г. Москва |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А40-168710/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Лидинг Консалтинг Груп" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2021 по делу N А40-168710/21(139-1300), принятое в порядке упрощенного производства судьей Е.А.Вагановой
по заявлению ООО "Лидинг Консалтинг Груп"
к ИФНС России N 10 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лидинг Консалтинг Груп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 10 по Москве (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 08.07.2021 N 77102115900877200004 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2021, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих требований общество указывает, что в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2021 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 223- ФЗ), зачисление на свой счёт, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте, полученных по внешнеторговому договору, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, с 01 июля 2021 года больше не относится к незаконным валютным операциям.
Общество также полагает, что его позиция согласуется с разъяснениями, изложенными в письме ФНС России от 01.09.2021 N БВ-4-7/12350@ "О направлении разъяснений", о необходимости прекращения исполнения по вынесенным налоговыми органами и не исполненным до вступления в силу Закона N 223-ФЗ постановлениям о назначении административного наказания, в том числе по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 18.03.2022 производство по настоящему делу было приостановлено до вынесения судебного акта Арбитражным судом Московского округа по делу А40-168722/21.
18.04.2022 Арбитражным судом Московского округа по делу А40-168722/21 вынесено постановление, которым признано незаконным и отменено постановление Инспекции ФНС N 10 по г.Москве от 08.07.2021 N 77102115900940800004 о назначении административного наказания ООО "Лидинг Консалтинг Груп" по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением суда от 28.04.2022 производство по настоящему делу возобновлено, поскольку обстоятельства послужившие приостановлению устранены.
В рамках настоящего дела ИФНС России N 10 по г. Москве в порядке части 3 статьи 49 АПК РФ заявлено о признании заявленных ООО "Лидинг Консалтинг Груп" требований.
Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела с вызовом сторон.
Рассмотрев ходатайство о рассмотрении настоящего дела с вызовом сторон, апелляционный суд отклоняет его, поскольку в силу ч.1 ст.272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Оснований для назначения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы с вызовом сторон апелляционный суд не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268, 272.1 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, с учетом постановления Арбитражного суда Московского округа от 18.04.2022 по делу N А40-168722/21 и поступившего заявления ИФНС России N 10 по г.Москве о признании заявленных ООО "Лидинг Консалтинг Груп" требований, считает, что решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Из фактических обстоятельств дела следует: ООО "Лидинг Консалтинг Труп" на основании решения единственного участника Общества в целях расширения деятельности в Республике Казахстан был создан филиал (Филиал).
Филиал был зарегистрирован в Республике Казахстан 28 декабря 2016 года.
При осуществлении Инспекцией проверки соблюдения заявителем валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлено, что Общество в нарушение положений ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), минуя счета в уполномоченных банках РФ, осуществило зачисление 16.01.2020 на счет N KZ45914002203KZ0074F, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции от ТОО АЛЕМ ЛТД (ALEM LTD в сумме 181 198,00 казахских тенге.
Денежные средства были получены Филиалом в рамках договора, заключенного с резидентами Республики Казахстан в качестве оплаты за поставленные товары.
Факт того, что данный договор является внешнеторговым налоговым органом под сомнение не ставился.
Посчитав, что Общество совершило незаконную валютную операцию, 22 июня 2021 года ИФНС России N 10 по г.Москве составлен протокол об административном правонарушении N 77102115900877200002 о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания N 77102115900877200004 от 08 июля 2021 года ИФНС России N 10 по г.Москве признала Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, что составляет 22 023,71 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в контроле за порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями резидентов и нерезидентов.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании).
Из положений статьи 12 Закона N 173-ФЗ следовало, что операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за поставленные товары, не входит в перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Между тем Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ внесены изменения (далее - Закон N 223-ФЗ) в Закон о валютном регулировании.
Абзац второй части 5 статьи 12 Закона о валютном регулировании был дополнен положениями, согласно которым на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации могут быть зачислены денежные средства в иностранной валюте по внешнеторговым экспортным договорам, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты отменено.
При этом статья 19 Закона о валютном регулировании была дополнена частью 8 следующего содержания: требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в ряде позиций.
Тем самым Законом N 223-ФЗ были внесены изменения, отменяющие обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Данные изменения вступили в силу 01.07.2021.
Таким образом, на дату вынесения инспекцией оспариваемого постановления (08.07.2021) о привлечении общества к административной ответственности за незаконную валютную операцию рассматриваемая валютная операция вошла в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств, указанных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
В связи с изложенными обстоятельствами у инспекции 08.07.2021 отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ по факту зачисления на счет общества, минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявленного Обществом требования у суда не имелось. Решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 2, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2021 по делу N А40-168710/21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России N 10 по г.Москве от 08.07.2021 N 77102115900877200004 о привлечении ООО "Лидинг Консалтинг Групп" к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168710/2021
Истец: ООО "ЛИДИНГ КОНСАЛТИНГ ГРУП""
Ответчик: ИФНС N10 по г. Москве