г. Москва |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А40-256251/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2022 г. по делу N А40-256251/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Публичного акционерного общества "Первая грузовая компания" к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 101 917 руб. 88 коп.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" убытков в связи с повреждением вагонов в размере 101 917 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2022 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ответчик осуществлял перевозку грузовых вагонов, владельцем которых является истец.
Вагон N 52086782, следовавший в порожнем состоянии под погрузку со станции Шу Казахской железной дороги на станцию Кандуровка Южно-Уральской железной дороги по транспортной железнодорожной накладной N Д00425373, работниками эксплуатационного вагонного депо ВЧДЭ Оренбург ответчика по станции Орск забракован 19.11.2020 г. Согласно уведомления N 314 формы ВУ-23МВЦ по технологической неисправности код 537 - неисправность запора двери по Классификатору основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005 05 и направлен в ремонт в объеме ТР-1, производимом при подготовке порожнего грузового вагона к перевозке согласно договора N77 от 28.02.2008 г. на выполнение работ по подготовке под погрузку грузовых вагонов (далее - договор N77).
На станции Орск Южно-Уральской железной дороги проведен комиссионный осмотр вагона, в ходе которого выявлен обрыв запорно-пломбировочного устройства (ЗПУ), о чем составлен акт осмотра от 20.11.2020 г., с участием представителя истца Крамаренко Д.Е. и представителя ответчика Нурахметовым Р.М. Факт повреждения зафиксирован в акте осмотра (представитель ОАО "РЖД" акт подписан с возражениями) с приложенными фотоматериалами. Представитель ОАО "РЖД" вызывался телеграммой 266/48304 от 20.11.2020 г. По своему характеру неисправность является повреждением и согласно классификатору "Основных неисправностей грузовых вагонов" КЖА 2005 05" у вагона N 52086782 соответствуют коду 537 - неисправность запора двери, в совокупности с кодами 915 "повреждение на станционных путях общего пользования", 917 "повреждение в поездной работе", либо при приемке с путей грузоотправителя по коду 916 "повреждение на путях организаций-клиентов".
Вагон N 52164233, следовавший в порожнем состоянии под погрузку со станции Сороковая Казахской железной дороги на станцию Горный Лен Южно-Уральской железной дороги по транспортной железнодорожной накладной N ЭЛ890983, работниками эксплуатационного вагонного депо ВЧДЭ Оренбург ответчика по станции Орск забракован 19.10.2020 г. согласно уведомления N 404 формы ВУ-23МВЦ по технологической неисправности код 537 - неисправность запора двери по Классификатору основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005 05 и направлен в ремонт в объеме ТР-1, производимом при подготовке порожнего грузового вагона к перевозке согласно договора N 77.
В результате повреждений вагонов истцу причинены убытки. Общий размер убытков по 32 вагонам составил 101 555 руб. 44 коп. (расходы на работы по ремонту вагонов для устранения повреждений, подачу уборку поврежденных вагонов в ремонт и из ремонта, а также расходы на отправку телеграмм о вызове представителя перевозчика для участия в комиссионном осмотре вагонов) согласно расчета суммы исковых требований (том 1 л.д. 8-13), что подтверждается представленными в материалы дела счетами за услуги ПАО "Ростелеком" за апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г., актами выполненных работ N ТР1/30.11 от 30.11.2020 г., N ТР1/20.10 от 20.10.2020 г., N ТР 1/30.11 от 30.11.2020 г., N ТР1/30.11 от 30.11.2020 г., N ТР1/30.11доп от 30.11.2020 г., N ТР1/20.10 от 20.10.2020 г., N ТР1/20.10 от 20.10.2020 г., N 6243924 от 31.05.2020 г., N ТР1/20.11доп от 20.11.2020 г., N ТР 1/20.11доп от 20.11.2020 г., NТР1/30.11 от 30.11.2020 г., NТР1/30.11 от 30.11.2020 г., NТР1/30.11 от 30.11.2020 г., NТР1/30.11 от 30.11.2020 г., NТР1/30.11 от 30.11.2020 г., NТР1/30.11 от 30.11.2020 г., NТР1/10.11 от 10.11.2020 г., NТР/110.12 от 10.12.2020 г., NТР/110.12 от 10.12.2020 г., N000008 от 10.11.2020 г., NТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N ТР/110.12 от 10.12.2020 г., N 000004 от 30.09.2020 г., платежными поручениями N 58233 от 05.11.2020 г., N 52279 от 07.10.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 52279 от 07.10.2020 г., N 52279 от 07.10.2020 г., N 21895 от 30.04.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N 58233 от 05.11.202 0г., N 64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N 58233 от 05.11.2020 г., N64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N64935 от 07.12.2020 г., N64935 от 07.12.2020 г., N 64935 от 07.12.2020 г., N 46252 от 07.09.2020 г.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Неисправность вагонов при отцепке определяется в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества от 21-22.05.2009 г. N 50 (далее - Инструкция N 408).
Согласно п. 1.4 Инструкции N 498 неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря. Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов. При техническом обслуживании вагонов проверяется: наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; сроки ремонта, а у пассажирских вагонов, кроме того, сроки единой технической ревизии; исправность автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, климатической установки (для пунктов формирования и оборота), наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и подвагонного оборудования; исправность рамы и кузова вагона.
В соответствии с п. 2.1.9 Инструкции N 498 техническое обслуживание грузовых вагонов на межгосударственных передаточных станциях осуществляется в соответствии с Инструкцией.
Согласно п. 2.2.3 Инструкции N 498 на каждый поврежденный вагон осмотрщик обязан составить акт формы ВУ-25-М (ВУ-25) и выписать уведомление формы ВУ-23-М (ВУ-23) с постановкой в правом верхнем углу буквы "П" (поврежден).
Контроль технического состояния вагонов при передаче с подъездных путей предприятий и организаций, речных и морских портов на пути общего пользования и обратно производят в соответствии с Типовым технологическим процессом пункта технической передачи, станции или пункта технического обслуживания вагонов (п. 2.4.1 Инструкции N 498).
Согласно п. 2.4.2 Инструкции N 498 передаваемые вагоны с записью их номеров должны одновременно осматривать осмотрщики вагонов ПТП, приемосдатчики станции железной дороги и представители владельца подъездного пути. При выявлении на станции поврежденных вагонов, поступивших в неорганизованных поездах (с подъездных путей, с передаточными, вывозными поездами с промежуточных станций), осмотрщик вагонов, выдав на поврежденные вагоны уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) и составив акты формы ВУ-25-М (ВУ-25), сообщает об этом через руководителя смены ПТО руководству вагонного депо и станции для проведения расследования. При этом повреждения или отсутствие деталей, узлов и неисправности, обнаруженные у вагонов, состояние специальных приспособлений записывают в книгу натурного осмотра вагонов формы ВУ-15 (Приложение Ж). После осмотра вагонов осмотрщики сдающей и принимающей сторон сверяют записи в книге формы ВУ-15 и заверяют их своими подписями, указывая против каждого номера вагона, выявленные неисправности. На каждый поезд или группу вагонов записи в книге делают на отдельной странице с указанием в заглавной части даты и времени передачи, номера поезда, количества вагонов и номеров головного и хвостового вагонов. В книгу формы ВУ-15 записывают номера только тех вагонов, в которых обнаружены неисправности, отсутствующие детали или повреждения. Во всех случаях повреждения вагонов записи в книге формы ВУ-15 являются основанием для составления акта формы ВУ-25-М (ВУ-25), который оформляется осмотрщиком вагонов, принимавшим поврежденный вагон. При отсутствии осмотрщика вагонов предприятия-владельца подъездного пути или специально выделенного для этого представителя, а также при отказе его от подписи акты подписывает только осмотрщик вагонов железной дороги. Для подтверждения факта повреждения вагонов составляется акт общей формы ГУ-23, и в установленном порядке в адрес этого предприятия передается телефонограмма для вызова представителя. Осмотрщики сдающей и принимающей смен вместе проверяют записи в книге формы ВУ-15 о не возвращенных на станцию железной дороги вагонах и расписываются в сдаче и приеме вагонов. На поврежденные вагоны в установленном порядке составляют акты формы ВУ-25-М (ВУ-25) и уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23).
Согласно п. 2.5.4.3 Инструкции N 498 запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности рамы и кузова вагона: повреждение или отсутствие металлических обшивок, настила пола, борта и других узлов кузова, крыши, дверей; повреждение дверных, бортовых запоров и шарниров, переходных площадок и подножек, обрыв или трещина хотя бы одного шарнирного соединения крышки люка или двери; пробоины и трещины во внутренней и наружной обшивке бункеров, уширение стенок бункеров более 100 мм, трещины и изломы в опорах бункеров вагонов для нефтебитума; вмятины на котле цистерны глубиной более 40 мм на площади не более 0,5 кв. м. Допускается наличие не более двух отдельных вмятин, расположенных на цилиндрической части цистерны и днище, за исключением зоны крепления котла к раме (зоны лап и лежней) и опорных зон на расстоянии 200 мм до опоры и на сварных швах); отсутствие подножек у вагонов и дополнительно - лестниц у цистерн; трещины в узле крепления вертикальной стойки к раме, поперечные трещины в горизонтальных полках балок рамы длиной более 30 мм, трещины верхней обвязки; не фиксируется в вертикальном рабочем положении, отсутствует либо погнут, имеет трещину, в узлах крепления контейнера, хотя бы один фитинговый упор специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров; отсутствие или повреждение лесных скоб на платформах.
В соответствии с п. 2.7 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утверждённых на Совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций 24.05.1996 г. в соответствии с решением пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту от 05.04.1996 г., с изменениями и дополнениями: устранение повреждений вагонов, а также исправление данных о сроках ремонта и применяемой системе ремонта в трафарете на борту (раме) вагона по данным справки формы 204, выявленные на станциях передачи, производится силами и средствами железнодорожной администрации сдающей стороны. По согласованию с железнодорожной администрацией-собственницей вагона, поврежденные, не отремонтированные, не угрожающие безопасности движения вагоны могут быть приняты для последующего ремонта или дальнейшей передачи железнодорожной администрации-собственнице с оформлением накладной формы ГУ-65, дорожной ведомости формы ГУ-64 и форм ВУ-25, ВУ-25 без взимания провозных платежей. Акт формы ВУ-25 составляется сдающей стороной, подписывается представителями сдающей и принимающей железнодорожных администраций сторон и заверяется календарным штемпелем. На межгосударственных стыковых пунктах железнодорожных администраций, через которые такие вагоны проходят транзитом, в акте делается отметка о приеме и сдаче, а при необходимости составляется дополнительный акт формы ВУ-25. Акт, подписанный представителями обеих сторон, является основанием для расчетов между железнодорожной администрацией, допустившей повреждение вагона, и железнодорожной администрацией-собственницей вагона. Акт формы ВУ-25 составляется в четырех экземплярах, три из которых получает принимающая сторона, а один экземпляр -сдающая вагон. Принимающая железнодорожная администрация прикладывает два экземпляра акта к перевозочным документам на вагон. Такие вагоны должны беспрепятственно пропускаться по межгосударственным стыковым пунктам.
Согласно положениям ст. 20 Устаав железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров, а также порожних вагонов определяет перевозчик.
Таким образом, пиняв вагоны к перевозке, ответчик подтвердил их техническую исправность. До возвращения вагонов ответчик несет ответственность за их сохранность, а также сохранность установленных на них узлов и деталей.
Ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязанности по сохранности вагонов, их приемке с подъездных путей предприятий, с межгосударственных стыковочных пунктов, либо эксплуатация вагонов в пути произведена с нарушениями. Поврежденные вагоны забракованы кодами, которые исключают производство ремонта за счет виновника, и напротив подлежат платному ремонту за счет истца.
Ответчик не составил акты общей формы и акты формы ГУ-25 о повреждении вагона, тем самым не исполнил своей обязанности.
Ответчик уклонился от проведения расследования, акты осмотра подписаны с выражением особого мнения, а в ряде случаев уклонился от участия в совместном осмотре, сотрудников не направил.
Основанием для взыскания с ответчика убытков являются положения ст. ст. 95, 105 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии с которыми при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Факт приемки вагонов перевозчиком к перевозке, предшествующей моменту отцепки, подтверждает, что вагоны на момент приема к перевозке были технически исправны, никаких дефектов - ни свежих, ни старых не имели повреждения на вагонах отсутствовали.
Доводы жалобы в части того, что акты осмотра вагонов, составленные истцом, по форме и порядку их составления должны соответствовать требованиям, предъявляемым к актам общей формы ГУ-23 и/или к акту о повреждении вагона формы ВУ-25 не обоснованны, поскольку составление актов формы ГУ-23 и ВУ-25 является исключительно обязанностью перевозчика, иные лица составлять указанные акты не вправе.
Соответственно, акты осмотра вагонов с фотофиксацией повреждений, составлены истцом в произвольной форме как собственником вагонов в целях проверки обстоятельств отцепки вагонов и исключения фактов их повреждения. При этом в материалах настоящего дела имеются доказательства вызова представителей ответчика для участия в комиссионных осмотрах вагонов с целью определения причин возникновения неисправностей (в частности, телеграммы, счета с расшифровкой перечня услуг связи, акты оказанных услуг).
Истец заявил требование о проведении расследования до ремонта вагонов, на осмотр вызвал ответчика.
Вместе с тем, ответчик специалистов на осмотр не направил, от своместного осмотра уклонился.
Акты осмотров вагонов, представленные в подтверждение требований по настоящему делу, содержат необходимые и достаточные сведения о факте наличия повреждений их описание, фотоматериалы, акты подписаны Ответчиком с выражением несогласия, особого мнения - но участие в этих расследованиях Ответчик принял.
ОАО "РЖД" не исполнило своей обязанности по оформлению актов общей формы ГУ-23 и актов о повреждении вагонов формы ВУ-25 уведомлению ПАО "ПГК" как владельца-вагонов об обнаруженных неисправностях.
При таких обстоятельствах, нарушение ответчиком обязанности по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25 и актов общей формы ГУ-23 по случаям вагонов не исключает ни самого события, ни ответственности перевозчика.
Таким образом, ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязанности по сохранности вагонов, их приемке с подъездных путей предприятий, с межгосударственных стыковочных пунктов, либо эксплуатация вагонов в пути произведена с нарушениями. Поврежденные вагоны намеренно забракованы кодами, которые исключают производство ремонта за счет виновника, и напротив, подлежат платному ремонту за счет истца.
Доводы жалобы в части необходимости привлечения к участию в деле СПАО "Ингосстрах" также подлежат отклонению, поскольку выводы суда первой инстанции не могут повлиять на его права или обязанности по отношению к истцу или ответчику.
Отношения между ОАО "РЖД" и страховой компанией по поводу выплаты страховых возмещений урегулированы ими в самостоятельном порядке по условиям договора страхования.
Ответчиком, вопреки доводам жалобы, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств в подтверждение наличия обстоятельств, освобождающих его от ответственности.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2022 года по делу N А40-256251/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-256251/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"