город Омск |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А81-13418/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи РыжиковА О.Ю.
Рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2877/2022) Товарищества собственников жилья "Золотое кольцо" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.02.2022 по делу N А81-13418/2021 (судья Садретинова Н.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Товарищества собственников жилья " Золотоекольцо" (ОГРН 1068901008880, ИНН 8902011728, адрес: 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Дзержинского, дом 8) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1068901001102, ИНН 8901017533, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард улица Карла Маркса, дом 11) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 03.12.2021 N 311/21,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Золотое кольцо" (ИНН: 8902011728, ОГРН: 1068901008880) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 89010175338901017533, ОГРН: 1068901001102) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 03.12.2021 N 311/21.
Определением суда от 28 декабря 2021 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.02.2022 по делу N А81-13418/2021 изменено постановление Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении от 03.12.2021 N 311/21: переквалифицировано совершенное ТСЖ "Золотое кольцо" деяние со ст. 7.22 КоАП РФ на ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, снижено наказание до 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по оспариваемому административному делу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылается на то, что он не является лицом, на которое возложена обязанность по установке приборов учета; действия по установке спорного прибора учета должны быть возложены на ресурсоснабжающую организацию; у ТСЖ отсутствует обязанность обеспечить установку общедомового прибора учета. ТСЖ обратилось в ресурсоснабжающую организацию ОАО "Тепло-Энергетик" с письмом о необходимости установки общедомового прибора учета холодной воды.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Главным специалистом - инспектором Салехардского отдела департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) проведена проверка в отношении ТСЖ "Золотое Кольцо" на основании приказа департамента от 08.10.2021 N 2035-од по факту бездействия ТСЖ в части установки общедомового прибора учета холодной воды в многоквартирном доме по адресу: г. Лабытнанги, ул. Школьная, д.26 (далее - МКД).
По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства при содержании общего имущества МКД в виде не обеспечена установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета холодной воды. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 25.10.2021 N 2035.
Усмотрев в действиях ТСЖ "Золотое кольцо" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Департамента составлен в отношении ТСЖ административный протокол от 29.10.2021 N С-123 по указанной статей КоАП РФ.
О дате, времени и месте составления административного протокола ТСЖ "Золотое кольцо" было извещено надлежащим образом путем получения посредством электронной почты соответствующего уведомления 27.10.2021 года.
Определением от 23.11.2021 года рассмотрение материалов проверки было назначено на 30.11.2021 года, данное определение получено ТСЖ 23.11.2021 года посредством электронной почты.
При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал законный представитель ТСЖ - его председатель. 30.11.2021 года оглашена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении. В полном объеме постановление изготовлено 03.12.2021 года.
Так, постановлением Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа N 311/21 от 03.12.2021 года ТСЖ "Золотое кольцо" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ "Золотое кольцо" обратилось в арбитражный суд с заявлениям об оспаривании постановления Департамента.
21.02.2022 Арбитражным судом ЯНАО принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, собственниками дома 26 по ул. Школьная в г. Лабытнанги выбран способ управления домом посредством Товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ).
Товарищество является в настоящем случае субъектом, обслуживающим жилищный фонд и, соответственно, лицом, несущим ответственность за содержание и ремонт жилого дома и (или) жилых помещений, добровольно принявшим на себя такую обязанность. Указанное не оспаривается заявителем.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, ТСЖ "Золотое кольцо" несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со ст.3 Федерального закона N 261-ФЗ 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 10 Правила N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомового прибора учета холодной воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме, отнесенные к обязательным работам по содержанию жилого дома, должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ определено, что до 01.07.2013 ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Вместе с тем названная норма не прекращает обязанность управляющих организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом ввод прибора учета в эксплуатацию является неотъемлемой частью процедуры установки прибора учета, ее завершающим этапом.
На основании изложенного, доводы жалобы о том, что он не является лицом, на которое возложена обязанность по установке приборов учета, отклоняются судом.
Заявитель является лицом, ответственным за содержание названного многоквартирного дома, соответственно, обязан обеспечить установку в обслуживаемом им доме общедомовых приборов учета холодной воды и их ввод.
Данная правовая позиция содержится, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403, от 20.07.2015 N 302-КГ15- 9608, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2015 N 309- АД15-13996.
На основании изложенного, доводы жалобы о том, что действия по установке спорного прибора учета должны быть возложены на ресурсоснабжающую организацию, подлежат отклонению.
С момента выбора способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья именно ТСЖ в силу закона является полномочным представителем собственников помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием "управление многоквартирным домом".
В рассматриваемом случае, судом установлено и материалами дела подтверждено, что на момент проведения проверки ТСЖ как управляющей организацией спорным многоквартирным домом не были приняты меры к установке общедомовых приборов учета холодной воды.
ТСЖ не освобождено от исполнения обязанности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе, и в случае, если собственники не приняли решения об установке таких приборов учета, об источнике финансирования спорных работ.
Независимо от действий потребителей (собственников многоквартирных домов) ТСЖ как лицо, ответственное за содержание многоквартирных домов и установку коллективных приборов учета, обязано принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Доводы жалобы ТСЖ об отсутствии обязанности обеспечить установку общедомового прибора учета являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и энергоэффективности.
В материалы дела не представлено сведений и подтверждающих документов о предпринятых ТСЖ мерах по установке общедомовых приборов учета в МКД до момента проверки.
Так, только в период проводимой проверки, 15.10.2021, ТСЖ обратилось в ресурсоснабжающую организацию ОАО "Тепло-Энергетик" с письмом о необходимости установки общедомового прибора учета холодной воды.
Ненадлежащее содержание общего имущества МКД, выразившееся в необеспечении установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, свидетельствуют о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.6 КоАП РФ.
Так, согласно части 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Между тем, административный орган квалифицировал действия (бездействия) заявителя по ст. 7.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце втором пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (абзац третий пункта 20 поименованного выше Постановления).
Переквалификация действия заявителя со ст. 7.22 КоАП РФ на ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенного ТСЖ действия не изменяется.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ТСЖ своевременно приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд поддерживает вывод о том, что событие административного правонарушения и состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в действиях товарищества доказаны.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Обстоятельств, исключающих привлечение ТСЖ к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.02.2022 по делу N А81-13418/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного официальном сайте арбитражного суда процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-13418/2021
Истец: ТСЖ "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного окргуа