г. Киров |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А82-10679/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Ярославской области "Областная Фармация"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2022 по делу N А82-10679/2021
по заявлению Государственного предприятия Ярославской области "Областная Фармация" (ОГРН 1027600984597; ИНН 7607000149)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (ОГРН 1047600428732; ИНН 7604071046)
о признании недействительным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Ярославской области "Областная Фармация" (далее - заявитель, Предприятие, ГП ЯО "Областная Фармация") обратилось в арбитражный суд к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, ГУ МЧС) с требованиями:
- о признании недействительным предписания от 24.06.2021 N 11 в части устранения нарушений установленных требований в области гражданской обороны по объекту: г. Ярославль, ул. 1-ая Путевая, 7 (пункты 1 - 4 предписания);
- о взыскании 3000 рублей в порядке возмещения расходов на уплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что исполнение Предприятием предписания находится в прямой зависимости от третьих лиц, в данном случае от предоставления территориальной администрацией территории для эвакуации и размещения работников и доведения планов работы по эвакуации населения. Только при указанных обстоятельствах Предприятие может принять меры по исполнению предписания в объеме, указанном в пунктах 1-4 предписания. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что Предприятие не предпринимало необходимых и достаточных мер по реализации установленных эвакуационных мероприятий. Взаимодействие Предприятия с органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления по определению безопасного района эвакуации началось в 2019 году, о чем свидетельствует представленная суду переписка.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы заявителя, указал на законность и обоснованность решения суда.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения ГУ МЧС N 11 от 07.06.2021 в период с 10.06.2021 по 24.06.2021 в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 11.06.2019 N 7 (письмом от 19.08.2020 N 3957-4-1-22 срок исполнения перенесен на 01.05.2021).
В ходе проверки ответчиком установлено нарушение ГП ЯО "Областная Фармация", в том числе пункта 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), пункта 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), а именно:
загородная зона не освоена. Ордера на занятие жилых помещений и нежилых зданий (помещений) в загородной зоне отсутствуют. Согласования вопросов обеспечения эвакуируемого населения в загородной зоне нет;
план подготовки и проведения эвакуации работников и членов семей работников организации, материальных и культурных ценностей в безопасные районы отсутствует;
план размещения работников и членов их семей в загородной зоне не разработан и не согласован с органом местного самоуправления;
учения и тренировки по гражданской обороне не проводятся.
Результаты проверки отражены в акте от 24.06.2021 N 11 (л. д. 42-44).
В целях устранения выявленных нарушений ответчиком в адрес заявителя выдано обязательное для исполнения предписание от 24.06.2021 N 11 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны (л. д. 60-61).
Не согласившись с пунктами 1 - 4 предписания, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности пунктов 1 - 4 предписания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
В соответствии со статьей 1 данного Закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 9 Положения N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются: организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
В соответствии с пунктом 16.3 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;
подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
разработка согласованных с органами местного самоуправления планов эвакуационных мероприятий в организациях, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено нарушение Предприятием вышеприведенных норм в месте нахождения заявителя: г. Ярославль, ул. 1-я Путевая, 7.
Заявителем приведен довод о том, что исполнение предписания находится в прямой зависимости от предоставления территориальной администрацией территории для эвакуации и размещения работников и доведения планов работы по эвакуации населения. При этом Предприятие предприняло необходимые и достаточные меры по реализации установленных эвакуационных мероприятий, что подтверждается представленными в дело письмами.
Рассмотрев указанный довод, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что направление ГП ЯО "Областная Фармация" в феврале, апреле 2019 года и в июне 2021 года писем в администрации и в МКУ "Центр гражданской защиты" г. Ярославля не является принятием заявителем необходимых и достаточных мер по реализации установленных эвакуационных мероприятий (л. д. 52-54). В период с даты вынесения предписания N 7 (11.06.2019) по дату направления письма в МКУ "Центр гражданской защиты" г. Ярославля (09.06.2021) Предприятие никакие меры по реализации эвакуационных мероприятий не предпринимало. Иное из материалов не усматривается. На дату выдачи оспариваемого предписания меры по реализации эвакуационных мероприятий также не приняты.
На основании изложенного довод заявителя о принятии им необходимых и достаточных мер по реализации установленных эвакуационных мероприятий подлежит отклонению.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В связи с тем, что Предприятие допустило нарушение норм действующего законодательства, у ГУ МЧС имелись основания для выдачи предписания в части пунктов 1 - 4, которые не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя. Соответственно, суд первой инстанции правомерно отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Ярославской области.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2022 по делу N А82-10679/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2022 по делу N А82-10679/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного предприятия Ярославской области "Областная Фармация" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-10679/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНАЯ ФАРМАЦИЯ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Начальник отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Ярославской области Маханов Вячеслав Сергеевич