г. Ессентуки |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А20-4714/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Лигидова А.К. (по доверенности от 13.09.2021), в отсутствие Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2022 по делу N А20-4714/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, в котором просило признать представление Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФК по КБР, управление) N 04-20-09/2904 от 15.09.2021 недействительным.
Решением от 07.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого представления и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апеллянт указывает, что необходимости выполнения требований по заключению соглашения о применении режима первоочередных расходов, возникающее во взаимосвязи с условием наличия фактической просроченной кредиторской задолженности, нарушения обязательств Кабардино-Балкарской Республики по исполнению соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики в проверяемом периоде не имелось. Заявитель жалобы указывает, что относительно признанного управлением нарушения исполнения принятых Кабардино-Балкарской Республикой обязательств в соответствии с соглашением от 27.01.2020 N 01-01-06/06-20 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики на 2020 год, отраженным в акте выездной проверки от 13.08.2021, министерством направлено возражение. При этом, УФК по КБР, не принимая во внимание изложенные аргументы, вынесло представление N 04-20-09/2904 от 15.09.2021 с требованием о принятии мер по устранению причин и условий их совершения.
Отзыв на жалобу суду не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель министерства доводы апелляционной поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2022 по делу N А20-4714/2021 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа УФК по КБР от 06.07.2021 N 229 "О назначении плановой выездной проверки Министерства финансов КБР" и в соответствии с пунктом 61 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год проведена проверка выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.
Управлением 13.08.2021 составлен акт выездной налоговой проверки министерства.
По результатам проверки управлением вынесено представление от 15.09.2021 N 04-20-09/2904 и направлено в адрес министерства.
Представление содержит следующие нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации:
1) в нарушение абзаца "в" пункта 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1950 (ред. от 29.10.2020) "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" и абзаца 5 пункта 2.1.1 Соглашения N 01-01-06/06-20 от 27.01.2020 не обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 1,1% (1,4%-0,3%=1,1%);
2) в нарушение требований письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 26.06.2020 N 06-03-14/55664, N 07-04-05/05-12613 "О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N1950" и письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 27.04.2021 N06-03-14/32100, N07-04-05/05-9678 "О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2196", высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Правительство КБР, Минфин КБР - ответственный исполнитель Программы) до настоящего времени не заключено соглашение о применении режима первоочередных расходов с Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике.
Министерство, не согласившись с вынесенным преставлением обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признан недействительным, если он не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, осуществляющий публичные полномочия (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В пункте 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
Как видно из материалов дела, программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018-2024 годы утверждена распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.09.2018 N 573-рп.
Основным ответственным исполнителем указанной программы является министерство.
Оспариваемое представление содержало требования о принятии мер по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Министерством каких-либо доводов по признанию незаконным первого пункта представления не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно от казал в удовлетворении требований о признании его недействительным.
Согласно пункту 3 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" (далее-Постановление N1950) условием заключения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с территориальным органом Федерального казначейства соглашения об открытии и ведении в территориальном органе Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, со средствами, поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, является наличие у бюджетного или автономного учреждения субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением иных источников финансирования), просроченной задолженности по расходам на оплату труда и (или) уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам.
Вышеуказанные требования не распространяются на задолженность, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства ТФОМС и средства, получаемые от оказания платных услуг.
Согласно данным, представленным субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, за период с января 2020 года по июль 2021 года в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности наличия просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату труда и (или) уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работникам бюджетных и автономных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, не значится.
По причине отсутствия просроченной кредиторской задолженности у Кабардино-Балкарской Республики в 2020 году не имелось обязательства заключения соглашения об открытии и ведении в УФК по КБР лицевых счетов для учета операций бюджетных и автономных учреждений КБР и открытии счета на балансовом счете N 40601 "Счета организации, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности".
В соответствии с представленными в министерство ежеквартальными отчетами за 1 квартал, 1 полугодие 2021 года обязательства, предусмотренные пунктами "в" и "ж" пункта 2, пунктом 3 перечня, являющегося приложением к Постановлению N 2196 и абзацами четвертым и двенадцатым заключенного соглашения от 05.02.2021 г. N 01-0-06/06-84 "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики" на 2021 год, Кабардино-Балкарской Республикой исполнены.
В рамках исполнения обязательств, предусмотренных данным соглашением рассмотрен и доработан представленный УФК по КБР проект соглашения "О применении режима первоочередных расходов Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике" в 2021 году.
Проект направлен на согласование в УФК по КБР письмом от 20.08.2021 г. N 32-12-18/2714.
В целях выполнения требований положений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 г. N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ" Кабардино-Балкарской Республикой заключено соглашение с Минфином России от 05.02.2021 N 01-01-06/06-84 (далее - Соглашение о СЭР).
Подпунктом 2.1.3 Соглашения о СЭР в качестве меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики предусмотрено заключение соглашения между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и территориальным органом Федерального казначейства о применении режима первоочередных расходов (далее - Соглашение с ТОФК).
Министерством Финансов России и Федеральным казначейством разработана примерная форма соглашения о применении режима первоочередных расходов (далее - Примерная форма соглашения).
Исходя из анализа соглашений, заключенных другими субъектами Российской Федерации, министерством доработан проект Соглашения с ТОФК и направлен на согласование в УФК по КБР.
Указанный проект соответствует Примерной форме соглашения, за исключением изменений в пункте 4.2 раздела IV примерной формы соглашения, где установлено, что настоящее соглашение заключается на неопределенный срок.
Как постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ", так и соглашение о СЭР имеют ограниченный срок действия. В связи с этим было предложено пункт 4.2. Соглашения с ТОФК изложить в следующей редакции: "4.2. Настоящее Соглашение заключается на срок действия Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики от 05.02.2021 N 01-01-06/06-84". Изменения включены в соответствии с устными разъяснениями, полученными от специалистов Минфина России и Федерального казначейства, допускающими внесение изменений в Примерную форму соглашения с ТОФК.
Письмом от 29.10.2021 N 32-12-06/3473 министерство сообщило, о направлении в Министерство финансов Российской Федерации запроса о разъяснении допустимости отклонения от текста Примерной формы Соглашения.
Письмом от 01.11.2021 N 05-03-13/26673 Федеральное казначейство поручило УФК по КБР в срок не позднее 03.11.2022 обеспечить подписание соглашение о применении режима первоочередных расходов.
При этом, соглашение о применении режима первоочередных расходов длительное время находилось на согласовании, при этом 03.11.2021 подписано Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Копия Соглашения представлена в материалы дела.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что представление содержит законные требования об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.
При таких обстоятельствах, министерством не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого представления и не доказано, что оспариваемым представлением нарушаются его права и законные интересы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости выполнения требований по заключению соглашения о применении режима первоочередных расходов в проверяемом периоде не имелось, не принимаются апелляционным судом с учетом того, что указанное требование выполнено позднее, что свидетельствует о том, что в представлении N 04-20-09/2904 от 15.09.2021 содержатся законные требования об устранении нарушений.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2022 по делу N А20-4714/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4714/2021
Истец: Министерство финансов КБР
Ответчик: Управление Федерального казначейства по КБР
Третье лицо: Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд