г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А21-11275/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7530/2022) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2022 по делу N А21-11275/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18"
к Департаменту жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: Мурашкин Александр Дмитриевич
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Департамент) N ЖК-2/1228/КАС/338-о от 06.08.2021 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Мурашкин Александр Дмитриевич (далее - третье лицо).
Решением суда от 18.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
18.03.2022 от Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с целью проверки доводов обращения гр. Мурашкина А.Д., проживающего по адресу: г.Калининград, ул.Е.Ковальчук, д.3, кв.7 по вопросу соблюдения порядка установления и изменения размера платы за содержание жилья и жилищные услуги (обслуживание ВДГО, уборка и содержание контейнерной площадки, обслуживание ИТП, ТБО, размещение ТБО с июня 2018 года по май 2021 года), Министерством был издан приказ 14.07.2021 N ЖК-2223/у о проведении внеплановой проверки общества.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом ЖК1/2223/КАС/15260-вх установлены нарушения положений пункта части 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного Федерации Российской Федерации; пункта 3 п.п. б) "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; пункта 4 п.п. ж) "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
ООО "ЖЭУ-18" выдано предписание N ЖК-2/1228/КАС/338-о от 06.08.2021 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым Обществу предписывалось:
- произвести перерасчет (уменьшение) размера платы всем жильцам (собственникам/нанимателям) многоквартирного дома N 3-9 по ул. Е.Ковальчук в г. Калининграде за услугу содержание жилья (содержание и ремонт жилого помещения) согласно утвержденному тарифу до 12,26 руб. за 1 кв.м. за период с июня 2018 года по май 2021 года;
- произвести перерасчет (снятие в полном объеме) платы всем жильцам (собственникам/нанимателям) многоквартирного дома N 3-9 по ул.Е.Ковальчук в г.Калининграде за отдельно выставленные в период с июня 2018 года по май 2021 года к оплате услуги "ТБО (мусор)", "размещение ТБО", "обслуживание ВДГО", "обслуживание ИТП", "уборка и содержание контейнерной площадки" (за те расчетные периоды, в которых указанные услуги были начислены).
Полагая вынесенное предписание незаконным и нарушающим права Общества в его предпринимательской деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Взимание платы за оказание услуг по управлению многоквартирным домом непосредственно обусловлено оказанием этих услуг, в связи с чем разрешение вопроса об их надлежащей оплате, начислению такой платы подпадает под лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирным домом, предусмотренный жилищным законодательством.
Положениями части 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Согласно оспариваемому предписанию Обществу предписано произвести перерасчет (уменьшение) размера платы всем собственникам/нанимателям МКД N 3-9 по ул. Е.Ковальчук в г. Калининграде за услугу содержание жилья (содержание и ремонт жилого помещения) согласно утвержденному тарифу до 12,26 руб. за 1 кв.м. за период с июня 2018 года по май 2021 года, а также произвести перерасчет (снятие в полном объеме) платы всем собственникам/нанимателям МКД N 3-9 по ул. Е.Ковальчук в г. Калининграде за отдельно выставленные в период с июня 2018 года по май 2021 года к оплате услуги "ТБО (мусор), "размещение ТБО", "обслуживание ВДГО", "обслуживание ИТП", "уборка и содержание контейнерной площадки" (за те расчетные периоды, в которых указанные услуги были начислены).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что протоколом общего собрания от 28.11.2008 собственниками выбран способ управления - управляющей организацией, в качестве управляющей организации избрано ООО "ЖЭУ-18".
Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома N 3-9 по ул. Е.Ковальчук в г. Калининграде от 17.02.2011 собственниками принято решение об утверждении тарифа по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома в размере 12,26 руб./кв.м.
Согласно размещенному в ГИС ЖКХ договору управления МКД, заключенному с ООО "ЖЭУ-18" п.п. 3.1.1-3.3 предусмотрена ежегодная индексация на уровень инфляции платы за содержание жилья, а также другие основания для изменения стоимости услуг.
Вместе с тем, на запрос Министерства в рамках настоящей проверки о предоставлении заверенной копии протокола общего собрания собственников МКД об утверждении собственниками условий договора управления МКД соответствующий протокол не представлен, в Министерстве отсутствует, в ГИС ЖКХ не размещено.
Из письменных пояснений ООО "ЖЭУ-18" следует, что плата за содержание жилья и жилищные услуги были увеличены в 2012 году с 12,26 руб./кв.м. на индекс роста потребительских цен, в сфере ЖКХ начиная с января 2013 года.
Согласно выписке из лицевого счета о задолженности по квартплате за период с июня 2018 года по май 2021 года по кв. 3 дома 7 по ул. Е.Ковальчук в г. Калининграде к оплате выставляется:
Содержание жилья - 13,58 руб./кв.м.
ТБО - 1,5 руб./кв.м. до 12.2018 г.
Складирование ТБО - 0,46 руб./кв.м. до 12.2018 г.
Обслуживание ВДГО - 0,71 руб./кв.м.. 0,72 руб./кв.м.
Организация мест накопления ТКО - 0,92 руб./кв.м. с 01.2019 г.
Обслуживание теплосчетчика - 0,58 руб./кв.м. до 01.2019 г.
Обслуживание ИТП - 0,58 руб./кв.м. с 02.2019 г.
Также проверены для примера начисления по кв. 3 дома 3 по ул. Е.Ковальчук в г. Калининграде за содержание жилья и жилищные услуги, согласно представленной выписки из лицевого счета о задолженности по квартплате, с июня 2018 года по май 2021 года выставлена аналогичная плата по данному жилому помещению.
Протокол общего собрания об утверждении платы за содержание жилья в размере 13,58 руб., об утверждении платы за услуги ТБО, складирование ТБО, обслуживание ВДГО, организация мест накопления ТКО, обслуживание теплосчетчика, обслуживание ИТП отсутствует, на проверку не представлен, в Министерство не поступал.
Также отсутствует протокол об утверждении договора управления и условий о возможности увеличения управляющей организацией в одностороннем порядке, без проведения общего собрания собственников и согласовании с собственниками платы за содержание жилья и отсутствует протокол о принятии собственниками решения о ежегодной индексации платы за содержание жилья и об утверждении порядка изменения платы за содержания жилья.
Поскольку собственниками была избрана на общем собрании в качестве управляющей организации ООО "ЖЭУ-18" и фактически между собственниками МКД и Обществом сложились договорные отношения по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД, Обществом выполнились соответствующие работы по содержанию и ремонту общего имущества договор считается заключенным на общих условиях в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
В соответствии с пп. ж) п. 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Поскольку собственниками помещений в МКД утверждена 17.02.2011 плата за услуги по содержанию жилья в размере 12,26 руб./кв.м., данный размер платы должен выставляться собственникам и пользователям помещений МКД до утверждения на общем собрании нового размера платы и условий/порядка возможного изменения платы без общего собрания собственников МКД.
При этом решение общего собрания собственников помещений в спорном доме о повышении стоимости тарифа по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома в материалах дела отсутствуют.
Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Общество, являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должно было знать вышеуказанные требования жилищного законодательства и исполнять их.
В связи с изложенным следует согласиться с выводом Департамента о том, что Обществом нарушен порядок изменения и установления размера платы за содержание жилья и жилищные услуги по многоквартирному дому N 3-9 по ул. Е.Ковальчук в г. Калининграде за период с июня 2018 года по май 2021 года.
При этом следует учесть, что собрание собственников МКД было в 2011 году, а необходимость в спорных услугах возникла позже, то есть собственники вообще не утверждали перечень данных услуг и их стоимость, поэтому ссылка на решение собственников МКД, дающее якобы право УК на самостоятельное изменение тарифов в данном случае не состоятельна.
Оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представлено.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Департаментом надлежащему субъекту в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому достаточных оснований и является исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемое предписание Департамента N ЖК-2/1228/КАС/338-о от 06.08.2021 является законным, обоснованным и исполнимым.
Из доводов Общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
ООО ""ЖЭУ-18" по платежному поручению N 93 от 18.02.2022 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению N 93 от 18.02.2022 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2022 по делу N А21-11275/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по платежному поручению N 93 от 18.02.2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11275/2021
Истец: ООО "ЖЭУ-18"
Ответчик: Департамент жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: Министерство регионального контроля (надзора) КО, Мурашкин Дмитрий Анатольевич