г. Москва |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А41-54690/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "ЖилИно": Тараторина Е.А. по доверенности от 22.09.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от территориального отдела N 5 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области: представитель не явился, извещено;
от ООО "Жилуправком: представитель не явился, извещено;
от администрации городского округа Солнечногорск Московской области: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилИно"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 15 февраля 2022 года по делу N А41-54690/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖилИно"
к территориальному отделу N 5 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Жилуправком" и администрации городского округа Солнечногорск Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилИно" (далее - ООО "ЖилИно", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к территориальному отделу N 5 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 30.06.2021 N 5/1586/125.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилуправком" и администрация городского округа Солнечногорск Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2022 года по делу N А41-54690/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 89-92).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЖилИно" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя территориального отдела N 5 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ЖилИно" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ООО "ЖилИно", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 июня 2021 года Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области в ходе систематического наблюдения за состоянием и содержанием объектов расположенных на территории Московской области по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, д. Голубое, ул. Тверецкий проезд, д. 17, 19, 21, ул. Трехсвятская, д. 18, 20, территория ДИП, выявлено нарушение пункта "Г" части 11 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", выразившееся в том, что общество не организовало работу по удалению графических изображений на детской игровой площадке по указанному адресу.
По результатам проверки составлен акт осмотра территории (объекта) от 28.06.2021 N б/н.
30 июня 2021 года административным органом в отношении общества вынесено предписание N 5/1586/125 об устранении выявленных нарушений в срок до 02.07.2021.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ЖилИно" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Госадмтехнадзор Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции и осуществляет надзор за соблюдением требований Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", в сфере чистоты, порядка и благоустройства в рамках ст. 3.1, главы 6 Закона Московской области от 04.05.2016 N37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Закон Московской области N 37/2016-ОЗ), постановления Правительства от 16.10.2018 N 754/37 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области", Распоряжения Госадмтехнадзора МО от 09.10.2018 N 531-Р "Об утверждении Административного регламента по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области", а также в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
В соответствии с пунктами 39, 85 и 86 Административного регламента одной из административных процедур осуществления государственного надзора является систематическое наблюдение за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, соответствия их установленным требованиям в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства включает в себя визуальный осмотр объекта, в том числе с применением технических средств, имеющих функции фотосъемки, видеозаписи, изучение имеющихся в Госадмтехнадзоре Московской области документов (материалы дел об административных правонарушениях, муниципальные правовые акты Московской области и т.п.). Одной из форм систематического наблюдения является визуальный осмотр, который осуществляется, как правило, без участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, однако при наличии их на месте осмотра они вправе присутствовать при проведении осмотра и составлении соответствующих документов.
Согласно пункту 87 Административного регламента должностные лица Госадмтехнадзора Московской области производят визуальный осмотр объектов, расположенных в местах общественного пользования на территории Московской области, с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта обязательным требованиям. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований и согласно пункту 90 Административного регламента по результатам наблюдения должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области составляется акт осмотра территории (объекта).
Согласно пункту 91 Административного регламента в случае если в ходе систематического наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области выявляются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного КоАП Московской области, должностное лицо Госадмтехнадзора Московской области в порядке, установленном КоАП Российской Федерации, привлекает лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
Частью 1 статьи 1 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве) установлены единые требования к правилам благоустройства территории муниципального образования Московской области, в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требований к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
ООО "Жилино" является застройщиком жилого комплекса многоквартирных домов в дер. Голубое и собственником земельных участков по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, д. Голубое, с кадастровым номером 50:09:0070106:12526, и с кадастровым номером 50:09:0070106:12528.
Административным органом в ходе систематического наблюдения за состоянием и содержанием объектов расположенных на территории Московской области по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, д. Голубое, ул. Тверецкий проезд, д. 17, 19, 21, ул. Трехсвятская, д. 18, 20, территория ДИП, выявлено нарушение пункта "г" части 11 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области, выразившееся в том что Общество не организовало работу по удалению графических изображений на детской игровой площадке по указанному адресу.
Как следует из материалов дела, заявитель по настоящему делу обратился в суд с заявлением, в котором указывает, что общество не является собственником данной детской площадки и установленного на ней оборудования с элементами благоустройства, а обязанность по содержанию и уборке детской площадки, по его мнению, возложена на управляющую компанию, на прилегающей территории которой расположены данные объекты.
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве, Закон N 191/2014-ОЗ) устанавливает единые требования к правилам благоустройства территории муниципального образования Московской области, в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требований к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве, Закон N 191/2014-ОЗ) собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве.
В соответствии с частью 10 статьи 56 Закона N 191/2014-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Согласно пункту "г" части 11 статьи 56 Закона N 191/2014-ОЗ, запрещается размещение объявлений, листовок, различных информационных материалов, графических изображений, установка средств размещения информации без соответствующего согласования с органами местного самоуправления. Организация работ по удалению размещаемых объявлений, листовок, иных информационных материалов, графических изображений, средств размещения информации со всех объектов (фасадов зданий и сооружений, магазинов, деревьев, опор контактной сети и наружного освещения и тому подобное) возлагается на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов.
В рассматриваемом случае, спорная детская площадка расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0070106:12526, и 50:09:0070106:12528, расположенными по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, д. Голубое, ул. Тверецкий проезд, д.17,19,21 ул. Трехсвятская, д. 18, 20, территория ДИТ принадлежит ООО "ЖилИно".
Расположения детской площадки на указанных земельных участках подтверждается, представленными в материалы дела приложениями к акту осмотра территории, с определением координат (т. 1 л. д. 58-62).
Кроме того, в материалы дела представлено сообщение от Администрации с приложением выписок из ЕГРН, подтверждающих право собственности заявителя на указанные земельные участки, которые были выделены из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070106:3864, предоставленного Обществу для комплексного освоения в целях жилищного строительства (т. 1 л. д. 90, 93, 106).
При этом после выбора управляющей компании земельные участки, на которых расположена детская площадка не были переданы управляющей организации, что подтверждается, заключенным договором управления с ООО "Жилуправком" с собственниками помещений (пункт 3.1.3) (т. 1 л.д. 128, 133), также как и не была включена в схему благоустройства территории муниципального образования.
Не совершение действий по передачи прав на земельные участки для общества повлекло негативные последствия в сфере административно-публичных правоотношений (часть 4 статьи 1 ГК РФ).
Обязанность по соблюдению чистоты на территории принадлежащих на праве собственности, в том числе по удалению графических изображений, в силу приведенных положений законодательства, возложена непосредственно на собственника земельного участка, и не может быть в одностороннем порядке переложена на лицо, эксплуатирующее площадку.
При этом требование по обеспечению чистоты и поддержанию порядка на всей территории Московской области, является императивным и распространяет свое действие в первую очередь на собственников земельных участков. Последующая передача и/или перераспределение полномочий по содержанию элементов благоустройства, расположенных на данных земельных участках, относится к волеизъявлению первоначального собственника и не может служить достаточным основанием для освобождения его от ответственности за выявленное правонарушение.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащими субъектами ответственности за выявленное правонарушение являются: юридические и физические лица, являющиеся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе юридические лица, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, административным органом определен субъект ответственности верно и общество в данном случае является лицом, ответственным за не соблюдение требований по обеспечению чистоты и поддержании порядка на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности и расположенном на территории Московской области.
Предписание контролирующего органа носит определенный и четкий характер, не вызывает неоднозначного толкования, возлагаемые заинтересованным лицом на общество требования являются законными, обоснованными, доступными и исполнимыми, что подтверждает законность оспариваемого предписания.
Доказательств нарушения, оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое предписание является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2022 года по делу N А41-54690/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54690/2021
Истец: ООО "ЖИЛИНО"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ