г. Киров |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А28-15199/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Волковой С.С.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.02.2022 по делу N А28-15199/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Т Плюс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ) от 28.10.2021 N 1355, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.01.2022, вынесенным в виде резолютивной части в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в удовлетворении заявленных требований отказано.
07.02.2022 судом первой инстанции составлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что после вступления в силу изменений, внесенных постановлением администрации города Кирова от 30.08.2021 N 1942-п, пункт 2 постановления администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п о допустимой продолжительности отсутствия ГВС в период ежегодных профилактических ремонтов носит рекомендательный характер, следовательно, превышение данной продолжительности не образует событие административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ. Кроме того, заявитель считает, что оспариваемым постановлением он повторно привлечен к административной ответственности за одно и то же нарушение.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе рассмотрения обращения правообладателя жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Дзержинского, 17 (далее - МКД), о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества Инспекцией в ООО УК "Северный берег" (управляющая организация), администрацию г. Кирова направлены запросы о предоставлении информации.
Согласно письму администрации г. Кирова от 05.08.2021 N 3540-18-10 горячее водоснабжение (далее - ГВС) в МКД отсутствовало в период с 07.06.2021 по 14.06.201 по причине проведения гидравлических испытаний наружных тепловых сетей на прочность и плотность, с 15.06.2021 ГВС отсутствует по причине проведения ремонтных работ по устранению дефекта наружных тепловых сетях; планируемая дата завершения работ - 13.08.2021.
ООО УК "Северный берег" письмом от 06.08.2021 сообщило, что при проведении гидравлических испытаний на трассе ПАО "Т Плюс" прорвало трубу горячего водоснабжения, ГВС отсутствует с 07.06.2021; представлены отчеты о суточных параметрах ГВС за период с 01.06.2021 по 20.07.2021.
Извещением от 16.08.2021 Инспекция уведомила ПАО "Т Плюс" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ, извещение получено обществом 25.08.2021.
02.09.2021 должностным лицом Инспекции составлен протокол N 5244/3/2021 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, согласно которому в период с 07.06.2021 по 20.07.2021 качественный параметр коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей коммунальной услугой по ГВС, составил Т1 менее 27°С, М1, Qtv= 0, что свидетельствует о невозможности предоставления коммунальной услуги по ГВС на протяжении более 14 дней и нарушении ПАО "Т Плюс" требований подпункта "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170), пункта 2 постановления администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п (далее - Постановление N 2574-п).
28.10.2021 должностное лицо Инспекции, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 1355 о признании ПАО "Т Плюс" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 7000 рублей. Дело рассмотрено при участии представителя Общества по доверенности.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона указанного административного правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Действия (бездействие) по нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - непосредственных получателей этих услуг.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать населению установленный законодательством уровень потребления коммунальных услуг.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Период допустимого отключения систем горячего водоснабжения в СанПиН 1.2.3685-21 отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил N 170 организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889).
Согласно пункту 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 4 Правил N 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.
При необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов (пункт 10 Правил N 889).
Постановлением администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п, в том числе со ссылкой на Правила N 889, СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержден Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году.
В силу пункта 2 Постановления N 2574-п ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов указано производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.
Утвержденный Постановлением N 2574-п Сводный план-график содержит конкретный срок выполнения работ применительно к каждому из указанных в нем ремонтных мероприятий на сетях и отключаемых в связи с этим потребителей с наименованием многоквартирного дома.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Дзержинского, 17, не включен в Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году, утвержденный Постановлением N 2574-п.
В рассматриваемом случае Общество по отношению к МКД является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, осуществляющим продажу коммунального ресурса (горячей воды), соответственно, на него распространяется обязанность по соблюдению установленных требований при предоставлении потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В рамках настоящего дела установлено, что в период с 07.06.2021 по 20.07.2021 качественный параметр коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей коммунальной услугой по ГВС, составил Т1 менее 27°С, М1, Qtv= 0, что свидетельствует о невозможности предоставления коммунальной услуги по ГВС на протяжении более 14 дней. Обозначенный факт Обществом по существу не оспаривается.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Настаивая на признании незаконным оспариваемого постановления, ПАО "Т Плюс" указывает на необходимость применения статьи 1.7 КоАП РФ, ссылаясь на постановление Администрации города Кирова от 30.08.2021 N 1942-п, которым внесены следующие изменения в Постановление N 2574-п: исключена ссылка на СанПиН 2.1.4.2496-09, пункт 2 изложен в следующей редакции: "2. Ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов рекомендуется производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток".
По мнению заявителя, после вступления в силу изменений, внесенных в постановление Администрации N 2574-п, допустимая продолжительность отсутствия горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов не установлена, следовательно, не предусмотрена административная ответственность за деяние по статье 7.23 КоАП РФ.
При оценке данного довода суд первой инстанции обоснованно указал, что во вменяемый заявителю период непредоставления коммунального ресурса для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению действовала редакция Постановления N 2574-п от 21.12.2020, предусматривающая возможность отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов на срок не более 14 суток.
Это нормативное положение представляет собой реализацию органом местного самоуправления возложенной на него пунктом 5.1.5 Правил N 170 обязанности установить конкретную продолжительность ремонта, связанную с прекращением горячего водоснабжения, ориентируясь при этом на примерный срок - 14 дней.
Вопреки мнению заявителя, постановление Администрации города Кирова от 30.08.2021 N 1942-п, которым внесены вышеуказанные изменения, не является предусмотренным статьей 1.7 КоАП РФ нормативным актом, смягчающим или отменяющим административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающим положение лица, совершившего административное правонарушение.
Как прежняя, так и новая редакция муниципального нормативного акта содержат конкретные сроки выполнения работ с указанием ряда отключенных потребителей, которые зафиксированы в Сводном плане-графике.
Оснований полагать, что для иных, не указанных в данном плане потребителей, сроки проведения ремонта тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления и соответствующие им периоды отключения систем горячего водоснабжения в настоящее время не регламентируются, апелляционный суд не усматривает, поскольку пункт 5.1.5 Правил N 170, предполагающий необходимость обязательного установления органом местного самоуправления конкретной продолжительности ремонта, изменений не претерпел. Следовательно, использование в муниципальном акте определенной юридической техники изложения нормы права не может свидетельствовать о снятии нормативных ограничений по сроку проведения ремонтных работ и отключения систем горячего водоснабжения, поскольку такая возможность федеральным законодательством не предусмотрена, соответствующие полномочия органам местного самоуправления не предоставлены.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о доказанности события административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии коммунального ресурса, не позволяющего обеспечить потребителей коммунальной услугой горячего водоснабжения более 14 суток, и отсутствии оснований для применения статьи 1.7 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Допущенное Обществом правонарушение представляет собой длительное деяние, выразившееся в необеспечении населения коммунальной услуги по горячему водоснабжению соответствующего уровня и с соблюдением режима ее предоставления. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности (вопрос 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года). Следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя по настоящему делу в связи вынесением в отношении него постановления по делу об административном правонарушении от 24.08.2021 N 1110 не имеется.
Административное наказание установлено Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного Кировской области от 07.02.2022 по делу N А28-15199/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.02.2022 по делу N А28-15199/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15199/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области