Хабас Хабашевич, Уначев Роберт Рантикович, Хамоков Мурат Юрьевич, Харадуров Аслан Алексеевич, Хатков Тимур Ашамазович, Хашукаев Астемир Николаевич, Чипова Вера Сарабиевна, Штымов Муса Хажбиевич, Эльмесов Замир Хизирович, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд