город Омск |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А46-18009/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3179/2022) сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "Русско-Полянский" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.02.2022 по делу N А46-18009/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему сбытовому кооперативу "Русско-Полянский" (ОГРН 1125509000264, ИНН 5529007398, адрес: 646788, Омская область, Русско-Полянский район, село Алабота, улица Молодежная, дом 1-Ч) о взыскании 7 500 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта для развития материально-технической базы,
при участии в судебном заседании представителей:
от сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "Русско-Полянский" - Романова О.К. по доверенности от 17.02.2021, председатель сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "Русско-Полянский" Генрих А.А., полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Н.Ю. по доверенности от 14.01.2021 N 89,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство, Минсельхозпрод Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему сбытовому кооперативу "Русско-Полянский" (далее - ответчик, кооператив, СППСК "Русско-Полянский") о взыскании 7 000 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта для развития материально-технической базы.
Решением Арбитражного суда Омской области 14.02.2022 по делу N А46-18009/2021 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Возражая против принятого по делу решения, СППСК "Русско-Полянский" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ее податель, не соглашаясь с результатами проверки, изложенными в акте от 21.04.2021, указывает, что требование истца о возврате гранта в размере 7 500 000 руб. при доказанности реализации ответчиком проекта в указанной сумме заявлено необоснованно и подлежит оставлению без удовлетворения.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу и письменных пояснениях Министерство просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Минсельхозпрода Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в целях всестороннего и полного рассмотрения дела апелляционный суд приобщил представленные лицами, участвующими в деле, документы к материалам настоящего дела.
Рассмотрев апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу и письменные пояснения Министерства, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Государственной программой Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, установлен Порядок предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (приложение N 3 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития") (в редакции от 25.09.2019) (далее - Порядок).
Как видно из материалов дела, СППСК "Русско-Полянский" 04.10.2019 в Министерство подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета для развития материально-технической базы.
29.10.2019 между СППСК "Русско-Полянский" и Министерством было заключено Соглашение N 3-СПК о предоставлении из областного бюджета грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в соответствии с Соглашением составил в 2019 году 7 500 000 руб.
Средства гранта в общей сумме 7 500 000 руб. зачислены на счет СППСК "Русско-Полянский" N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
Согласно пункту 5.1.3 Соглашения N 3-СПК главный распорядитель средств областного бюджета обязуется требовать возврата субсидии в случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом государственного финансового контроля.
В соответствии с пунктом 19 Порядка в случае нарушения кооперативом, обществом условий, установленных при предоставлении гранта, предусмотренных: подпунктами 1 - 2.2, 3 - 6.2, 7.2 - 10 пункта 16 настоящего Порядка, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет кооперативу, обществу уведомление о возврате гранта в полном объеме.
Согласно акта проверки соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обуславливающие публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условий договоров (соглашений), государственных контрактов, а также достоверности отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), предусмотренных пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выделенных в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, в Минсельхозпроде Омской области от 21.04.2021 (далее - акт проверки от 21.04.2021) выявлены нарушения условий предоставления гранта СППСК "Русско-Полянский", таких как:
- несоответствие понятию сельскохозяйственного потребительского кооператива для целей применения Порядка в части не подтверждения объединения не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооператива;
- в части предоставления недостоверных документов в подтверждение осуществления поставок продукции, наличия права на производственные фонды.
На основании распоряжения Главного управления финансового контроля Омской области от 27.01.2021 N 63/3-рп проведена встречная выездная проверка в СППСК "Русско-Полянский", в ходе которой также было установлено следующее:
1. СППСК "Русско-Полянский" в УФК по Омской области для санкционирования оплаты предоставлены документы, содержание недостоверные данные, на основании которых за счет средств гранта произведена оплата фактически не поставленного товара в размере 7 500 000 руб.;
2. СППСК "Русско-Полянский" в нарушение пункта 5.3.6 Соглашения предоставлены в Министерство с отчетом о произведенных затратах документы, содержащие недостоверные данные;
3. СППСК "Русско-Полянский" в нарушение условия предоставления гранта, установленного-подпунктом 6.1 пункта 16 Порядка и пунктом 5.3.1 Соглашения, приобретен за счет средств гранта модуль сборный 6-м*2-м в количестве 6 единиц, ранее находившийся в эксплуатации;
4. Имущество, приобретенное СППСК "Русско-Полянский" за счет гранта, за исключением грузового фургона цельнометаллического ГАЗ-23527, не эксплуатируется, соответственно, не представляется сделать вывод о его использовании на развитие материально-технический базы СППСК "Русско-Полянский";
5. В качестве подтверждения достижения показателей результативности, установленных Соглашением, СППСК "Русско-Полянский" предоставлены приказ о приеме работника на работу от 01.10.2019 N 1 о принятии на работу в СППСК "Русско-Полянский" Генриха Александра Александровича на должность председателя (до заключения Соглашения), а также копии трех трудовых договоров, заключенных в 2019 году.
В рамках проверки корректности представляемой информации ГУФК через государственную информационную систему Омской области "Региональная система межведомственного электронного взаимодействия" (информационная система участника взаимодействия - ИС "Автоматизированная информационная система "ФЦОД" ФНС") направлен межведомственный запрос по сведениям о среднесписочной численности работников СППСК "Русско-Полянский".
Согласно ответу на исходящий межведомственный запрос от 21.01.2021 N 14215434 среднесписочная численность работников СППСК "Русско-Полянский" за 2019 год составила 1 человек.
Таким образом, СППСК "Русско-Полянский" в нарушение подпункта 7 пункта 16 Порядка нарушено условие предоставление гранта (создание не менее 1 нового постоянного рабочего места, основанного на трудовом договоре, на каждые 3 000 000 руб. гранта в год получения гранта (7 500 000 руб./3 000 000 рублей = 2,5), вследствие чего в нарушение пунктов 3:4, 5.3.4 Соглашения не обеспечено достижение значения показателя результативности.
Ввиду изложенных обстоятельств в соответствии с пунктом 19 Порядка в адрес СППСК "Русско-Полянский" Министерством 06.08.2021 направлено уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта для развития материально-технической базы.
Оставление уведомления без исполнения послужило основанием обращения Министерства в суд с соответствующим заявлением.
14.02.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Как указывалось выше, постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", которой установлен Порядок предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Порядок регулирует отношения по предоставлению из областного бюджета грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, критерии отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов для предоставления грантов, условия предоставления грантов, порядок определения объема и предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
Пунктом 7 Порядка установлен перечень документов, которые должны предоставляться в Министерство вместе с конкурсной заявкой председателями кооперативов, председателями советов обществ.
Согласно подпункту 3 пункта 7 Порядка одним из таковых документов является копия реестра членов кооператива и ассоциированных членов кооператива, подписанного председателем кооператива, с приложением документов, подтверждающих статус членов кооператива в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей, реестра членов общества, подписанного председателем совета общества.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Порядка под сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в рамках настоящего Порядка понимаются сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие и (или) сбытовые кооперативы или потребительские кооперативы (далее - кооперативы) и потребительские общества (далее - общества), действующие не менее 12 месяцев с даты их регистрации, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), не менее 70 процентов выручки которых формируется за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности указанной продукции.
Вместе с тем, как было выявлено в ходе проверки, к заявке на получение гранта СППСК "Русско-Полянский" в соответствии с Порядком предоставления грантов представлена, в том числе, копия реестра членов СППСК "Русско-Полянский" с приложением документов, подтверждающих статус членов в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - СХТП); согласно указанному реестру в СППСК "Русско-Полянский" входит одно физическое лицо и десять СХТП, пять из которых крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) и пять личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ).
В прилагаемых документах, подтверждающих статус членов в качестве СХТП, приложено свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) записи о КФХ, главой которого является Филиппов Александр Владимирович. При этом согласно данным ЕГРИП ИП глава КФХ Филиппов А.В. (ОГРНИП 30855091980013) прекратил свою деятельность 26.03.2013.
В то же время, как указывает кооператив и не опровергнуто Министерством, выписка из данных ЕГРИП на ИП главу КФХ Филиппова А.В. (ОГРНИП 30855091980013) была предоставлена ошибочно, поскольку Филиппов А.В. возобновил свою деятельность 14.04.2014 под регистрационным номером ОГРНИП 314554310400039, о чём свидетельствуют соответствующие сведения из ЕГРИП.
Таким образом, на момент представления заявки, несмотря на предоставление недостоверных документов, подтверждающих статус членов кооператива в качестве СХТП, СППСК "Русско-Полянский" соответствовал требованиям, установленным подпунктом 3.1 пункта 9 Порядка предоставления грантов о соответствии сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих и (или) сбытовых кооперативов или потребительских кооперативов и потребительских обществ требованию, установленному абзацем вторым пункта 1 Порядка, в части понимания под сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим и (или) сбытовым кооперативом или потребительским кооперативом и потребительским обществом, объединяющим не менее 10 СХТП.
При условии выдачи гранта, названная ошибка в документах не может служить основанием для возврата суммы гранта в отсутствие нарушения иных условий его предоставления.
Согласно подпункту 11 пункта 7 Порядка вместе с конкурсной заявкой должны быть предоставлены копии документов, подтверждающих осуществление поставок продукции (выполнение работ, оказание услуг) не ранее чем за один год, предшествующий текущему финансовому году.
Проведённой проверкой установлено, что к заявке на получение гранта СППСК "Русско-Полянский" в соответствии с Порядком предоставления грантов представлена копия договора поставки молочной продукции от 05.05.2019 N 3, заключенного с ИП Пьяновой Ю.С. (ИНН 550516563066), в то время как последняя прекратила свою деятельность в качестве предпринимателя согласно выписке из ЕГРИП 29.10.2018.
Вместе с тем подателем жалобы отмечено и не опровергнуто Министерством обстоятельство того, что вместе с заявкой кооперативом было предоставлено два договора поставки молочной продукции.
Учитывая, что подпунктом 11 пункта 7 Порядка не установлено требование множественности договоров поставки продукции, как и не установлено требование о том, что таковая должна быть осуществлена только субъекту предпринимательской деятельности, в отсутствие доказательств мнимости вышеназванного договора поставки молочной продукции от 05.05.2019 N 3, заключенного с Пьяновой Ю.С., суд апелляционной инстанции поддерживает позицию подателя жалобы о том, что обстоятельство того, что Пьянова Ю.С. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не свидетельствует о несоответствии кооператива необходимым требованиям, установленным Порядком предоставления грантов.
Согласно подпункту 12 пункта 7 Порядка вместе с конкурсной заявкой должны быть предоставлены копии документов, подтверждающих права на производственные фонды (при наличии).
Проведённой проверкой установлено, что к заявке на получение гранта СППСК "Русско-Полянский" предоставлены копии документов, подтверждающих права на производственные фонды: договор аренды нежилого помещения (кадастровый номер 55:23:210 108:146, условный номер 55-55-17/005/2012-810) от 21.12.2018 N 2, заключенный председателем СППСК "Русско-Полянский" с Генрихом А.А. (отец председателя). Вместе с тем на момент подачи заявки ИП глава КФХ Генрих А.А. (ИНН 553100532909) (отец председателя) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, обязанности конкурсного управляющего возложены на Короленко А.Б. (решение Арбитражного суда Омской области от 04.06.2018 по делу N А46-21473/2017), имущество, в том числе указанное помещение, являющееся предметом залога (залогодержатель ПАО "Сбербанк России"), включено в конкурсную массу.
В отношении данного нарушения кооператив в апелляционной жалобе приводит доводы о действительности договора аренды, а также о том, что сведения о правах на производственные фонды не являются обязательными, а предоставляются в дополнение по желанию участников.
Между тем в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7 названного Закона.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей", по смыслу пункта 2 статьи 126 и абзаца второго пункта 3 статьи 129 Закона о банкротстве с открытием конкурсного производства должник не вправе распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу, в том числе средствами на счетах и во вкладах в кредитных организациях.
Согласно статье 209 Закона о банкротстве такое распоряжение может осуществляться только судебным приставом-исполнителем или конкурсным управляющим. Соответствующие сделки должника, совершенные им после открытия конкурсного производства, являются ничтожными.
Суд апелляционной инстанции находит соответствующим вышеприведённым нормам Закона о банкротстве вывод Министерства о том, что договор аренды нежилого помещения (кадастровый номер 55:23:210 108:146, условный номер 55-55- 17/005/2012-810) от 21.12.2018 N 2, заключенный председателем СППСК "Русско-Полянский" с Генрихом А.А., не подтверждает права кооператива на указанные в договоре производственные фонды в силу его заключения неуполномоченным лицом со стороны арендодателя.
При этом, действительно, положения подпункта 12 пункта 7 Порядка предусматривают предоставление вместе с конкурсной заявкой копий документов, подтверждающих права на производственные фонды, при их наличии, соответственно, непредоставление данных документов не может служить основанием для отказа в предоставлении гранта.
Министерством в суде апелляционной инстанции заявлен довод о том, что наличие прав на производственные фонды учитывается при подсчёте конкурсных баллов.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения конкурсных заявок и приложенных к ним документов конкурсная комиссия оценивает бизнес-планы с использованием балльной системы оценок, а также проводит очное собеседование с председателем кооператива, общества.
При присвоении баллов используется, в том числе, критерий производственные фонды кооператива, общества - наличие в аренде сроком не менее чем 5 лет или в собственности зданий, строений, сооружений - 2 балла.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Министерством в материалы дела не предоставлено доказательств того, что кооператив получил преимущества в ходе конкурсного отбора для предоставления гранта в результате предоставления вышеназванного договора аренды, как не предоставлено и самого договора аренды нежилого помещения (кадастровый номер 55:23:210 108:146, условный номер 55-55- 17/005/2012-810) от 21.12.2018 N 2.
Кооперативом в материалы дела предоставлен договор аренды нежилого помещения (условный номер 55-55-17/005/2012-810) от 25.08.2018 N 1 сроком действия 11 (одиннадцать) месяцев, что не учитывается при присвоении баллов.
Таким образом, несмотря на предоставление недостоверных документов в части наличия прав на производственные фонды, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о наличии оснований для возврата суммы гранта.
В отношении результатов встречной выездной проверки СППСК "Русско-Полянский", суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Факт того, что СППСК "Русско-Полянский" в УФК по Омской области для санкционирования оплаты предоставлены документы, содержание недостоверные данные, на основании которых за счет средств гранта произведена оплата фактически не поставленного товара в размере 7 500 000 руб., признаётся апелляционным судом формальным нарушением Порядка предоставления грантов; при условии того, что средства гранта были потрачены на цели, предусмотренные Соглашением N 3-СПК, в отсутствие иных нарушений условий предоставления гранта данное нарушение не может являться основанием для возврата суммы гранта.
Как следует из акта проверки от 21.04.2021, СППСК "Русско-Полянский" в Министерство в нарушение пункта 5.3.6 Соглашения вместе с отчетом о произведенных затратах были предоставлены документы, содержащие недостоверные данные, а именно: в качестве подтверждения достижения показателей результативности, установленных Соглашением, кооперативом предоставлены приказ о приеме работника на работу от 01.10.2019 N 1 о принятии на работу в СППСК "Русско-Полянский" Генриха Александра Александровича на должность председателя (до заключения Соглашения), а также копии трех трудовых договоров, заключенных в 2019 году.
В рамках проверки корректности представляемой информации ГУФК через государственную информационную систему Омской области "Региональная система межведомственного электронного взаимодействия" (информационная система участника взаимодействия - ИС "Автоматизированная информационная система "ФЦОД" ФНС") направлен межведомственный запрос по сведениям о среднесписочной численности работников СППСК "Русско-Полянский".
Согласно ответу на исходящий межведомственный запрос от 21.01.2021 N 14215434 среднесписочная численность работников СППСК "Русско-Полянский" за 2019 год составила 1 человек, из чего контролирующим органом сделан вывод о том, что СППСК "Русско-Полянский" в нарушение подпункта 7 пункта 16 Порядка нарушено условие предоставление гранта (создание не менее 1 нового постоянного рабочего места, основанного на трудовом договоре, на каждые 3 000 000 руб. гранта в год получения гранта (7 500 000 руб./3 000 000 рублей = 2,5), вследствие чего в нарушение пунктов 3:4, 5.3.4 Соглашения не обеспечено достижение значения показателя результативности.
Между тем, как обоснованно указывает податель жалобы, подтверждением достижения показателей результативности, установленных Соглашением, являются заключённые в 2019 году три трудовых договора с Чуйкиным В.Е., Генрих Н.А., Генрих А.А., что также подтверждается сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за декабрь 2019 года.
Согласно пункту 79.7 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утверждённых Приказом Росстата от 24.11.2021 N 832, среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
В связи с тем, что вышеуказанные работники были приняты на работу 23.12.2019, то среднесписочная численность работников СППСК "Русско-Полянский" за 2019 год составила 1 человек, что не свидетельствует о недостижении кооперативом рассматриваемого показателя результативности.
Вместе с тем апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для возврата суммы гранта, исходя из нижеследующего.
В соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 N 61 (далее также - Положение о Минсельхозпроде Омской области), Министерство является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим проведение государственной политики Омской области в сфере агропромышленного комплекса.
Задачами Министерства в соответствии с пунктом 9 Положения о Минсельхозпроде Омской области являются, в том числе, разработка и реализация в соответствии с федеральным и областным законодательством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Омской области в пределах их компетенции мер по государственному регулированию продовольственного рынка, производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечению агропромышленного комплекса Омской области (далее - агропромышленный комплекс) материально-техническими ресурсами, обеспечению качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Во исполнение указанных задач Министерство реализует закрепленные за ним функции, в том числе путем заключения соглашений с субъектами предпринимательской деятельности о предоставлении им публичного вспоможения из соответствующего бюджета.
Как указывалось выше, целью предоставления из областного бюджета грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам является развитие материально-технической базы последних.
Согласно пункту 2 Порядка целью предоставления гранта является софинансирование затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, для создания и развития на сельских территориях Омской области сельскохозяйственной потребительской кооперации и новых постоянных рабочих мест в сельской местности путем развития материально-технической базы такого сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Под развитием материально-технической базы в рамках настоящего Порядка понимаются мероприятия, направленные на внедрение новых технологий и создание рабочих мест, строительство, реконструкцию, модернизацию или приобретение материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Согласно пункту 9 Порядка бизнес-план, предоставляемый с заявкой на конкурсный отбор для предоставления гранта, должен быть направлен на развитие деятельности кооператива, общества по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Как следует из бизнес-плана кооператива "Организация деятельности по закупу, переработке и сбыту молока на базе СППСК "Русско-Полянский"", целью проекта является заготовка, хранение и переработка молочной продукции; способом достижения цели является приобретение мобильного пункта приемки молока, создание стационарного пункта временного хранения молока, приобретение автономного молочного завода; начало реализации проекта: декабрь 2019 года.
Соглашением N 3-СПК за счёт средств гранта было предусмотрено приобретение следующего оборудования: мобильный пункт приемки молока, пункт приемки и хранения молока, автономный молочный завод М-3-5000.
Как следует из материалов дела, данное оборудование было закуплено кооперативом в 4 квартале 2019 года (мобильный пункт приемки молока - УПД от 07.11.2019 N 7, пункт приемки и хранения молока - УПД от 07.11.2019 N 8, акт приема-передачи от 30.01.2020, автономный молочный завод М-3-5000 - УПД от 07.11.2019 N 9, акт приема-передачи оборудования от 30.09.2020).
Подпунктом 9 пункта 16 Порядка предусмотрено, что одним из условий предоставления гранта является использование имущества, закупаемого за счет гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооперативов, обществ.
Между тем проведённой в 1 квартале 2021 года проверкой установлено, что имущество, приобретенное СППСК "Русско-Полянский" за счет гранта, за исключением грузового фургона цельнометаллического ГАЗ-23527, не эксплуатируется.
Указанные обстоятельства подтверждаются кооперативом.
Так, в отзыве, предоставленном в суд первой инстанции, ответчик указывал, что имущество, приобретенное за средства гранта, поставлено не в полном комплекте и в основном не эксплуатируется; небольшая часть оборудования на момент проверки находилась у поставщика, потому что в ней ещё не было необходимости, сейчас она уже поставлена; основная часть оборудования не эксплуатируется, так как требуется полный монтаж (т. 1 л.д. 115).
При этом материалы дела не содержат доказательств поставки оборудования не в полном комплекте, а также причин, по которым не осуществляется монтаж оборудования, в то время как целью предоставления гранта как раз является развитие материально-технический базы, и заявка кооператива на средства гранта обуславливает потребность в указанном оборудовании, чего из материалов дела не усматривается.
Так, проведённой проверкой установлено, что СППСК "Русско-Полянский" в нарушение условия предоставления гранта, установленного подпунктом 6.1 пункта 16 Порядка и пунктом 5.3.1 Соглашения, приобретен за счет средств гранта модуль сборный 6-м*2-м в количестве 6 единиц, ранее находившийся в эксплуатации.
В отношении указанного обстоятельства кооператив в пункте 4 отзыва на исковое заявление (т.1 л.д. 119, 120) указывает, что данный модуль ранее не находился в эксплуатации, был в собранном состоянии, но для транспортировки на место назначения его нужно было разобрать; некоторое время он находился в разобранном состоянии и появившиеся следы ржавчины и демонтажа не являются доказательством его эксплуатации.
Появление следов ржавчины на имуществе, приобретенном за счет средств гранта, в отсутствие эксплуатации такого имущества, по убеждению суда апелляционной инстанции, свидетельствует о нецелевом использовании средств гранта.
Коллегия отмечает, что, не эксплуатируя приобретённое оборудование, в то же время кооператив соблюдает показатель результативности "прирост объёма сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии" - 10%.
Проверкой установлено, что фактическое значение данного показателя составило 15%, что свидетельствует об отсутствии у кооператива необходимости в закупленном оборудовании для его достижения.
Таким образом, в нарушение вышеизложенных положений БК РФ и Порядка закупленное на средства гранта оборудование не было использовано на развитие материально-технический базы СППСК "Русско-Полянский".
Грант, полученный кооперативом, имеет целевое назначение и должен использоваться в соответствии с данным назначением, причём с момента приобретения средств материально-технической базы, а не, как считает податель жалобы, по окончании срока Соглашения.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о нарушении СППСК "Русско-Полянский" требований и условия предоставления гранта, в связи с чем средства гранта в полном объёме подлежат возврату.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине за ее подачу относятся на подателя апелляционной жалобы.
При изготовлении судом апелляционной инстанции резолютивной части постановления в виде отдельного документа от 29.04.2022, оглашенной в судебном заседании, допущена опечатка, которая выразилась в неверном указании секретаря судебного заседания, а именно: вместо "Усовой Ю.Б." ошибочно указано "Шнайдер Е.А.".
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
В связи с тем, что данная опечатка носит технический характер и не влияет на выводы суда апелляционной инстанции, не изменяет содержание судебного акта, руководствуясь статьей 179 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным исправить опечатку, допущенную в резолютивной части постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022, посредством указания правильной фамилии секретаря судебного заседания при изготовлении постановления в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.02.2022 по делу N А46-18009/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.