г. Санкт-Петербург |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А56-99490/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3087/2022) товарищества собственников жилья "Светлановский 115" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2022 по делу N А56-99490/2021 (судья Сундеева М.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Светлановский 115" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Светлановский 115") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 29.09.2021 по делу об административном правонарушении N 687/21, которым Товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 29.12.2021 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Светлановский 115" требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом 20.01.2022.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ТСЖ "Светлановский 115" подана апелляционная жалоба, в которой Товарищество просит отменить обжалуемое решение суда по настоящему делу, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований. В обоснование доводов жалобы Товарищество ссылается на общие нормы частей 1 и 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Светлановский 115" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г.Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 115, корп. 1 (далее - МКД).
В связи с поступившими обращениями гр. Никифорова А.В. (вх. N от 20.04.2021 N об-3803-4/21, от 16.07.2021 N об-6093-36/21) на основании распоряжения от 05.08.2021 N 07/21/752-Р Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований жилищного законодательства в части содержания общедомового имущества, в ходе которой выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 (далее - Правила N 961), а именно:
- на придомовой территории МКД (общее имущество собственников помещений в МКД) со стороны улицы Тимуровской допущено размещение нестационарного торгового объекта - торгового павильона без согласования и задания для разработки проекта благоустройства указанного элемента благоустройства с Комитетом по градостроительству и архитектуре, что является нарушением пункта 3.5.8 Правил N 170, подпункта "е" пункта 10 Правил N 491, пункта 2.2.2 Приложения 3 к Правилам N 961.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 06.08.2021 N 072/21/752-р.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления 13.08.2021 уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ТСЖ "Светлановский 115" протокола N 07/21/752-Р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 29.09.2021 по делу об административном правонарушении N 687/21 ТСЖ "Светлановский 115" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Товарищество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Товарищества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно Уставу ТСЖ "Светлановский 115" целями деятельности Товарищества является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме по адресу: г.Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 115, корп. 1.
Таким образом, Товарищество является лицом, на которое возложено управление указанным МКД, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома.
В соответствии частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 к общему имуществу МКД относится земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу подпункта "е" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
В силу пункта 3.5.8 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением, в том числе, самостоятельного строительства мелких дворовых построек (гаражей, оград), переоборудования, балконов и лоджий.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 961).
В силу пунктов 2.7, 2.7.2, 2.7.2.1 Приложения N 2 к Правилам N 961 некапитальные нестационарные строения и сооружения, в том числе, нестационарные торговые объекты: объекты в сфере мелкорозничной торговли: павильоны, палатки, киоски, относятся к элементам благоустройства.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Приложения N 4 к Правилам N 961 размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации, за исключением случаев, если такая разработка не предусмотрена приложением N 3 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Приложения N 3 к Правилам N 961 задание является основанием для разработки проекта благоустройства элементов благоустройства; задание выдается Комитетом по градостроительству и архитектуре
В силу пункта 27.3 Приложения N 5 к Правилам N 961 на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки, на придомовой территории МКД (общее имущество собственников помещений в МКД) со стороны улицы Тимуровской допущено размещение нестационарного торгового объекта - торгового павильона без согласования и задания для разработки проекта благоустройства указанного элемента благоустройства с Комитетом по градостроительству и архитектуре.
В ходе проведения проверки Инспекции был представлен договор аренды земельного участка от 19.04.2021 N 190421 между Товариществом (арендодатель) и ИП Фараджиевым С.С., в соответствии с которым Товариществом предоставлена в аренду ИП Фараджиеву С.С. часть земельного участка общей площадью 8 кв.м, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 115, к.1, лит.А, принадлежащем арендатору на праве собственности кадастровый номер 78:10:0005546:12.
Каких-либо иных договоров аренды (субаренды), в том числе с ИП Новрузовым О.М. или Гулуевым М.Б. в ходе производства по делу об административном правонарушении Товариществом в Инспекцию представлено не было.
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 19.04.2021 N 190421 часть земельного участка сдается в аренду для осуществления арендатором на нем розничной торговли "Овощи и фрукты".
При этом, в договоре аренды от 19.04.2021 N 190421 не указано на наличие права арендатора по возведению нестационарных торговых объектов на данном земельном участке, равно как и не содержится условий об обязанности арендатора по согласованию размещения элемента благоустройства (получению задания на разработку проекта благоустройства и его последующее согласование).
Вместе с тем, как уже указывалось выше в соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Правил N 491 общее имущество (к которому относится, в том числе земельный участок) должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу пункта 3.5.8 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда (к которым в данном случае относится Товарищество, как лицо осуществляющее управление спорным МКД) следят за недопущением, в том числе, самостоятельного строительства мелких дворовых построек (гаражей, оград и т.д.).
Таким образом, именно Товарищество обязано было осуществлять контроль за возведением на переданном в аренду земельном участке из состава общего имущества МКД нестационарного торгового объекта, в том числе осуществлять контроль за наличием необходимых согласований (в том числе с Комитетом по градостроительству и архитектуре) для размещения данного элемента благоустройства.
Факт нарушения Товариществом вышеприведенных требований пункта 3.2.8 Правил N 170, подпункта "е" пункта 10 Правил N 491 установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 06.08.2021 N 07/21/752-Р с приложением материалов фотофиксации, ответом Комитета по градостроительству и архитектуре от 21.07.2021 N ОЮ-8848-2774/21-0-1.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Товариществом требований Правил N 170 и Правил N 491 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Товарищества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ТСЖ "Светлановский 115" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Инспекцией процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Вопреки доводам заявителя, Товарищество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (корреспонденция направлялась как почтовой связью, так и по электронной почте).
Оспариваемое постановление от 29.09.2021 по делу об административном правонарушении N 687/21 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Товариществом правонарушения, принимая во внимание, что совершенное заявителем правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное проживание в многоквартирном доме, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Товариществом правонарушения малозначительным.
Учитывая, что Товарищество ранее привлекалось к административной ответственности, в том числе, постановлением Инспекции от 21.07.2021 по делу об административном правонарушении N 491/21 (дело N А56-74951/2021), суд апелляционной инстанции не усматривает совокупности предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенного оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Товариществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 40000 руб.) отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ; оснований считать назначенное Товариществу наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению суд не усматривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 20.01.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ "Светлановский 115" не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
При таких обстоятельствах излишне уплаченная Товариществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3000 руб. (платежное поручение от 24.02.2022 N 72) подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 января 2022 года по делу N А56-99490/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Светлановский 115" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Светлановский 115" из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 24.02.2022 N 72.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-99490/2021
Истец: ТСЖ "Светлановский 115"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга