г. Санкт-Петербург |
|
22 февраля 2024 г. |
Дело N А56-61944/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Орловой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой А.Н.,
при участии:
- от истца: Покровской Л.Ю. по доверенности от 10.10.2023,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42512/2023) Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2023 по делу N А56-61944/2023,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности по договору водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 718 958,90 руб. задолженности за оказанные услуги по отпуску питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, 749 руб. пеней, начисленных по 29.05.2023, а также пеней по части 6.4 статей 13 и 14, а также части 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), начисленные с 30.05.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 27.10.2023 исковые требования полностью удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на то, что срок исполнения обязательства по оплате услуг по водоотведению сторонами не согласован, что исключает возможность определения периода просрочки и, как следствие, взыскание неустойки. Судом также не дана надлежащая оценка доводам ответчика об уменьшении неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 08.02.2024.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно доводам истца, срок внесения исполнителем платы за коммунальный ресурс установлен пунктом 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). В связи с чем, доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующий в заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Ответчик явку представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие осуществляет отпуск питьевой воды и прием сточных вод от объектов Министерства обороны Российской Федерации (далее - объекты, общежитий), расположенных по адресам:
1. Санкт-Петербург, Непокоренных пр., д.2, литер. А;
2. Санкт-Петербург, Маршала Блюхера пр., д. 12, литер ГН;
3. Санкт-Петербург, Пархоменко пр., д.5, литер А;
4. Санкт-Петербург, Непокоренных пр., д.6, корп. 1, лит.А;
5. Санкт-Петербург, Сердобольская ул., д.39, лит. Аид. 43, лит. А;
6. Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, д. 141 и д.119, корп.6, лит.А.
Функции по обеспечению коммунальными ресурсами объектов Министерства обороны Российской Федерации возложены на Учреждение.
В письмах от 02.12.2020 N исх.-13898/300 (объекты с 1 по 4), от 15.06.2021 N исх.-8658/300 (объект 5) и от 21.03.2022 N исх.-3118/300 (объект 6) Предприятие уведомило Учреждение о том, что он будет производить начисления и выставлять расчетные документы Учреждению за водоснабжение и водоотведение объектов по факту пользования вплоть до заключения договоров по объектам.
За период с 01.04.2023 по 30.04.2023 Предприятием оказаны услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод со спорных объектов на сумму 718 958,90 руб., Учреждению выставлены к оплате счета-фактуры.
Учреждением оплата за предоставленные услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод и загрязняющих веществ в МКД не производится, что послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда исковые требования полностью удовлетворены.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав позиции сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются параграфом 6 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 544 ГК РФ абонент оплачивает фактически принятое и потребленное количество энергии в соответствии с данными учета.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора "оказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Данные отношения рассматриваются как договорные.
Факт оказания Учреждению услуг по водоснабжению и водоотведению в апреле 2023 года подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами и расшифровками к ним, в которых указаны объем и стоимость ресурса.
Ответчик в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств оплаты задолженности не представил, факт оказания услуг Предприятием не оспорил.
В соответствии со статьей 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Из содержания указанной нормы вытекает, что кредитор вправе потребовать уплаты законной неустойки независимо от того, в каком порядке предусмотрена ее уплата в договоре, и предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
На основании указанной нормы закона Предприятием по состоянию на 29.05.2023 начислена неустойка в сумме 749 руб. в соответствии с частью 6.4 статей 13 и 14, а также части 2 статьи 15 Закона о водоснабжении.
Ссылаясь на отсутствие между сторонами соглашений относительно срока внесения платы за водоснабжение и водоотведение ответчиком не принято во внимание, что пунктом 25 Правил N 124 установлен общий срок внесения платы исполнителем коммунальных услуг, который определен до 15-ого числа месяца, следующего за расчетным. Соответственно, период просрочки в рассматриваемом случае исчисляется с 16.05.2023.
Расчет неустойки повторно проверен апелляционным судом, признан арифметически верным, мотивированных возражений по расчету ответчиком не представлено.
Доказательств явной несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушенного обязательства ответчиком не представлено, оснований для снижения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2023 по делу N А56-61944/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61944/2023
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ