г. Красноярск |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А33-14498/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" мая 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д., без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2022 по делу N А33-14498/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (далее также - истец, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее также - ответчик, департамент) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в размере 46 732,17 руб.
Решением суда от 21.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что смета расходов не предусматривает расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Истец отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет"), в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального права и процессуального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, протоколом от 24.02.2016 N 27 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 153, в качестве управляющей компании многоквартирного дома выбрано общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд".
Между обществом с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 153, заключен договор управления многоквартирным домом N 27ж от 01.03.2016.
Решением внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд", утвержденного протоколом от 28.11.2017 N 4/2017, изменено фирменное наименование общества на общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска".
Кроме того, протоколом от 24.02.2016 N 27 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 153, установлен размер платы за выполнение работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в размере 23,23 руб. с кв. м общей площади помещения собственника в месяц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости помещение N 57, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 153, является муниципальной собственностью города Красноярска.
Истец с 01.04.2018 по 31.05.2019 оказывал в отношении многоквартирного дома жилищно-коммунальные услуги. Однако оплата за помещение N 57, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 153, ответчиком не производилась, сумма долга составила 46 732,17 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании основного долга.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
На основании пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска управляет и распоряжается муниципальным имуществом, осуществляет функции по организации работы, связанной с содержанием объектов городской казны (за исключением объектов муниципального жилищного фонда), в пределах своей компетенции обеспечивает защиту имущественных прав собственника муниципального имущества при ведении дел в судах, арбитражных, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Пунктами 1, 2 статьи 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Из содержания данных норм следует, что издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников жилых помещений, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя (пункт 2 статьи 154 ЖК РФ):
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законом прямо установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за нежилое помещение и коммунальные услуги. Бремя содержания общего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания. Расходы по содержанию здания обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.
Из материалов дела следует, что на основании договора N 27ж от 01.03.2016 и протокола от 24.02.2016 N 27 истец в рассматриваемый период осуществлял управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 153 (лицензия на осуществление деятельности представлена в материалы дела).
Ответчик в период с 01.04.2018 по 31.05.2019 являлся собственником нежилого помещения N 57, расположенного в доме по адресу: г. Красноярск, ул. ул. Ленина, д. 153, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и не оспаривается ответчиком (статья 70 АПК РФ).
Факт оказания спорных услуг по содержанию многоквартирного жилого дома подтверждается материалами дела, включая отчет о выполнении договора управления перед собственниками помещений многоквартирного дома, и публичными данными, размещенными в открытом доступе на официальном портале ГИС ЖКХ.
Портал ГИС ЖКХ в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 N 504 и приказом Минстроя России от 30.12.2014 N 934/пр является официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно расчетам истца задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги на содержание общедомового имущества за нежилое помещение N 57 за спорный период составляет 46 732,17 руб. (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений).
Истцом в материалы дела представлены подробные расчеты задолженности.
Расчеты истца произведены в соответствии с ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, осуществлены исходя из площади нежилого помещения, подтвержденной выпиской из ЕГРН, площади многоквартирного дома, подтвержденной отчетом и электронным техническим паспортом, размещенным в открытом доступе на сайте ГИС ЖКХ, тарифа, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания собственников, нормативов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края, а также тарифов, утвержденных приказами Министерства тарифной политики Красноярского края (представлены в материалы дела).
Расчеты истца ответчиком не оспорены, контррасчет не представлен.
Суд апелляционной инстанции, повторно проверив расчеты истца, признает их верными, соответствующими обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения настоящего дела, и нормам материального права.
Доказательств оплаты указанной суммы в материалы дела не представлено.
Соответственно, наличие спорной задолженности истцом доказано.
Руководствуясь положениями статей 195, 196, 199, 200, 202, 204 ГК РФ, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 54 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных ответчиком возражений относительно пропуска срока исковой давности.
Учитывая приостановление течения срока исковой давности на 30 календарных дней, в связи с обращением истца с претензией к ответчику, факт обращения в суд первой инстанции с иском 03.06.2021, установленный срок для оплаты жилищно-коммунальных услуг, срок исковой давности для взыскания основного долга не пропущен.
Кроме того, руководствуясь статьями 308, 616 ГК РФ, а также правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, в отсутствие доказательств наличия договора на оплату коммунальных ресурсов между управляющей компанией и арендатором, суд первой инстанции правильно указал, что иск предъявлен к департаменту, как надлежащему ответчику.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличие достаточных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности.
Доводы ответчика о том, что расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сметах расходов, принятых на период с 2018-2022 год, не предусмотрены, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как указанное обстоятельство не освобождает собственника нежилого помещения от обязанности вносить плату за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Соответственно, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Ответчик от оплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины не распределяются.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2022 по делу N А33-14498/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14498/2021
Истец: ООО "Жилищные системы Красноярска", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНЫЕ СИСТЕМЫ КРАСНОЯРСКА", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СНЕГИРИ"
Ответчик: Департамент имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Шачков С.В.