г. Владивосток |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А51-15347/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-1582/2022
на решение от 03.02.2022
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-15347/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563 ОГРН 1027700552065) к обществу с ограниченной ответственностью "Параллель" (ИНН 2540257540, ОГРН 1202500021734)
о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 194 897 400,00 руб., пени в размере 2 542 455,92 руб.,
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня, таможенный орган, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Параллель" (далее - общество, декларант, ответчик) неуплаченного утилизационного сбора в сумме 194 897 400 руб. за товары, задекларированные по декларациям на товары N 10009100/120321/0030755, 10009100/120321/0030758, 10009100/130321/0031321, 10009100/130321/0031328, 10009100/130321/0031341, 10009100/150321/0031754, 10009100/150321/0031757, 10009100/150321/0031779, 10009100/150321/0031762, 10009100/160321/0032842, 10009100/150321/0031758, 10009100/150321/0031756, 10009100/160321/0032841, 10009100/160321/0032843, 10009100/120321/0030760, 10009100/160321/0033061, 10009100/160321/0032897, 10009100/170321/0033598, 10009100/170321/0033599, 10009100/170321/0033600, 10009100/170321/0033603, по которым задекларирована самоходная техника различных наименований, и пени в размере 2 542 455,92 руб.
Решением от 03.02.2022 суд взыскал с общества в доход бюджета Российской Федерации 106 738 112 руб.55 копеек, в том числе утилизационный сбор в сумме 104 414 250 руб., пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 2 323 862 руб.55 копеек.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить в части взыскания пени в сумме 2 323 862, 55 руб., принять новый судебный акт о взыскании пени в сумме 2 327 096,65 руб.
В доводах жалобы указывает на то, что право Евразийского экономического союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле в данном случае неприменимо, поскольку указанные нормативные правовые акты имеют иной предмет правового регулирования, а положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон 89-N ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков. Обращает внимание, что утилизационный сбор относится к неналоговым платежам, в связи с чем, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, а также Гражданского кодекса Российской Федерации, не применимы. Таможенный орган полагает, что при исчислении пеней, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, окончание пятнадцатидневного срока на ближайший следующий за ним рабочий день не переносится.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Общество отношение к жалобе не выразило. От таможенного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что обществом ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары по указанным выше ДТ - самоходная техника различных наименований.
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что декларантом не осуществлялась уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по спорным ДТ в общей сумме 104 414 250 рублей, в том числе по ДТ: N 10009100/120321/0030755-2932500 руб., 10009100/120321/0030758-2932500 руб., 10009100/130321/0031321-1035000 руб., 10009100/130321/0031328-8797500 руб., 10009100/130321/0031341-5865000 руб., 10009100/150321/0031754-310500 руб., 10009100/150321/0031757-931500 руб., 10009100/150321/0031779-8797500 руб., 10009100/150321/0031762-8797500 руб., 10009100/160321/0032842-5797500 руб., 10009100/150321/0031758-3795000 руб., 10009100/150321/0031756-931500 руб., 10009100/160321/0032841-8797500 руб., 10009100/160321/0032843-8797500 руб., 10009100/120321/0030760-2932500, 10009100/160321/0033061-1242000 руб., 10009100/160321/0032897-5865000 руб., 10009100/170321/0033598-6900000 руб., 10009100/170321/0033599-8797500 руб., 10009100/170321/0033600-2932500 руб., 10009100/170321/0033603-4226250 руб.
Общий размер неуплаченного утилизационного сбора по спорным ДТ составил 104 414 250 руб.
Письмом от 03.06.2021 N 13-12/14541 таможенный орган проинформировал декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора за товары, задекларированные по указанным ДТ, и пени.
В связи с неоплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора и пени в установленный срок, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ)
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
06.02.2016 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым, в том числе утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа информации о необходимости уплаты утилизационного сбора доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Правила N 81).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган копии платежных документов об уплате утилизационного сбора, а также самостоятельный расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, произведенный в соответствии с пунктом 5 Правил N 81.
По правилам пункта 11 (1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Из материалов дела следует, что после установления факта подлежащего уплате утилизационного сбора в отношении товаров, задекларированных в спорных ДТ, поскольку срок, установленный для представления документов, предусмотренных пунктом 11 Правил, и для уплаты утилизационного сбора истек, таможенный орган направил обществу уведомление от 03.06.2021 N 13-12/14541. Данным уведомлением таможня проинформировала общество о наличии у него задолженности по уплате утилизационного сбора и начисленной пени, образовавшийся за несвоевременную уплату утилизационного сбора.
Обществом утилизационной сбор за ввезенную самоходную не уплачен, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Документов, позволяющих отнести ввезенную самоходную технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, таможенному органу не представлено. Доказательств уплаты ответчиком предъявленной ко взысканию суммы утилизационного сбора по спорным ДТ в размере 104 414 250 руб. материалы дела не содержат.
Согласно данным обстоятельствам суд первой инстанции посчитав, что порядок и сроки взыскания утилизационного сбора таможенным органом соблюдены, неуплата обществом в добровольном порядке утилизационного сбора по спорным ДТ установлена, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 24 1 Закона N 89-ФЗ, Постановления N 81 при наличии на то правовых и фактических оснований удовлетворил требования таможенного органа и взыскал с ООО "Параллель" утилизационный сбор в размере 104 414 250 руб.
Апелляционным судом проверен расчет таможни утилизационного сбора, признан верным методологически и арифметически, заявленные требования о взыскании утилизационного сбора в отношении товаров по спорным ДТ верно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В отношении требования о взыскании с декларанта начисленных за неуплату утилизационного сбора пени в размере 2 872 123,29 руб., судебная коллегия отмечает следующее.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Проверив имеющийся в материалах дела расчет пеней, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что расчет пени по всем спорным ДТ в отношении ввезенных товаров произведен неверно, поскольку таможенный орган, применивший верную ставку, неправильно определил период просрочки.
Как верно заключил суд первой инстанции, расчет пени в рассматриваемом случае должен производиться исходя из того, что последний день срока уплаты утилизационного сбора в случае, когда он выпадает на выходной или праздничный день, должен быть перенесен на следующий за ним рабочий день.
Учитывая, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, апелляционная коллегия считает возможным по аналогии применить порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что, несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Указанный правовой подход также нашел свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 N 303-ЭС22-3113 по кассационной жалобе Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2021 по делу N А51-9611/2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.12.2021 по тому же делу по заявлению таможенной службы о взыскании с ООО "Гексан" суммы неуплаченного утилизационного сбора и пени.
Следовательно, общая сумма пени по всем спорным ДТ, подлежащая взысканию в рассматриваемом случае составляет 2 323 862 руб.55 коп., вместо заявленных таможенным органом 2 327 096,65 руб.
Произведенный судом первой инстанции пересчет пени, исходя из суммы неуплаченного утилизационного сбора по указанным ДТ и размера ключевых ставок Банка России, действующих в период просрочки, судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным и арифметически правильным.
Соответственно, предъявленные ко взысканию пени в размере 2 327 096,65 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции только в сумме 2 323 862,55 руб., а в остальной части отказано правомерно.
Таким образом, решение арбитражного суда соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2022 по делу N А51-15347/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15347/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ПАРАЛЛЕЛЬ"