г. Пермь |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А60-1625/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от заявителя: Кондратова Ю.Е., паспорт, доверенность от 15.01.2019, диплом,
от заинтересованных лиц: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Овсепяна Мелсика Воскановича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 февраля 2022 года
по делу N А60-1625/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Овсепяна Мелсика Воскановича (ИНН 666100024709, ОГРНИП 305667115800031)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх - Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003 ОГРН 1046602689495), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238)
о признании незаконным постановления налогового органа от 09.12.2021 N 66582129100305400004, оспаривании решения Управления от 27.12.2021 N 13-06/43435,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Овсепян Мелсик Восканович (далее заявитель, ИП Овсепян М.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением в котором просит признать незаконным и отменить постановление ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 09.12.2021 N 66582129100305400004 назначении административного наказания по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, а также признать незаконным решение УФНС России по Свердловской области от 27.12.2021 N 13-06/43435.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2022 (резолютивная часть решения объявлена 16.02.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что административное правонарушение подлежало квалификации по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку в течение 2021 года заявитель дважды был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; отмечает, что по материалам дела сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составляла 6 887 509, 90 рублей; таким образом, оспариваемые постановление и решение незаконны и подлежат отмене.
В судебном заседании предстоятель заявителя на доводах жалобы настаивал.
ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и УФНС России по Свердловской области с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и УФНС России по Свердловской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом рассмотрено заявление УФНС России по Свердловской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) ИП Овсепяном М.В.
В ходе проверки в торговом павильоне "Овощи Фрукты", расположенном по адресу г. Екатеринбург, ул. Папанина, д. 9, в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Овсепян М.В., установлен факт продажи дыни на общую сумму покупки 234 рубля, при этом ККТ в момент расчета не применена, кассовый чек не сформирован и не выдан покупателю.
Согласно сведениям, имеющимся в инспекции, у ИП Овсепяна М. В. имеется зарегистрированная в налоговых органах контрольно-кассовая техника Эвотор СТ2Ф, заводской номер экземпляра модели контрольно - кассовой техники N 00307403440571, ИП Овсепян М. В. применяет патентную систему налогообложения.
Также, установлено, что в период с 06.06.2021 по 04.10.2021 на расчетный банковский счет N 40802810316540100000 ИП Овсепяна М. В., открытый в Западно-Сибирском отделение N 8647 ПАО СБЕРБАНК (ИНН 7707083893 БИК 47102651), поступили денежные средства с указанием назначения платежа "Папанина Эквайринг перечислено по реестру" на общую сумму 7 102 406, 07 рублей.
Согласно сведениям, имеющимся в инспекции, по ККТ заводской номер экземпляра модели контрольно - кассовой техники N 00307403440571, регистрационный номер 0004093185012905, зарегистрированной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Папанина, 9, торговый павильон, в период с 06.06.2021 - 04.10.2021 были пробиты кассовые чеки на общую сумму 214 896,17 руб.
На основании вышеуказанного Инспекцией сделан вывод, что ККТ на сумму 6 887509,9 руб. (7 102 406.07 - 214 896.17) за период с 06.06.2021 по 04.10.2021 ИП Овсепяном М. В. не применялась.
В отношении ИП Овсепяна М.В. составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2021 N 66582129100305400002 и вынесено постановление от 09.12.2021 N 66582129100305400004 о признании ИП Овсепяна М.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере в минимальном размере - 1 721 877 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Управление ФНС России по Свердловской области.
Решением УФНС России по Свердловской области от 27.12.2021 N 13-06/43435 постановление ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга изменено в части размера наказания, на основании части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 860 938 рублей 50 копеек.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь (организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов) обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Под расчетами понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (статья 1.1 Закона о применении ККТ).
В силу пункта 2 статьи 5 упомянутого Закона пользователи обязаны в том числе: применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Факт нарушения заявителем указанных выше требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, как он отражен в оспариваемом постановлении инспекции, подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, является правильным.
Судом первой инстанции были рассмотрены и отклонены доводы предпринимателя о неверной квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и необходимости квалификации по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ, является не только повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, но и размер суммы расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, который должен превышать один миллион рублей и более.
Между тем, по материалам дела суд первой инстанции пришел к выводу, что второй из обозначенных квалифицирующих признаков в данном случае отсутствует (иного из материалов дела не следует).
При этом необходимо учитывать, что в упомянутом постановлении ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 11.03.2021 N 003072 речь идет о расчетах без применения контрольно-кассовой техники на сумму менее одного миллиона рублей.
Указанные судом обстоятельства следуют из материалов дела, доказательств иного не имеется.
Таким образом, в рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно указал, что в данном случае отсутствуют основания для иной квалификации вменяемого административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения Закона N 54-ФЗ, наличии каких-либо препятствий для исполнения обязанности по применению при расчетах контрольно-кассовой техники, соответствующей установленным законодательством требованиям, в материалы дела не представлено.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции признает доказанным.
Устранение допущенного нарушения является обязанностью правонарушителя и не влияет на квалификацию.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено. Предпринимателю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы административного дела и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. При этом решением УФНС России по Свердловской области от 27.12.2021 N 13-06/43435 постановление ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга изменено в части размера наказания, назначено наказание в виде штрафа в размере 860 938 рублей 50 копеек.
Оснований для замены судом штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку согласно общедоступным сведениям, размещенным на сайте "Картотека арбитражных дел", предприниматель уже был привлечен к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Инспекции и решение Управления вынесены правомерно, в связи с чем суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2022 года по делу N А60-1625/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1625/2022
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, ИП Овсепян Мелсик Восканович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ