город Томск |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А27-25382/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-2281/2022) на решение от 15.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-25382/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Исаенко Е.В.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН: 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУЧ" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Воровского (район Центральный), дом 13, этаж 1, ОГРН: 1204200004821, ИНН 4253047590) о взыскании 6 500 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛУЧ" (далее - Общество) 6 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 500 рублей, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за апрель 2020 года - март 2021 года в размере 500 рублей каждое.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Мотивированным решением от 15.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, изготовленным судом первой инстанции по собственной инициативе в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", требования удовлетворены частично;.
с Общества в пользу Пенсионного фонда взыскано 500 рублей штрафа за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год. С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 153 рубля 85 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 38-40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, указывает на то, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Обществом не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за апрель - июль 2020 года; представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М тип "исходная" не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество 14.01.2021 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за отчетный период - 2020 год на 8 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом проведена сверка представленной страхователем формы СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2020 год и представленных форм СЗВ-М за отчетные периоды 2020 года по результатам которой выявлен факт непредставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем, 12.05.2021 Пенсионным фондом в адрес Общества по почте направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, что подтверждается списком почтовых отправлений.
Поскольку страхователем корректирующие сведения по уведомлению представлены не были Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.06.2021 N 052S18210009178.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 02.08.2021 N 052S192100010991 за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 1 застрахованного лица по уведомлению Пенсионного фонда. Размер финансовых санкций составил 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 26.08.2021 N 052S01210012218 об уплате финансовых санкций в срок до 14.09.2021.
Также Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2020 года - 14.05.2020 на 5 застрахованных лиц, май 2020 года - 09.06.2020 на 6 застрахованных лиц, июнь 2020 года - 08.07.2020, июль 2020 года - 05.08.2020, август 2020 года - 11.09.2020 на 5 застрахованных лиц, сентябрь 2020 года - 12.10.2020 на 6 застрахованных лиц, октябрь 2020 года - 10.11.2020, ноябрь 2020 года - 11.12.2020 на 7 застрахованных лиц, декабрь 2020 года - 12.01.2021 на 6 застрахованных лиц, январь 2021 года - 11.02.2021, февраль 2021 года - 10.03.2021 на 1 застрахованное лицо, март 2021 года - 27.03.2021 на 3 застрахованных лица, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
24.04.2021 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за апрель 2020 года - март 2021 года на 1 застрахованное лицо в каждой отчетности, сведения о котором не были представлены в исходных формах СЗВ-М за указанные периоды, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.04.2021 N 052S18210006949 (за апрель 2020 года), N 052S18210006950 (за май 2020 года), N 052S18210006951 (за июнь 2020 года), N 052S18210006952 (за июль 2020 года), N 052S18210006953 (за август 2020 года), N 052S18210006954 (за сентябрь 2020 года), N 052S18210006955(за октябрь 2020 года), N 052S18210006956 (за ноябрь 2020 года), N 052S18210006957 (за декабрь 2020 года), N 052S18210006958 (за январь 2021 года), N 052S18210006959 (за февраль 2021 года), N 052S18210006960 (за март 2021 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 07.06.2021 N 052S19210008680 (за апрель 2020 года), N 052S19210008681 (за май 2020 года), N 052S19210008682 (за июнь 2020 года), N 052S19210008683 (за июль 2020 года), N 052S19210008684 (за август 2020 года), N 052S19210008685 (за сентябрь 2020 года), N 052S19210008686 (за октябрь 2020 года), N 052S19210008687 (за ноябрь 2020 года), N 052S19210008688 (за декабрь 2020 года), N 052S19210008689 (за январь 2021 года), N 052S19210008691 (за февраль 2021 года), N 052S19210008692 (за март 2021 года) за нарушение срока предоставления дополняющих сведений по форме СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица. Размер финансовых санкций составил 500 рублей по каждой отчетности (в сумме 6 000 рублей).
Обществу выставлены требования от 05.07.2021 N 052S01210010056 (за апрель 2020 года), N 052S01210010057 (за май 2020 года), N 052S01210010058 (за июнь 2020 года), N 052S01210010059 (за июль 2020 года), N 052S01210010060 (за август 2020 года), N 052S01210010061 (за сентябрь 2020 года), N 052S01210010062 (за октябрь 2020 года), N 052S01210010063 (за ноябрь 2020 года), N 052S01210010064 (за декабрь 2020 года), N 052S01210010065 (за январь 2021 года), N 052S01210010066 (за февраль 2021 года), N 052S012100100567 (за март 2021 года) об уплате финансовых санкций в срок до 23.07.2021.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, суд первой инстанции, установив факт не предоставления Обществом откорректированных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в установленный законом пятидневный срок для предоставления уточненных (исправленных) сведений по уведомлению Пенсионного фонда, пришел к мотивированному выводу о наличии правовых оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетный период - 2020 год.
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в сумме 6 000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года - март 2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
При этом, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за апрель 2020 года - март 2021 года в отношении 1 застрахованного лица в каждой отчетности.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за апрель 2020 года - не позднее 15.05.2020, за май 2020 года - не позднее 15.06.2020, за июнь 2020 года - не позднее 15.07.2020, за июль 2020 года - не позднее 17.08.2020 (с учетом выходных дней), за август 2020 года - не позднее 15.09.2020, за сентябрь 2020 года - не позднее 15.10.2020, за октябрь 2020 года - не позднее 16.11.2020 (с учетом выходных дней), за ноябрь 2020 года - не позднее 15.12.2020, за декабрь 2020 года - не позднее 15.01.2021, за январь 2021 года - не позднее 15.02.2021, за февраль 2021 года - не позднее 15.03.2021, за март 2021 года - не позднее 15.04.2021.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2020 года - март 2021 года в установленные законом сроки.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года - март 2021 года при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные периоды.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за указанные периоды (апрель 2020 года - март 2021 года), являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды (апрель 2020 года - март 2021 года), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за апрель 2020 года - март 2021 года в сумме 6 000 не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Обществом не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за апрель - июль 2020 года; представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М тип "исходная" не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-25382/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-25382/2021
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "ЛУЧ"