г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А26-1204/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6546/2022) Администрации Пряжинского национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2022 по делу N А26-1204/2021 (судья Ильющенко О.В), принятое
по иску Администрации Пряжинского национального муниципального района
к индивидуальному предпринимателю Кузнецову Сергею Николаевичу
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Пряжинского национального муниципального района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Николаевича (далее - Предприниматель, ответчик) 1 738 729 рублей социальной выплаты.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2022в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается, что не была уведомлена надлежащим образом о необходимости прерывания осуществления предпринимательской деятельности ИП Кузнецовым С.Н. по причине лечения и реабилитации ребенка - инвалида в другом регионе Российской Федерации. Кроме того Предприниматель не предоставляет статистическую отчетность по ф. 1- фермер, 2-фермер, 3-фермер за период с 2019 по 2021 г.г. и не ведет деятельность в области свиноводства на территории Пряжинского района. Указанные обстоятельства подтверждают, что ответчик не осуществляет предпринимательскую деятельность, заявленную при получении социальной выплаты, что является не выполнением членом молодой семьи или молодым специалистом обязательства работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, в соответствии с пп. б пункта 43 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение 34 к ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 года и на период до 2020 года", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598), а следовательно, социальная выплата подлежит возврату в полном объеме.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Кузнецов С.Н. обратился с заявлением от 30.06.2016 в Администрацию о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, путем строительства жилого дома в Эссойльском сельском поселении. К заявлению приложил договор N 140/814 от 18.09.2013 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:21:0080105:94 в п. Эссойла, ул. Северная, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Администрация выдала Кузнецову С.Н. разрешение N 10-RU10511000245-2016 от 30.06.2016 на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 10:21:0080105:94.
В соответствии с указанными программами, разделом III Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598; далее - Типовое положение), Администрация заключила с ИП Кузнецовым С.Н. (получатель социальной выплаты) договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) от 16.06.2017, по условиям которого Администрация обязалась перечислить денежные средства получателю социальной выплаты, а ИП Кузнецов С.Н. - осуществлять предпринимательскую деятельность в области сельского хозяйства на территории Пряжинского национального муниципального района не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при завершении строительства жилья подтвердить его ввод в эксплуатацию копиями технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации жилого строения, представить их в администрацию.
По условиям договора от 16.06.2017 жилое дом оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в течение 1 года 6 месяцев с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия 16.06.2017 выдало Кузнецову С.Н. свидетельство N 10 о предоставлении социальной выплаты в размере 1 738 729 рублей на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в свидетельстве указан численный состав семьи - 5 человек (члены семьи - супруга и трое детей).
Администрация вынесла распоряжение N 212 от 29.06.2017 о перечислении Кузнецову С.Н. социальной выплаты в размере 1 738 729 рублей.
Платежными поручениями N 86640, N 86639 от 29.06.2017, N 96894, N 96896 от 30.06.2017 денежные средства в указанной суммы перечислены Кузнецову С.Н.
27.03.2019 Межведомственной комиссией проведена выездная проверка целевого расходования социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности согласно договору от 16.07.2017, по результатам которой установлено, что в п. Эссойла, ул. Северная (кадастровый номер земельного участка 10:21:0080105:94) жилой дом отсутствует, признаков незавершенного строительства нет.
По результатам проверки Межведомственной комиссией составлен акт от 27.03.2019, в котором отражено невыполнение условий предоставления социальной выплаты.
Письмом от 05.11.2020 Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия информировало Администрацию, что обращения Кузнецова С.Н. о порядке и согласовании использования средств субсидий в адрес Министерства не поступили.
Претензией от 23.12.2020 N 9926 Администрация предложила ИП Кузнецову С.Н. представить копию технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации жилого строения в общую долевую собственность всех членов семьи, и сообщила, что в случае не предоставления документов обратиться о взыскании суммы социальной выплаты в судебном порядке.
Указанная претензия оставлена Предпринимателем без удовлетворения.
Посчитав, что социальная выплата использована Предпринимателем не по назначению, в связи, с чем подлежит возврату в бюджет Пряжинского национального муниципального района, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, посчитав их необоснованными по праву.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", которая предусматривала улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в том числе путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности, при осуществлении одним из членов семьи индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе (раздел III программы, приложение N 4).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 20.01.2015 N 7-П утверждена государственная программа Республики Карелия "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов", подпрограммой "Устойчивое развитие сельских территорий" которой предусмотрены социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Факт получения Кузнецовым С.Н. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 738 729 рублей подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Ответчик указывает, что после получения земельного участка с кадастровым номером 10:21:0080105:94 установил отсутствие к нему подъездных путей, в связи, с чем неоднократно обращался в различные органы, в том числе в Администрацию, с требованием устранить препятствия для строительства дома, на которые были получены ответы о невозможности строительства дороги; для устранения данной проблемы ответчик приобрел земельный участок с кадастровым номером 10:21:0080105:29, о чем уведомил Администрацию, на данном земельном участке с использованием субсидии был построен дом, которому присвоен кадастровый номер 10:21:0080105:256, все документы о строительстве дома направлялись в адрес истца, в связи с чем обязательства по договору исполнены. Временная смена места пребывания, повлекшая временное отсутствие возможности ведения предпринимательской деятельности в Пряжинской районе, обусловлена необходимостью реабилитации и лечения ребенка-инвалида в другом регионе.
Ответчик представил ответы Администрации Эссойльского сельского поселения, администрации Пряжинского национального муниципального района на обращения Кузнецова С.Н., согласно которым возможность строительства дороги и организации подъезда к земельному участку с кадастровым номером 10:21:0080105:94 отсутствует, заявителю разъяснено право обратиться к собственникам соседних земельных участков за установлением сервитута.
Факт строительства Кузнецовым С.Н. жилого дома в Эссойльском сельском поселении на основании уведомления администрации N 5-2018 от 04.10.2018 подтвержден материалами дела.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости 04.09.2017 на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства и земельного участка от 23.08.2017 зарегистрировано право собственности Кузнецова С.Н. на земельный участок с кадастровым номером 10:21:0080105:29 площадью 1500 кв.м., расположенный в п. Эссойла в центральной части кадастрового квартала 10:21:080105, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Материалами дела подтверждается, что по результатам рассмотрения уведомления Кузнецова С.Н. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 03.10.2018 Администрация на основании статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации направила ответчику уведомление N 5-2018 от 04.10.2018 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 10:21:0080105:29.
В силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком указанного уведомления дает ему право осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
02.11.2018 в едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Кузнецова С.Н. на здание с кадастровым номером 10:21:0080105:256 - индивидуальный жилой дом площадью 140 кв.м., год завершения строительства - 2018, дата присвоения кадастрового номера - 02.11.2018, адрес - Республика Карелия, Пряжинский национальный муниципальный район, п. Эссойла, ул. Северная.
Договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) от 16.06.2017 не содержит условия об использовании ответчиком социальной выплаты на строительство дома на конкретном земельном участке, не возлагает на ИП Кузнецова С.Н. обязанность согласовать с администрацией изменение земельного участка под строительство и возвратить полученную социальную выплату в противном случае.
Согласно свидетельству N 10 от 16.06.2017 социальная выплата предоставлена ответчику на строительство жилого дома в Пряжинском национальном муниципальном районе.
Жилой дом с кадастровым номером 10:21:0080105:256 построен в Пряжинском национальном муниципальном районе в п. Эссола, то есть в том же населенном пункте, который был указан ответчиком в заявлении о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках указанной выше федеральной целевой программы.
Неосуществление ответчиком строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 10:21:0080105:94 не свидетельствует о нецелевом расходовании социальной выплаты и не является основанием для возврата социальной выплаты
В нарушении статьи 65 АПК РФ доказательств подтверждающих, что ИП Кузнецов С.Н. фактически достроил объект незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 10:21:0080105:29, а не построил новый дом, что предусматривает иной размер выплаты, Администрация ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представила.
Ответчиком в свою очередь представлен акт обследования от 26.09.2018, составленный кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 10:21:00000002970, согласно которому в результате осмотра 23.09.2018 установлено прекращение существования указанного объекта в результате демонтирования собственником, объект располагался на земельном участке с кадастровым номером 10:21:0080105:29.
В соответствии с пунктом 30 Типового положения жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Республики Карелия, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 17.12.2013 N 364-П) в случае строительства жилого дома жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 1,5 лет с даты выдачи свидетельства.
Аналогичное условие предусмотрено договором от 16.06.2017, заключенным сторонами.
Абзац 4 пункта 30 Типового положения предусматривает право органа исполнительной власти истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером 10:21:0080105:256 оформлен 02.11.2018 в собственность Кузнецова С.Н.
Таким образом, в установленный срок, построенный жилой дом не был оформлен в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве N 10 от 16.06.2017.
Однако ответчик представил заверенное нотариусом обязательство Кузнецова С.Н. от 24.04.2019 об оформление жилого дома с кадастровым номером 10:21:0080105:256 в общую собственность его, супруги, первого, второго, третьего ребенка и последующих детей, с определением размера долей по соглашению между ними в порядке и сроки, установленные законом.
Судом установлено, что между Администрацией и ИП Кузнецовым С.Н. был заключен двухсторонний договор от 16.06.2017, по условиям которого ИП Кузнецов С.Н. обязался осуществлять предпринимательскую деятельность в области сельского хозяйства на территории Пряжинского национального муниципального района не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
Разделом 2 договора предусмотрены условия, аналогичные пункту 45 Типового положения, и право Администрации истребовать в судебном порядке от получателя средства в размере предоставленной социальной выплаты при несоблюдении указанного условия.
Согласно выписке из единого государственного реестра физических лиц основной вид экономической деятельности ИП Кузнецова С.Н. по ОКВЭД 01.46 - разведение свиней.
По информации Администрации Эссойльского сельского поселения Кузнецов С.Н. зарегистрирован по месту жительства по адресу: п.Эссойла, ул. Октябрьская, д. 12, кв.3. (справка от 16.11.2021).
В пояснениях ИП Кузнецов С.Н. указал, что в 2018 году его младшему ребенку была установлена инвалидность и семья была вынуждена временно сменить место жительства для реабилитации и лечения ребенка в профильном реабилитационном центре, расположенном в Республике Крым; в связи с этим временно отсутствует возможность вести предпринимательскую деятельность в Пряжинском районе; при этом в другом регионе семья проживает на съемной квартире, дом, построенный на средства субсидии, является единственным объектом недвижимости, куда многодетная семья ответчика, находящая в сложной жизненной ситуации, может вернуться, ответчик является действующим индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в территориальном налоговом органе Республики Карелия.
Ответчик представил справку ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" серия МСЭ-2019 N 1416151 об установлении инвалидности ребенку, медицинские заключения, выписки из амбулаторной карты, в которых указаны, в том числе рекомендации о прохождении периодических курсов реабилитации в медицинском центре.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств недобросовестных действий ответчика и того, что индивидуальный предприниматель отказался осуществлять заявленную им деятельность на территории муниципального образования, данные обстоятельства носят временный характер в силу сложившихся тяжелых жизненных обстоятельств и не могут являться основанием к возврату полученных денежных средств в установленном законом порядке, в связи, с чем исковые требования правомерно не удовлетворены судом первой инстанции. Кроме того, защита многодетным детям, детям- инвалидам гарантирована государством, направлена на поддержку семей, создание условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, в том числе счет предоставления социальных выплат на приобретение жилья.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2022 по делу N А26-1204/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1204/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЯЖИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ИП Кузнецов Сергей Николаевич
Третье лицо: ИП Кузнецов Сергей Николаевич, МИнистерство сельского и рыбного хозяйства по РК