г. Владимир |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А43-19363/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "Племзавод им. Ленина" (ИНН 5218000953, ОГРН 1135243000474) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2022 по делу N А43-19363/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Племзавод им. Ленина" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 03.06.2021 N 07-52-16з/2021.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 18.02.2021 года N 382-ООД Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Племзавод им. Ленина" (далее по тексту - Общество) проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 31.03.2021 N 382.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управление 13.04.2021 составило протокол об административном правонарушении N 52-10003/07-ЗР и 03.06.2021 вынесло постановление о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении N 07-52-16з/2021 в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 09.02.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, указав, что выращивает яровую пшеницу сорта "Эскада 70", "Ирень" и озимую пшеницу сорта "Московская 39", которые являются самоопыляющимися растениями, что исключает возможность появления изменений в генетической программе сорта в естественной среде, из чего следует, что необходимости в проведении испытаний зерна на содержание ГМО не требуется.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение требований части 1 статьи 3 TP ТС 015/2011, выразившееся в выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерно пшеницы мягкой яровой на кормовые цели урожая 2019 года в количестве 157,72 тн, которое не прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные TP ТС 015/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее по тексту - Закон N 184-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона N 184-ФЗ под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; под декларацией о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; под подтверждением соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; под формой подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; под схемой подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
При этом пунктом 1 статьи 24 Закона N 184-ФЗ определено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 184-ФЗ декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Часть 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ предусматривает обязанность лица выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после подтверждения такого соответствия. При этом подтверждением соответствия в силу положений Закона N 184-ФЗ является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, разработан Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна" (далее - ТР ТС 015/2011).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 - "Область применения" настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 TP ТС 015/2011 зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Согласно пункту 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011 каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ТР ТС 015/2011 поставляемое зерно, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не может быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В силу приложения N 2 ТР ТС 015/2011 зерно может содержать только зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза линии ГМО. В зерне, содержащем ГМО, допускается не более 0,9% незарегистрированных линий ГМО.
Таким образом, ТР ТС 015/2011 предусматривает требования в отношении содержания ГМО, что обуславливает необходимость подтверждение соответствие продукции требованиям в данной части.
Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям рассматриваемого Технического регламента проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия зерна; 2) государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна (статья 6 ТР ТС 015/2011)
На основании пунктов 1, 2 5 статьи 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Подтверждение соответствия зерна, произведенного на единой таможенной территории Таможенного союза, и зерна, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза, проводится по единым правилам и схемам, установленным настоящим техническим регламентом. Декларирование соответствия зерна осуществляется по схемам 1д, 2д, 3д, 4д и 6 д.
В соответствии пунктом 7 статьи 7 TP ТС 015/2011 схема декларирования 2д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.
Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
Заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Пунктом 12 статьи 7 ТР ТС 015/2011 предусмотрено, что декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза.
В соответствии со статьей 5 TP ТС 015/2011 соответствие зерна настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований и выполнением требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется. Методы исследований (испытаний) и измерений устанавливаются в стандартах, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утверждаемый Комиссией Таможенного союза.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2021 по делу N А43-19035/2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021, Обществу отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Управления от 03.06.2021 N 07-52-15з/2021, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Данными судебными актами установлено, что Общество в рамках оценки соответствия зерна пшеницы для кормовых целей, урожай 2019 года, требованиям TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна" приняло декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-Ш.ПС04.А.02811/20 от 03.08.2020 на основании протоколов испытаний N11072 от 30.07.2020, N11072Б от 29.07.2020, выданных ИЦ ФГБУ "Нижегородский референтный центр Россельхознадзора". Вместе с тем в протоколах N11072 от 30.07.2020, N11072Б от 29.07.2020 отсутствуют данные о проведении испытаний на ГМО.
Таким образом, зерно (пшеница мягкая яровая на кормовые цели, урожай 2019 года, партия 300 тонн) не прошло в полном объеме необходимые процедуры оценки соответствия, установленные TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна"; без проведения соответствующих испытаний, в том числе на наличие ГМО в продукции, указание в декларации о соответствии зерна требованиям ТР ТС 015/2011 является недостоверным.
Подтверждением соответствия зерна пшеницы мягкой озимой на кормовые цели урожая 2019 года, партия 500 (пятьсот) тонн требованиям TP ТС 015/2011 при принятии Обществом декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д - RU.ПС04.А.02566/20 явились протоколы испытаний N 2791 от 11.03.2020, N 4004 от 12.03.2020, N 4004Б от 13.03.2020, выданные ИЦ ФГБУ "Нижегородский референтный центр Россельхознадзора" (RA. RU.2HTK)19). Сведений об иных документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям TP ТС 015/2011, в указанной декларации не содержится.
В протоколах испытаний N 2791 от 11.03.2020, N 4004 от 12.03.2020, N 4004Б от 13.03.2020, выданных ИЦ ФГБУ "Нижегородский референтный центр Россельхознадзора", и, на основании которых зарегистрирована указанная декларация, отсутствует информация о проведении исследований зерна пшеницы на содержание компонентов ГМО, следовательно, перечень исследований партии зерна пшеницы мягкой яровой на кормовые цели урожая 2019 года, установленный в Приложении 4 к TP ТС 015/2011, является неполным.
Учитывая вышеизложенное, Общество не обеспечило подтверждение соответствия партии зерна требованиям TP ТС 015/2011 в полном объеме, тем самым допустило недостоверное декларирование соответствия продукции зерна.
Тем самым, в нарушение требований части 1 статьи 3 TP ТС 015/2011 Общество выпустило в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерно пшеницы мягкой яровой на кормовые цели урожая 2019 года в количестве 157.72 тн. и зерно пшеницы мягкой озимой на кормовые цели урожай 2019 года в количестве 238.36 тн, которое не прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные TP ТС 015/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а, следовательно, имеется угроза причинения вреда объектам животного мира.
С учетом изложенного административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о том, что выращиваемые им сорта пшеницы "Эскада 70", "Ирень" и озимая пшеница сорта "Московская 39" включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию и не содержат ГМО судом правомерно отклонен, поскольку не свидетельствуют об отсутствии вины Общества, так как в силу приведенных требований Закона N 184-ФЗ, ТР ТС 015/2011, в целях декларирования соответствия выпускаемой продукции требуется проведение соответствующих исследований (испытаний) вне зависимости от способов производства продукции.
Как верно указано судом первой инстанции ссылка Общества на положения части 16 статьи 4 ТР ТС 015/2011 не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по проведению испытаний продукции на содержание ГМО, поскольку в отсутствие результатов таких испытаний не представляется возможным утверждать отсутствие у Общества обязанности по включению сведений о наличии в зерне ГМО.
Факт нарушения требований Технического регламента ТС подтверждается актом проверки от 31.03.202 N 382, протоколом об административном правонарушении от 13.04.2021 N52-10003/07-ЗР.
При этом у Общества была возможность для соблюдения вышеуказанных норм, однако им не приняты все зависящие от него меры для их соблюдения.
При таких обстоятельствах вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия исключительных обстоятельств.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2022 по делу N А43-19363/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Племзавод им. Ленина" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19363/2021
Истец: ООО "Племзавод им. Ленина"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл
Третье лицо: ООО Племзавод им.Ленина