г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А56-38829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Апхудовым А.А. (до перерыва), секретарем Крючковой И.В. (после перерыва),
при участии:
от истца: Мамаева Ю.Н. по доверенности от 23.08.2021 (до перерыва), Кирдеева А.А. по доверенности от 09.08.2021 (после перерыва),
от ответчика: Захматов Д.О. по доверенности от 18.11.2021 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6742/2022) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академ-Парк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2022 по делу N А56-38829/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академ-Парк"
о взыскании,
третьи лица: Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, лит.А; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академ-Парк" (ОГРН 5067847215684, ИНН 7841342171; Санкт-Петербург, наб.Петроградская, д.36, лит.А, пом.1-Н: N 57 (часть); далее - Общество) о взыскании 2 108 125 руб. 74 коп. долга, 82 819 руб. 35 коп. неустойки, неустойки по закону, начиная с 01.04.2021 по день фактической оплаты суммы основного долга, исходя из части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет (ИНН 7840013199; Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11), Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (ИНН 7826692894; Санкт-Петербург, ул.Садовая, 14/52, лит.А), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (ИНН 7825363978; Санкт-Петербург, пер.Антоненко, д.4), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7707780887; Москва, ул.Садовая-Самотечная, д.10/23, стр.1); Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ИНН 7825413361; Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит.А).
Решением суда от 24.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 24.01.2022, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит взыскать с ответчика в пользу истца 116 583 руб. 17 коп. задолженности, 3 900 руб. 03 коп. неустойки, неустойку с 01.04.2021 по день фактической оплаты задолженности, исходя из части 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, ссылается на то, что суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для населения для оплаты одного куб м горячей воды. Общество возражает против расчета задолженности истца, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не принят во внимание контррасчет ответчика.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 19.04.2022 объявлялся перерыв до 26.04.2022. После перерыва судебное заседание продолжено.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы; представитель истца отклонил их.
Третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) 01.09.2017 заключили договор N 19191.035.1 теплоснабжения (далее - договор), согласно которому ресурсоснабжающая организация обеспечивает подачу (поставку) исполнителю через присоединенную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса.
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Ресурсоснабжающая организация ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет в банк исполнителя акцептно платежное требование за потребленный в расчетном месяце коммунальный ресурс, а также направляет исполнителю подписанный со своей стороны в двух экземплярах акта поданной-принятой тепловой энергии (коммунального ресурса), в котором указывается количество и стоимость потребленной исполнителем в расчетном месяце тепловой энергии (коммунального ресурса) и счет-фактуру. Оплата производится исполнителем до 20 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100 процентов стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса, определенного в соответствии с договором (раздел 6 договора).
Предприятие в период июня 2020 года, с августа 2020 года по февраль 2021 года поставило Обществу тепловую энергию и выставило к оплате соответствующие счета-фактуры.
Общество тепловую энергию не оплатило, на претензию от 30.03.2021 о добровольной уплате долга не ответило, что послужило основанием для обращения Предприятия с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом.
Общество, возражая против заявленных требований, указало, что расчет стоимости тепловой энергии при оказании услуги горячего водоснабжения многоквартирного дома должен определяться исходя из объема потребленной воды в куб. м с применением нормативного порядка расчета объема тепловой энергии, необходимой для ее подогрева, как это имеет место при оплате соответствующей коммунальной услуги конечными потребителями, тогда как Предприятие предъявляет к оплате стоимость тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения исходя из объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета в Гкал.
Суд первой инстанции признал правомерным начисление истцом платы за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения, исходя из объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета в Гкал.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства. В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Ответчик не согласен с расчетом объема тепловой энергии, поставленной в спорный период на нужды горячего водоснабжения, полагая, что расчеты должны производиться в куб.м, поскольку Общество выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в руб./куб.м.
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному для оплаты одного куб.м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (или по нормативам потребления) и оплачивать этот объем исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая положения пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Управляющая компания должна оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Управляющую компанию обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
В приложении N 6 и 6.1 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 252-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019 - 2023 годы" установлены льготные тарифы на тепловую энергию на 2019 и 2020 года, поставляемую Предприятием потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга. В данном приложении также установлен одноставочный тариф на воду в руб./Гкал, который включает в себя стоимость теплоносителя. Тарифы на горячую воду в руб./куб.м для Предприятия не установлены.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) (формула 24 того же приложения).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Из материалов дела следует, что объем тепловой энергии, необходимый для подогрева 1 куб.м холодной воды составляет 0,06 Гкал при использовании открытой системы горячего водоснабжения. Этот же показатель применялся Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга при утверждении тарифов на горячую воду (руб./куб. м).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что установленные в спорных домах коллективные (общедомовые) приборы учета учитывают не только общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, но и отдельно определяют объем коммунального ресурса на отопление и объем коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения - в двух единицах измерения (Гкал и куб. м).
Представленный Предприятием расчет задолженности за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения исходя из показаний общедомового прибора учета (в Гкал) и установленного Предприятию тарифа в Гкал не соответствует порядку определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный жилой дом в целях оказания соответствующей коммунальной услуги.
Положения абзаца пятого пункта 42(1) Правил N 354, на которые ссылается Предприятие, не применимы к спорным правоотношениям, поскольку общедомовые приборы учета, установленные в многоквартирном доме, раздельно определяют объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения.
Из представленного ответчиком в материалы дела контррасчета задолженности, произведенного с учетом правовой позиции, сформированной высшей судебной инстанцией и исключающей возможность возложения на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате конечными потребителями по установленным для них правилам, видно, что стоимость тепловой энергии на горячее водоснабжение, излишне предъявленная к оплате Обществом в спорный период, превышает заявленный ко взысканию в рамках настоящего дела размер задолженности за тепловую энергию, поставленную на нужды горячего водоснабжения в жилую часть спорных многоквартирных домов.
Разница у истца и ответчика в стоимости ресурса, исчисленного в соответствии с Правилами N 354, возникла в результате учета или неучета в расчетах задолженности и оплаты за июль 2020 года. В расчете истца учтены начисления за указанный месяц, в то время как в иске истец утверждает, что оплата тепловой энергии за июль 2020 года не является предметом спора и в сумму иска включена задолженность без учета июля 2020 года.
Проверив указанные возражения ответчика, а также пояснения истца, суд апелляционной инстанции признал контррасчет ответчика правильным, соответствующим заявленным исковым требованиям и Правилам N 354.
Суд апелляционной инстанции также признал обоснованными пояснения ответчика относительно образовавшейся разницы в пользу истца в размере 88 278 руб. 68 коп., с учетом того, что в расчетах истца "ГВС с технологией" указаны иные значения, которые отличаются от значений в отчетах о теплопотреблении ответчика.
В такой ситуации у суда отсутствовали правовые основания для взыскания с Общества в пользу Предприятия 2 108 125 руб. 74 коп. задолженности. Исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 116 583 руб. 17 коп. задолженности.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании неустойки, начисленной с 01.04.2021 по день фактической оплаты основного долга, начисленной на сумму 116 583 руб. 17 коп. в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона теплоснабжении.
При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта о взыскании с Общества в пользу Предприятия 116 583 руб. 17 коп. долга, 4 630 руб. 96 коп. пени, и пени по дату фактической оплаты основного долга, исковые требования в остальной части не подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине распределены по правилам статьи 110 АПК РФ. Истцом при уточнении размера исковых требований не полностью уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина (20 000 руб. вместо 44 495 руб.).
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2022 по делу N А56-38829/2021 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академ-Парк" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 116 583 руб. 17 коп. долга, 4 630 руб. 96 коп. неустойки, неустойку с 01.04.2021 по пень фактической оплаты задолженности, исходя из части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", 1 189 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 24 495 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38829/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Академ-Парк"
Третье лицо: Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Мин строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, УФАС