город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2022 г. |
дело N А32-32403/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 по делу N А32-32403/2021
по иску публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к ответчику администрации Медведовского сельского поселения Тимашевского района (ИНН 2353021506, ОГРН 1052329691655)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", истец), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Медведовского сельского поселения Тимашевского района (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20705-12-00076142-1 от 22.05.2012 в размере 7 018,30 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по оплате мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору N 20705-12-00076142-1 от 22.05.2012.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку между сторонами отсутствует соглашение по увеличению цены контракта в связи с изменением ставки НДС до 20 %, требование о взыскании задолженности свыше отведенных лимитов бюджетных средств является неправомерным.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 02.02.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ответчиком не произведена полная оплата по договору, в связи с изменившейся ставкой НДС с 18 % до 20 %. Судом не учтен тот факт, что договор N 20705-12-00076142-1 от 22.05.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключен 22.05.2012, а Закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд" принят 05.04.2013, то есть через год после заключения договора, и обратной силы к правам и обязанностям по заключенным ранее контрактам не имеет.
В судебное заседание истец и ответчик явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.05.2012 между истцом (сетевая организация) и ответчиком (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20705-12-00076142-1, по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя "электроустановки земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного комплекса", в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 38 200 кВт;
- категория надежности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 (кВ);
- ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 настоящего договора, мощность 0 (ноль) кВт.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта: "электроустановки земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного комплекса", расположенного по адресу: 385020, Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Тимашевский, ст-ца Медведовская, ул. Профессиональная, д. 65Г (пункт 2 договора).
Согласно абзацу 1 пункта 8 договора заявитель обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении.
Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора (абзац 2 пункта 4 договора).
В силу пункта 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с "Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", (Приложение к приказу Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 30.11.2010 N 365-э/5), на основании платы (ставки платы) за технологическое присоединение, утвержденной Приказом Региональной комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.05.2011 N 7/2011-э (в действующей редакции) и составляет 414 079,81 руб., в том числе НДС 18% 63 164,72 руб.
В соответствии с пунктом 11 договора внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке:
- 15 процентов платы за технологическое присоединение, указанной в пункте 10 настоящего договора 62 111,97 руб., в том числе НДС (18 %) 9 474,71 руб., вносятся в течение 15 дней со дня заключения настоящего договора;
- 30 процентов платы за технологическое присоединение, указанной в пункте 10 настоящего договора 124 223,94 руб., в том числе НДС (18 %) 18 949,41 руб., вносятся в течение 60 дней со дня заключения настоящего договора, но не позже дня фактического присоединения;
- 45 процентов платы за технологическое присоединение, указанной в пункте 10 настоящего договора 186 335,92 руб., в том числе НДС (18 %) 28 424,12 руб., вносятся в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о выполнении заявителем технических условий, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), а также акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон;
- 10 процентов платы за технологическое присоединение, указанной в пункте 10 настоящего договора 41 407,98 руб., в том числе НДС (18 %) 6 316,47 руб., вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения.
Во исполнение условий договора истец выдал ответчику технические условия N 50-Т для присоединения к электрическим сетям, в которых были указаны мероприятия, подлежащие выполнению как заявителем, так и сетевой организацией.
Акт о выполнении технических условий N 100-ТР подписан сторонами 02.04.2018.
22.09.2020 сторонами подписан акт об осуществлении технологического присоединения N 408264 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20705-12-00076142-1 от 22.09.2020.
Полагая, что ввиду увеличения налога на добавленную стоимость на 2 % в связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и повышением с 01.01.2019 размера ставки НДС с 18 до 20 процентов, на основании подписанного сторонами акта об осуществлении технологического присоединения N 408264, истцом в адрес ответчика выставлен счет на сумму 7 018,30 руб. и направлено дополнительное соглашение о согласовании доплаты разницы ставок НДС 2 %, которые ответчиком не подписаны.
В целях досудебного урегулирования спора истец в адрес ответчика направил претензию N ТиХ/10/627 от 09.08.2021, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, носит однократный характер и осуществляется на основании публичного договора, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Обязательством сетевой организации по такому договору является реализация мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, включая разработку и согласование технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Взимание платы по договору производится однократно с возможностью компенсации отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Из материалов дела следует, что отношения сторон настоящего спора по технологическому присоединению к электрическим сетям урегулированы договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.11.2019 N 744/19/БЭМС.
В статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 22.09.2020 между сторонами подписан акт об осуществлении технологического присоединения N 408264 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20705-12-00076142-1 от 22.09.2020.
Не оспаривая факт оплаты работ по технологическому присоединению в согласованном условиями договора размере, заявитель апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности в связи с увеличением с 01.01.2019 ставки НДС с 18 % до 20 %, которая применяется независимо от даты и условий заключения договора.
Между тем, как следует из разъяснений, приведенных в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), цена государственного контракта согласно положениям части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ по общему правилу является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с "Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", (Приложение к приказу Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 30.11.2010 N 365-э/5), на основании платы (ставки платы) за технологическое присоединение, утвержденной Приказом Региональной комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.05.2011 N 7/2011-э (в действующей редакции) и составляет 414 079,81 руб., в том числе НДС 18 % 63 164,72 руб.
Законом N 303-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2019 ставка НДС увеличена с 18 % до 20 %.
При этом пунктом 4 статьи 5 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции этого Закона применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
Таким образом, независимо от момента получения оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), переданные начиная с 01.01.2019, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20 %.
Из материалов дела следует, что акт об осуществлении технологического присоединения подписан сторонами 22.09.2020, то есть реализация оказанных услуг осуществлена после 01.01.2019.
Вместе с тем, в части 54 Закона N 44-ФЗ указано, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное этой частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Таким образом, указанная норма Закона N 44-ФЗ предусматривает наличие следующей совокупности условий для изменения цены контракта: изменение осуществляется до 01.10.2019, по соглашению сторон, только в пределах увеличения ставки НДС и только на товары, работы, услуги, оплата которых осуществляется после 01.01.2019, условиями контракта не предусмотрен увеличенный размер ставки НДС.
Кроме того, в отношении государственного (муниципального) заказчика предусмотрено условие о возможности изменения цены контракта только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Возможность изменения государственными и муниципальными заказчиками цены контракта в связи с увеличением ставки НДС при отсутствии доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта, положениями части 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Как разъяснено в Информационном письме Минфина России от 14.03.2019 N 24-04-02/16837, в случае отсутствия у государственных (муниципальных) заказчиков свободных лимитов бюджетных обязательств внесение предусмотренных частью 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменений в государственные (муниципальные) контракты возможно исключительно после рассмотрения вопроса доведения дополнительных лимитов бюджетных обязательств в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что предусмотренных Законом N 44-ФЗ оснований для увеличения цены договора в пределах увеличения ставки НДС не имелось, так как лимиты бюджетных обязательств в связи с изменением ставки НДС в отношении департамента не были увеличены, соглашение о внесении соответствующих изменений в договор сторонами не заключено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2021 по делу N А66-8702/2020.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности в размере, превышающем цену, указанную в пункте 3.1 договора.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 по делу N А32-32403/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32403/2021
Истец: ОАО "Кубаньэнерго" в лице филиала Тимашевские электрические сети, ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Администрация Медведовского сельского поселения Тимашевского района