г. Киров |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А28-7794/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Винокуровой Е.М., действующей на основании доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2022 по делу N А28-7794/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (ОГРН 1044316564313, ИНН 4345089335)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963,
ИНН 4345164254)
о признании незаконным распоряжения, об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (далее - заявитель, ООО "МПСМ-Вятка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) от 12.05.2021 N 292, которым по результатам рассмотрения заявления от 28.04.2021 Обществу отказано в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины на территории Орловского лесничества (кадастровый номер 43:25:000000:363) на основании пункта 3 части 8 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и об обязании устранить нарушения.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "МПСМ-Вятка" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о неправильном применении арбитражным судом норм материального права, неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Общество настаивает на незаконности оспариваемого решения, поскольку, по мнению подателя жалобы, испрашиваемый заявителем лесной участок является федеральной собственностью, только федеральные органы государственной власти имеют право распоряжаться федеральной собственностью в рамках федерального законодательства. Заявитель указывает на то, что вопреки требованиям типовой формы лесного плана, Лесной план Кировской области содержит ограничения использования свободных лесных участков с видом пользования для заготовки древесины путем выделения 5 зон освоения внутри одного вида пользования - заготовка древесины. По мнению Общества, в рассматриваемом случае суд первой инстанции должен был применить положения не Лесного плана Кировской области, а положения пункта 8 статьи 80.1, статей 81, 82 ЛК РФ, имеющие большую юридическую силу. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Министерство в письменном отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.04.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.04.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Общество просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
ООО "МПСМ-Вятка" (ОГРН 1044316564313) создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2004. Основным видом деятельности Общества является производство шпона, фанеры, деревянных плит и панелей.
28.04.2021 Общество обратилось в Министерство с заявлением о намерении принять участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины, с кадастровым номером 43:25:000000:363 со следующим местоположением: Кировская область, Орловский район, Орловское лесничество, Халтуринское участковое лесничество, кварталы N N 10, 11, 25, 28, 29, 59, 65, 66; Русановское сельское участковое лесничество, кварталы N 1-42 (колхоз СПК "Колковский"), N 1-7 (колхоз СПК "Плодопитомнический"), N 1-4 (колхоз ГУП "Халтуринский"), NN 1, 5, 6, 8, 9, 13, 31 (колхоз СПК им. Степана Халтурина), N 1-15 (колхоз СПК "Русановский"), N 1 (Учебное хозяйство ПУ-36).
На основании пункта 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ Министерство отказало в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины (распоряжение от 12.05.2021 N 292), указав, что заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полагая, что решение (распоряжение) Министерства от 12.05.2021 является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В статье 80.1 ЛК РФ определена подготовка и организация открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины. Так, согласно части 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
В Кировской области полномочия по управлению в сфере лесного хозяйства в рамках статьи 83 ЛК РФ предоставлены Министерству лесного хозяйства Кировской области.
Решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения заявления о проведении конкурса (часть 7 статьи 80.1 ЛК РФ).
На основании пункта 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ решение об отказе в проведении конкурса принимается в случае, если заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому судом делу основанием для обращения заявителя в арбитражный суд послужило принятие Министерством решения об отказе в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка. В качестве правового обоснования в оспариваемом решении Министерство указало положения пункта 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ. Из позиции ответчика следует, что в соответствии с Лесным планом Кировской области, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165 (далее - Лесной план Кировской области), испрашиваемый Обществом лесной участок входит в состав третьей зоны - "зона местного потребления".
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения (распоряжения) Министерства незаконным с учетом следующего.
В соответствии со статьей 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 86 ЛК РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (часть 1). Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 3).
В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К нему прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. Лесной план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 692).
Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165 утвержден Лесной план Кировской области на 2019 - 2028 годы.
Для использования лесов в целях заготовки древесины Лесным планом Кировской области (в редакции Указа Губернатора Кировской области от 25.07.2019 N 101) предусматривается выделение 5 зон освоения: 1 - зона обеспечения потребностей граждан, 2 - зона специального назначения, 3 - зона местного потребления, 4 - аренда лесных участков, 5 - зона приоритетных инвестиционных проектов. Зона местного потребления предназначена для заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд, заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, а также рубки лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных по результатам аукционов. Данная зона представляет собой лесные участки, не переданные в пользование или аренду, а также лесные участки, право пользования или аренды на которые будет прекращено в период действия разрабатываемого Лесного плана.
Из материалов дела усматривается и сторонами по существу не оспаривается, что утвержденный Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165 Лесной план Кировской области на 2019 - 2028 годы в установленном действующим законодательством порядке не оспорен. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Поскольку испрашиваемый ООО "МПСМ-Вятка" лесной участок отнесен в соответствии с утвержденным Губернатором Кировской области Лесным планом к территории аукционного предоставления, входит в состав зоны местного потребления, он не мог быть предоставлен в аренду в порядке, установленном статьей 80.1 ЛК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что решение Министерства об отказе ООО "МПСМ-Вятка" в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины по основанию, установленному в пункте 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ, соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого решения ответчика незаконным.
Доводы заявителя жалобы о недействительности положений Лесного плана Кировской области в части установления ограничений по возможности использования свободного лесного участка путем выставления его на лесной конкурс (незаконно установлены зоны освоения 2 - 5), не основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения. В порядке статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 80.1 ЛК РФ, Лесного плана Кировской области, установив, что последний является действующим нормативным актом и не признан судом недействительным, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2022 по делу N А28-7794/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7794/2021
Истец: ООО "Моспромстройматериалы-Вятка"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области