г. Ессентуки |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А61-1512/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Газаевой Л.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго" и администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.12.2021 по делу N А61-1512/2021, принятое по исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", г. Пятигорск (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) к администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, г. Беслан (ОГРН 1021500003634, ИНН 1511006879), обществу с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго", г. Беслан (ОГРН 1111511000700, ИНН 1511019613), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Бесланские электрические сети" Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, г. Беслан (ОГРН 1061511018293, ИНН 1511015249), общества с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети", г. Беслан (ОГРН 1071511000252, ИНН 1511015672), Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, г. Владикавказ (ОГРН 1071516000720, ИНН 1516613034) о признании недействительными результатов аукциона и применении последствий недействительности сделки, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго" Цхавребова О.С. (доверенность от 10.01.2022), представителя публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" Гогичаева Г.Б. (доверенность от 01.01.2022), представителя администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания Дзиовой А.М. (доверенность от 18.10.2021), представителя общества с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" Басаевой Ю.Б., в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - ПАО "Россети Северный Кавказ", компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация, АМС Правобережного района РСО-Алания), обществу с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго" (далее - ООО "Бесланэнерго", общество) о признании недействительными результатов аукциона на право заключения договора аренды электросетевого имущества N 260920/0980976/01, договора аренды муниципального имущества от 02.11.2020 N 15 и о применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Бесланские электрические сети" (далее - МУП "Бесланские электрические сети"), общество с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" (далее - ООО "Осетия-Энергосети") и Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - управление).
Решением суда 21.12.2021 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Бесланэнерго" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что ПАО "Россети Северный Кавказ", обратившееся в суд в качестве заинтересованного лица об оспаривании результатов аукциона и применении последствий его недействительности не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем не могло являться потенциальным участником аукциона, поэтому результаты аукциона не могут нарушать права и законные интересы компании.
Также не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь, что нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
От ПАО "Россети Северный Кавказ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Осетия-Энергосети" поступил отзыв, в котором выражено несогласие с решением суда первой инстанции.
Представители ООО "Бесланэнерго" и администрации поддерживали доводы, изложенные в поданных апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель ПАО "Россети Северный Кавказ" возражал против доводов апелляционных жалоб, поддерживал доводы отзыва на апелляционные жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель ООО "Осетия-Энергосети" поддержал позицию ООО "Бесланэнерго" и администрации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.12.2021 по делу N А61-1512/2021 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 16.04.2018 N 120 утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации от 21.02.2020 N 83 электросетевое имущество МУП "Бесланские электрические сети" было включено в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением от 06.08.2020 N 263 АМС Правобережного района РСО-Алания, как собственник имущества, прекратила право хозяйственного ведения МУП "Бесланские электрические сети" на муниципальное имущество - трансформаторные подстанции (приложение N 1) и линии электропередач (приложение N 2), расположенные в границах г. Беслан, обязав предприятие передать изъятое имущество на баланс казны муниципального образования Правобережный район.
На основании постановления от 22.09.2020 N 355 АМС Правобережного района РСО-Алания разместила на сайте www.torgi.gov.ru извещение от 28.09.2020 N 260920/0980976/01 о проведении 26.10.2020 аукциона на право заключения договора аренды сроком на 20 лет объектов электросетевого хозяйства г. Беслана: линии электропередач - ЛЭП-0,4 кВ (СИП 3х50+1х70мм2), общей протяженностью 17517 м и трансформаторных подстанций в количестве 37 шт., общей площадью 1412,9 кв.м, расположенные в границах г. Беслана (лот N 1).
Согласно аукционной документации участники аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Правобережный район РСО-Алания и включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) (субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии с протоколом N 1 от 22.10.2020 на участие в аукционе была допущена единственная заявка, поступившая от ООО "Бесланэнерго", аукцион на право заключения договора аренды (лот N 1) признан несостоявшимся.
По результатам торгов АМС Правобережного района РСО-Алания и ООО "Бесланэнерго" 02.11.2020 заключили договор аренды N 15 муниципального имущества: линии электропередач - ЛЭП- 0,4 кВ, (СИП 3х50+1х70мм2), общей протяженностью 17517 м и трансформаторные подстанции в количестве 37 шт., общей площадью 1412,9 кв.м, расположенных в границах г. Беслана.
Договор аренды заключен на срок 20 лет.
Имущество передано арендатору для оказания услуг по передаче электрической энергии в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям.
Посчитав, что проведение торгов исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства нарушило права ПАО "Россети Северный Кавказ" и иных территориальных сетевых компаний, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установив, что сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, оформленная посредством постановления администрации от 06.08.2020 N 263, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника, а постановление от 06.08.2020 N263 - недействительным, пришел к выводу, что проведенные торги и заключенный по их результатам администрацией и обществом договор аренды от 02.11.2020 N15 являются недействительными, поскольку у собственника имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, в силу закона отсутствует право распоряжения этим имуществом.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
На основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, подписанного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Юридически значимыми обстоятельствами для признания недействительными результатов торгов и сделки, заключенной по итогам их проведения, должна быть установлена совокупность двух условий: нарушение закона при проведении торгов, которое могло повлечь искажение их результатов; наличие материально-правового интереса истца, который, будучи допущенным к участию в торгах, мог бы конкурировать с иными его участниками и предложить более выгодные условия (применительно к торгам, проводимым в форме конкурса). В каждом конкретном случае при рассмотрении данной категории споров суду необходимо устанавливать не только факт нарушения правил проведения торгов, но и оценивать данное нарушение с точки зрения того, находится ли оно в причинной связи с нарушением прав и законных интересов истца. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение иска о признании недействительным открытого конкурса и сделки, заключенной по их результатам.
При этом лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Следовательно, лицо, заявившее требования о признании торгов недействительными, должно иметь охраняемый законом интерес в признании сделки недействительной. Такой интерес должен носить материально-правовой характер и, соответственно, должен быть подтвержден соответствующими доказательствами, как, собственно, должно быть доказано нарушение конкретного, а не абстрактного права заинтересованного лица. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением администрации от 16.04.2018 N 120 утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации от 21.02.2020 N 83 электросетевое имущество МУП "Бесланские электрические сети" было включено в перечень имущества предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением от 06.08.2020 N 263 администрация, как собственник имущества, прекратила право хозяйственного ведения МУП "Бесланские электрические сети" на муниципальное имущество - трансформаторные подстанции (приложение N 1) и линии электропередач (приложение N 2), расположенные в границах г. Беслан, обязав предприятие передать изъятое имущество на баланс казны муниципального образования Правобережный район.
Постановления администрации об утверждении и включении в перечень имущества предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в установленном законом порядке не оспорены, недействующими не признаны.
На основании постановления от 22.09.2020 N 355 администрация разместила на сайте www.torgi.gov.ru извещение от 28.09.2020 N 260920/0980976/01 о проведении 26.10.2020 аукциона на право заключения договора аренды сроком на 20 лет объектов электросетевого хозяйства г. Беслана: линии электропередач - ЛЭП-0,4 кВ (СИП 3х50+1х70мм2), общей протяженностью 17517 м и трансформаторных подстанций в количестве 37 шт., общей площадью 1412,9 кв.м, расположенных в границах г. Беслана (лот N 1).
Согласно аукционной документации участники аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Правобережный район РСО-Алания и включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ (субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Судебная коллегия, исследовав данные, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, находящемся в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (https://rmsp.nalog.ru//) установила, что ПАО "Россети Северный Кавказ" не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в то время как ООО "Бесланэнерго" относится к категории субъектов малого или среднего предпринимательства с 10.08.2017 и по настоящее время.
С учетом изложенного, учитывая, что постановления администрации об утверждении перечня и включении в него имущества предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в установленном законом порядке не оспорены, недействующими не признаны, администрация объявила торги в форме электронного аукциона на право заключения договора аренды объектов электросетевого хозяйства, при котором участники аукциона должны соответствовать требованиям пункта 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, каковым ПАО "Россети Северный Кавказ" не является, соответственно, компания не могла быть потенциальным участником аукциона, как и не может быть участником в случае признания недействительным результатов проведения аукциона на право заключения договора аренды электросетевого имущества N260920/0980976/01 и заключенного по его результатам договора аренды муниципального имущества от 02.11.2020 N15, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у ПАО "Россети Северный Кавказ" отсутствует охраняемый законом интерес в признании торгов и по их результатам заключенной сделки недействительными, имущественные права и интересы компании не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, в связи в удовлетворении требований истца надлежит отказать.
С учетом изложенного, в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи нарушением норм материального права, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.12.2021 по делу N А61-1512/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.12.2021 по делу N А61-1512/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", г. Пятигорск (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго", г. Беслан (ОГРН 1111511000700, ИНН 1511019613) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго" в размере 3 000 руб.
Взыскать с публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", г. Пятигорск (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1512/2021
Истец: ПАО "Россети Северного Кавказа"
Ответчик: АМС Правобережного района РСО-Алания, ООО "БесланЭнерго"
Третье лицо: МУП "Бесланские электрические сети", ООО "Осетия-Энергосети", Управление РСО-Алания по проведению закупок
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7927/2022
27.04.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4199/2021
03.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1403/2022
22.12.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4199/2021
21.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1512/2021