город Воронеж |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А64-5795/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Газпром газораспределение Тамбов": Ломакиной А.В., представителя по доверенности 19.11.2019;
от Федеральной антимонопольной службы: Мурзина К.И., представителя по доверенности N МШ/81112/21 от 24.09.2021;
от УФАС по Тамбовской области: Мурзина К.И., представителя по доверенности N 26-Д от 14.12.2021;
от Колмакова Алексея Юрьевича: Колмакова А.Ю., представлен паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тамбов" (ОГРН 1026801221810, ИНН 6832003117) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2022 по делу N А64-5795/2021 по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Тамбов" (ОГРН 1026801221810, ИНН 6832003117) к Федеральной антимонопольной службе, УФАС по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163), Колмакову Алексею Юрьевичу о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 15.06.2021 об отмене постановления УФАС по Тамбовской области от 20.02.2021 о прекращении производства по делу N068/04/9.21-836/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов" (далее - АО "Газпром газораспределение Тамбов", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России), Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России), Колмакову Алексею Юрьевичу (далее - Колмаков А.Ю.) о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 15.06.2021 об отмене постановления УФАС по Тамбовской области от 20.02.2021 о прекращении производства по делу N 068/04/9.21-836/2020.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "Газпром газораспределение Тамбов" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от Тамбовского УФАС России поступил отзыв на апелляционную жалобу, от ФАС России - письменные объяснения по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Газпром газораспределение Тамбов" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ФАС России, Тамбовского УФАС России, а также явившийся в судебное заседание апелляционного суда Колмаков А.Ю. возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела отзыве и письменных объяснениях, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных объяснений на нее, заслушав пояснения представителей сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что в Тамбовское УФАС России поступило обращение Колмакова А.Ю. от 08.12.2020 (вх. от 08.12.2020 N 7596) о нарушении со стороны АО "Газпром газораспределение Тамбов" Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N1314 (далее - Правила N1314).
Согласно материалам дела, Колмаков А.Ю. получил 23.12.2019 технические условия N 353/6с-р, 159 подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
25.12.2019 между Колмаковым А.Ю. и АО "Газпром газораспределение Тамбов" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства N 19-8-6700-26-33447.
В соответствии с пунктом 1 договора АО "Газпром газораспределение Тамбов", являясь исполнителем по договору, принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - жилого дома, на месте снесенного, к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часового расхода газа) газоиспользующего оборудования.
Колмаков А.Ю., в свою очередь, принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка: 392501, Тамбовская обл., Тамбовский р-н, с.Донское, ул. 1-я Садовая, д.5 в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 15 технических условий N 353/6с-р, 159 в качестве других требований указано:
заключить договор на техническое обслуживание и ремонтные работы и договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования;
монтаж сети газопотребления и газоиспользующего оборудования выполнить согласно требованиям действующих нормативных правовых документов: СП 42-101-2003, СП 62.13330.2011, ГОСТ Р 54961-2012, СП 402.1325800.2018;
приемку в эксплуатацию объекта капитального строительства выполнить согласно п.10 СП 62.13330.2011.
30.01.2020 Колмаков А.Ю. направил заявление об исключении части пункта 15 технических условий от 23.12.2019 N 353/6с-р, 159.
19.03.2020 Колмаков А.Ю. направил повторное заявление об исключении части 15 технических условий от 23.12.2019 N 353/6с-р, 159.
21.05.2020 Колмаковым А.Ю. получено сопроводительное письмо от АО "Газпром Газораспределение Тамбов" и технические условия с внесенными изменениями в части формулировки пункта 15 технических условий.
С учетом внесенных изменений, пункт 15 "Другие требования" технических условий N 353/6с-р, 159 приобрел следующую редакцию:
монтаж сети газопотребления и газоиспользующего оборудования выполнить согласно требованиям действующих нормативных правовых документов: СП 42-101-2003, СП 62.13330.2011, ГОСТ Р 54961-2012, СП 402.1325800.2018 за исключением требования о проведении строительного контроля и государственного надзора.
15.10.2020 Колмаков А.Ю. письменно уведомил исполнителя о выполнении с его стороны технических условий, готовности сети газопотребления для выполнения мониторинга.
13.11.2020 АО "Газпром Газораспределение Тамбов" осуществлен осмотр сетей газопротребления в пределах границ участка заявителя. Как указывал заявитель, каких-либо существенных недостатков монтажа выявлено не было, поэтому был подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению (технологическому присоединению), при этом копию указанного акта Колмаков А.Ю. не получил.
В телефонном разговоре Колмакову А.Ю. сообщили, что в его адрес подготовлен ответ от 13.11.2020 N 3602/1932, в котором содержится требование о предоставлении проектной/рабочей документации, при этом, по мнению Колмакова А.Ю. у него такая обязанность отсутствовала в силу положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
16.11.2020 заявителем в адрес АО "Газпром Газораспределение Тамбов" направлены возражения о неправомерности данных требований.
04.12.2020 АО "Газпром Газораспределение Тамбов" письмом N 3602/2064 направило в адрес Колмакова А.Ю. перечень требований, которые необходимо исполнить, включая требование о предоставлении рабочей документации.
07.12.2020 Колмаков А.Ю. направил в адрес АО "Газпром Газораспределение Тамбов" возражения с обоснованием неправомерности предъявленных со стороны АО "Газпром Газораспределение Тамбов" требований.
В дальнейшем, Колмаков А.Ю. обратился в Тамбовское УФАС России с жалобой на действия АО "Газпром Газораспределение Тамбов".
Определением от 18.12.2020 Тамбовское УФАС возбудило в отношении исполнителя дело N 068/04/9.21-836/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21. КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил N 1314.
По результатам рассмотрения Тамбовским УФАС жалобы Колмакова А.Ю. на действия исполнителя постановлением от 20.02.2021 производство по делу N 068/04/9.21- 836/2020 об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Колмаков А.Ю. обратился в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой, считая вышеуказанное постановление незаконным, указывая, на ошибочность выводов Тамбовского УФАС России о наличии у газораспределительной организации оснований для отказа в приемке газопровода, поскольку разработка рабочей документации на газопровод для него не была обязательной, обязанность предоставлять рабочую документацию сетевой организации при приемке газопровода Правилами не предусмотрена.
15.06.2021 ФАС России вынесено решение об отмене постановления Тамбовского УФАС от 20.02.2021 о прекращении производства по делу N 068/04/9.21-836/2020 и возврате указанного дела на новое рассмотрение в Тамбовское УФАС России.
Общество, полагая вынесенное решение ФАС России незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 30.9 КоАП РФ, подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе к газораспределительным сетям.
Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий. Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ не предусматривает в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения наступления негативных последствий. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям само по себе образует состав административного правонарушения вне зависимости от иных последствий.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются также любые собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что к естественно-монопольным сферам относится, в том числе, деятельность по транспортировке газа по трубопроводам.
АО "Газпром газораспределение Тамбов" осуществляет деятельность по транспортировке газа по трубопроводам (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, при наличии такой возможности.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314, в редакции от 19.03.2020, действовавшей в указанный период).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении);
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713.
Порядок заключения договоров о подключении регламентирован разделом VI Правил N 1314.
В соответствии с пунктами 59, 60, 62 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Существенные условия договора о подключении определены пунктом 83 Правил N 1314.
Подпункт "н" пункта 83 Правил N 1314 содержит в качестве одного из таких условий "порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга".
Как следует из материалов дела, Колмаков А.Ю. получил 23.12.2019 технические условия N 353/6с-р, 159 подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
25.12.2019 между Колмаковым А.Ю. и АО "Газпром газораспределение Тамбов" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства N 19-8-6700-26-33447.
Пунктом 2 заключенного договора предусмотрено, что подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) согласно Приложению N 1 к договору.
Разделом IV договора определен Порядок мониторинга выполнения технических условий. В соответствии с пунктом 12 договора мониторинг осуществляется в следующем порядке:
проверка проектной документации на предмет соответствия техническим условиям, дача рекомендаций по итогам проверки;
мониторинг выполнения заявителем строительно-монтажных работ в соответствие с проектной документацией, иными условиями, строительными нормами и правилами, дача рекомендаций по итогам мониторинга;
проверка исполнительно-технической документации, дача рекомендаций по итогам проверки.
Между тем, в соответствии с пунктом 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
При этом на исполнителя пунктом 98 Правил N 1314 возлагаются обязанности:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Пунктом 86 Правил N 1314 предусмотрено, что в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю, за исключением случаев, указанных в подпункте "д" пункта 75 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, 15.10.2020 Колмаков А.Ю. письменно уведомил исполнителя о выполнении с его стороны технических условий, готовности сети газопотребления для выполнения мониторинга.
13.11.2020 АО "Газпром Газораспределение Тамбов" осуществлен осмотр сетей газопротребления в пределах границ участка заявителя. Как указывал заявитель, каких-либо существенных недостатков монтажа выявлено не было, поэтому был подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению (технологическому присоединению), при этом копию указанного акта Колмаков А.Ю. не получил.
Положениями пункта 103 Правил N 1314 установлено, что после проведения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) стороны составляют акт о подключении (технологическом присоединении), содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно письму от 13.11.2020 N 3602/1932 АО "Газпром газораспределение Тамбов" сообщило Колмакову А.Ю. о том, что по результатам выезда выявлены несоблюдения требовании пункта 15 технических условий N 353/6 с-р. 159 от 23.12.2019.
16.11.2020 Колмаков А.Ю. направил в адрес АО "Газпром газораспределение Тамбов" возражения о неправомерности предъявляемых требований.
04.12.2020 письмом N 3602/2064 АО "Газпром газораспределение Тамбов" составило список требований в адрес Колмакова А.Ю.
Положения пункта 72 Правил N 1314 запрещают исполнителю требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
В свою очередь, пункт 104 Правил N 1314 запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Обязанности заявителя при заключении договора о подключении, установлены пунктом 100 Правил N 1314, в соответствии с которым заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;
д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.
В соответствии с пунктом 75 Правил N 1314 технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
При этом, данный перечень не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных иными нормативными актами. Следовательно, при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать у заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами подключения, в том числе тех, на которые ссылается АО "Газпром газораспределение Тамбов": СП 42-101-2003, СП 62.13330.2011, ГОСТ Р 54961-2012, СП 402.1325800.2018.
Более того, положения части 3 статьи 48 ГрК РФ предусматривают, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, при этом, обеспечение подготовки проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому указано в качестве права застройщика.
Статья 53 ГрК РФ определяет, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В Определении от 28.09.2021 N 1897-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что подпункт "б" пункта 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 не допускает возможности исполнителя требовать от заявителя представления каких-либо сведений и документов, не предусмотренных Правилами.
При этом, Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что оспариваемые положения не предполагают и возможности их истолкования и применения арбитражными судами в нарушение федерального законодательства (часть 2 статьи 13 АПК Российской Федерации), в том числе части 2 статьи 53 и частей 9 - 11 статьи 54 ГрК РФ, которые определяют круг субъектов, уполномоченных на осуществление строительного контроля и государственного строительного надзора.
В силу части 7.1 статьи 53 ГрК РФ после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.
В соответствии с частями 4, 5, 7 статьи 39 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в форме, предусмотренной пунктом 5 части 1 данной статьи, осуществляется лицом, осуществившим строительство (лицом, осуществившим строительство, и застройщиком (заказчиком) в случае осуществления строительства на основании договора), путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в указанной форме не осуществляется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Формы акта о готовности имеет универсальный характер, то есть распространяется на все случаи подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения как физических, так и юридических лиц. Исходя из этого указание в форме акта о готовности (пункт 1, раздел "Заключение") на наличие проектной документации заполняется в случаях, когда в силу требований статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации необходима, а также когда застройщик по собственной инициативе обеспечивает подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Форма акта о готовности действует в системной связи с подпунктом "б" пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения), в котором указано о необходимости изготовления проектной документации на объекты капитального строительства только, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации. Таким образом, в отношении объектов индивидуального жилищного строительства в Форме акта о готовности сведения о проектной документации не указываются.
При этом, постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713, которым утверждена указанная форма акта не возлагает на гражданина, как на лицо, осуществляющее индивидуальное жилищное строительство, обязательство изготовить и представить газораспределительной организации проектную документацию, является несостоятельным. Форма акта не наделяет газораспределительную организацию правом осуществления строительного контроля.
Данная позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 11.02.2021 N АПЛ20-496.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что действия АО "Газпром газораспределение Тамбов" содержат признак административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Соглашаясь с выводами ФАС России о том, что при рассмотрении жалобы Колмакова А.Ю. Тамбовскому УФАС России надлежало установить все обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела, в том числе дать правовую оценку требованиям АО "Газпром газораспределение Тамбов" относительно необходимости представления Колмаковым А.Ю. рабочей документации, арбитражный суд области признал оспариваемое решение ФАС России от 15.06.2021 об отмене постановления УФАС по Тамбовской области от 20.02.2021 о прекращении производства по делу N 068/04/9.21-836/2020 законным и обоснованным.
Кроме того, судом области принято во внимание и то, что оспариваемым решением ФАС России, отменив решение Тамбовского УФАС России, возвратил дело N 068/04/9.21-836/2020 об административном правонарушении на новое рассмотрение в Тамбовское УФАС России, с указанием на допущенные нарушения и неполноту проверки.
В данном случае заявителем не доказано и судом не установлено, каким образом оспариваемое решение ФАС России, которым было отменено постановление Тамбовского УФАС России и дело возвращено на новое рассмотрение в Тамбовское УФАС России нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также каким образом признание указанного решения незаконным может восстановить права заявителя. Кроме того, оспариваемым решением ФАС России на заявителя не возложено никаких дополнительных обязанностей.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2022 по делу N А64-5795/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тамбов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5795/2021
Истец: АО "Газпром газораспределение Тамбов"
Ответчик: Колмаков Алексей Юрьевич, Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России), Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, ФАС России