г. Владимир |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А43-35201/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2022 по делу N А43-35201/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 13.10.2021 N 515-13-24/27/2/ТКО/2021.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) в ходе проверки информации администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода выявлено, что в период с 12.08.2021 с 11 час. 23 мин. до 14.08.2021 в 12 час. 35 мин. по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Отечественная, д.1 обществом с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее по тексту - Общество) не произведен вывоз крупногабаритного мусора с территории контейнерной площадки.
Усмотрев в действиях Общества с ограниченной ответственностью состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 28.09.2021 N 515-13-24/27/2ТКО-2021 и 13.10.2021 вынесло постановление N 515-13-24/27/2/ТКО/2021, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5900 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 05.03.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция считает, что судом первой инстанции в применении норм материального права не учтены части 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что администрацией к материалам были представлены фотографии места накопления ТКО по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Отечественная, д. l, которые содержат дату и время фиксации правонарушения, имеют соответствующие сопроводительные пояснительные надписи, удостоверяющие место фотосъемки и являются надлежащим доказательством по делу. Полагает, что выводы суда об обязательном наличии адресной таблички вблизи контейнерной площадки основаны на неверном толковании законодательства в виду того, что нормы Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, не предусматривают обязательное условие наличия адресной таблички вблизи контейнерной площадки. Кроме того указывает, что фотографии не являются основными и единственными доказательствами по делу, они лишь уточняют или конкретизируют те или иные обстоятельства по делу.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Инспекция и Общество заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В столбце 2 пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
В силу пунктов 9, 10, 11 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Из пункта 12 Правил N 1156 следует, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе и крупногабаритных) из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом, в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (26) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, обязанности регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов из предусмотренных договором и специально оборудованных мест (контейнерных площадок и площадок для складирования крупногабаритного мусора) корреспондируется обязанность потребителей коммунальной услуги складировать твердые коммунальные отходы в таких местах и исключительно в контейнеры (бункеры, иные емкости, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов), установленные на соответствующих контейнерных площадках, либо, в случае складирования крупногабаритного мусора, на специальной площадке для складирования крупногабаритного мусора, которая также должна быть надлежащим образом обустроена и предусмотрена договором.
Обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, а также территории, прилегающей к данной площадке, ни правилами N 1156, ни иными нормативными правовыми актами на регионального оператора не возложена.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области и является исполнителем коммунальной услуги, на которого возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области, заключенного 31.01.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, твердых коммунальных отходов с мест их накопления.
Пунктом 2.1.16 Соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
В ходе инспекционного обследования путем непосредственного обнаружения обнаружено, что в период с 12.08.2021 с 11 час. 23 мин до 14.08.2021 с 12 час. 35 мин. по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Отечественная, д.1, выявлено, что более трех суток не произведен вывоз твердых коммунальных отходов из отсека КГМ.
Однако в представленных фотографиях изображена переполненная контейнерная площадка, фотографии датированы - 12.08.2021 11 час. 23 мин, 13.08.2021 11 час. 53 мин., 14.08.2021 12 час. 35 мин. При этом, документальных доказательств, свидетельствующих о том, что фотографии были сделаны по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Отечественная, д.1 не представляется возможным. Данный адрес указан вручную, адресная табличка вблизи контейнерной площадки отсутствует. Каких-либо пояснений по данным обстоятельствам административным органом не представлено.
В рассматриваемом случае Инспекцией не доказано, что Общество не приняло надлежащих мер по соблюдению Правил, а именно не приняло меры по своевременному вывозу переполненных контейнеров и бункеров накопителей (более 3 суток) по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Отечественная, д.1.
Представленные Инспекцией доказательства, безусловно, не подтверждают юридически значимые обстоятельства и не позволяют установить вину Общества в совершении вмененного административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии события вменяемого правонарушения, соответствует материалам дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, иных доказательств, подтверждающих факт переполнения контейнеров и бункеров-накопителей по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Отечественная, д.1 материалы дела не содержат. В протоколе об административном правонарушении представителем Общества сделана отметка о несогласии с отраженными в нём обстоятельствами.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2022 по делу N А43-35201/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-35201/2021
Истец: ООО "Нижэкология-НН"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области