г. Киров |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А28-15139/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Черных Л.И.
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.02.2022 по делу N А28-15139/2021, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области
(ИНН: 4346002922, ОГРН: 1024301326280)
к обществу с ограниченной ответственностью "Координат"
(ИНН: 4313007315, ОГРН: 1084313001442)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Координат" (далее - Общество) о взыскании финансовых санкций в размере 14 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.02.2022 заявленные требования удовлетворены частично: с Общества в пользу Фонда взыскан штраф в размере 6 000 руб.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд считает, что Общество правомерно привлечено к ответственности по части 3 и 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также указывает на неправомерное снижение размера штрафа.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.03.2022. Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.06.2021 Общество представило в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип "исходная") за 2019 год в отношении 24 застрахованных лиц.
15.06.2021 Общество представило в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип "дополняющая") за 2019 год в отношении 2 застрахованных лиц, информация по которым не была ранее представлена.
Указанные сведения представлены ответчиком в письменном виде посредством почтовой связи.
С целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, Фондом были проведены проверки.
По результатам проверки были составлены акты от 13.07.2021 N 053S18210004881, N 053S18210004886, N 053S18210004891 и 17.08.2021 приняты следующие решения:
- N 053S19210005436 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в виде штрафа в размере 12 000 руб.,
- N 053S19210005437 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (в отношении двух застрахованных лиц, сведения о которых не были представлены ранее), в виде штрафа в размере 1 000 руб.,
- N 053S19210005438 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка предоставления сведений в форме электронных документов в размере 1 000 руб.
Фондом в адрес Общества были выставлены требования об уплате финансовых санкций от 15.09.2021 N 053S01210005539, N 053S01210005540, N 053S01210005541, которые страхователем не исполнены.
В связи с этим Фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался Законом N 27-ФЗ, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N766н, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N11-П, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О,
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
1. В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, обязаны представлять сведения о страховых взносах и страховом стаже о каждом работающем у него застрахованном лице.
В части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Установив, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип "исходная") за 2019 год Общество представило 01.06.2021, то есть, с нарушением установленного срока (не позднее 02.03.2020, поскольку 01.03.2020 не рабочий день), суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерном привлечении Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Признание конкретных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность и уменьшение размера штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Суд первой инстанции правильно учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, что правонарушение совершено впервые и неумышленно, поэтому уменьшил штраф до 6 000 руб.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют об отсутствии оснований для уменьшения штрафа.
Уменьшение судом штрафа до 6 000 руб. учитывает характер, обстоятельства и последствия допущенного страхователем правонарушения, степень его вины, а также определяет размер ответственности, адекватный и соразмерный деянию. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения размера штрафа, взысканного судом первой инстанции в сумме 6 000 руб.
2. В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
В абзаце 3 пункта 40 Инструкции N 211н указано, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
15.06.2021 Общество представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип "дополняющая") за 2019 год в отношении двух лиц, не указанных в исходной форме СЗВ-СТАЖ.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, указано, что Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и представил в Пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
В данном случае самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Фондом и представить в Фонд исправленные сведения, положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлен. Как и не предусмотрено указанным законом возложение ответственности на лицо, которое самостоятельно выявило ошибки в исходных сведениях.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ (тип "дополняющая") за 2019 год является правомерным.
3. Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 10.01.2022) предусмотрено, что страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ по типу "исходная" в отношении 24 застрахованных лиц и по типу "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц страхователь представил почтовым отправлением.
Привлекая Общество к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, Фонд суммировал количество застрахованных лиц, указанных в формах СЗВ-СТАЖ (24+2).
Между тем, представляя сведения по форме СЗВ-СТАЖ по типу "исходная" на 24 застрахованных лиц, Общество исходило из того, что количество застрахованных лиц менее 25.
При этом, как указано выше, страхователь имеет право дополнять и уточнять ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В данном случае Общество самостоятельно выявило ошибку в представленных в Фонд сведениях и до обнаружения ее Фондом представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип "дополняющая") дополнительно на 2 застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Учитывая редакцию пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ в спорный период, представление отчетности на 24 застрахованных лиц на бумажном носителе, апелляционный суд исходит из того, что действия Общества по представлению сведений на 2 застрахованных лиц являлись устранением допущенной ошибки, а не злоупотреблением правом и не виновным нарушением порядка представления сведений в форме электронных документов при подаче исходных и дополнительных сведений.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Следовательно, у Пенсионного фонда отсутствовали достаточные основания для привлечения Общества к ответственности за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с решением суда первой инстанции об отказе во взыскании штрафа в размере 1 000 руб. по решению от 17.08.2021 N 053S19210005438.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку выводы, сделанные судом первой инстанции, не опровергают и о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.02.2022 по делу N А28-15139/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15139/2021
Истец: ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Кировской области
Ответчик: ООО "Координат"
Третье лицо: ООО К/у Координат " Маракулин Аркадий Олегович