город Воронеж |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А35-11741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от Главного управления МЧС России по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ЯРО+": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРО+" (ОГРН: 1084632013465 ИНН: 4632101650) на решение Арбитражного суда Курской области от 05.03.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 21.03.2022) по делу N А35-11741/2021 по заявлению Главного управления МЧС России по Курской области к обществу с ограниченной ответственностью "ЯРО+" (ОГРН: 1084632013465 ИНН: 4632101650) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области (далее - ГУ МЧС России по Курской области, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЯРО+" (далее - ООО "ЯРО+", лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.03.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 21.03.2022) ООО "ЯРО+" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ЯРО+" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение в части назначения наказания за административное правонарушение в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. отменить, принять по делу новое решение, на основании которого назначить ООО "ЯРО+" административное наказание в виде предупреждения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ЯРО+" зарегистрировано по адресу: 305001, Курская обл., г. Курск, ул. Красной Армии, д. 29А, комната 5, ОГРН: 1084632013465, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.12.2008, ИНН: 4632101650, и на основании выданной 18.12.2014 Главным управлением МЧС России по Курской области лицензии N 46-Б/00045 осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах,
устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов,
выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций,
монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В соответствии с Распоряжением органа государственного контроля (надзора) от 29.11.2021 N 54 о проведении плановой, выездной проверки ООО "ЯРО+", выданным главным государственным инспектором Курской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Курской области подполковником внутренней службы Андреевым Сергеем Геннадьевичем, в период с 06.12.2021 по 17.12.2021 проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением лицензионных требований ООО "ЯРО+", осуществляющего деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 18.12.2014 N 46-Б/00045.
При проведении проверки был установлен факт отсутствия оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, что является нарушением части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, подпункта "б" пункта 4 Положения N 1128; Приложения к приказу МЧС России от 31.07.2020 N 571 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Вышеуказанные обстоятельства отражены в акте проверки N 54 от 17.12.2021.
17.12.2021 обществу выдано предписание N 54/1/1 о выполнении мероприятий по устранению выявленных нарушений в срок до 02.05.2022.
Уведомлением от 17.12.2021 ООО "ЯРО+" было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (23.12.2021 в 12 час. 00 мин. по адресу: Курск, ул. Можаевская, д. 6).
Указанное уведомление получено представителем по доверенности Прониной Е.В. лично под роспись.
23.12.2021 главным специалистом отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области Ермаковым Александром Алексеевичем в присутствии генерального директора общества Иноземцева П.В. составлен протокол N 57 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ МЧС России по Курской области в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ЯРО+" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований; по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности. Указанный Перечень утвержден приказом МЧС России 31.07.2020 N 571.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 571 утвержден минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Приказ N 571 от 31.07.2020).
В силу пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как установлено судом и следует из материалов проверки административного органа, ООО "ЯРО+" на основании выданной 18.12.2014 Главным управлением МЧС России по Курской области лицензии N 46-Б/00045 осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, установленных подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128.
ООО "ЯРО+" не предоставлено доказательств наличия у него оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, что является нарушением части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, подпункта "б" пункта 4 Положения N 1128; Приложения к приказу МЧС России от 31.07.2020 N 571 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Вывод административного органа основан на акте проверки N 54 от 17.12.2021 и протоколе об административном правонарушении от 23.12.2021 N57, составленными уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении от 23.12.2021 N 57 законный представитель ООО "ЯРО+" возражений относительно выявленных нарушений не представил, директор ООО "ЯРО+", соглашаясь с выявленными нарушениями, указал, что устранит их в установленные сроки. Кроме того, в судебном заседании арбитражного суда области 02.03.2022 представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, пояснил, что общество намерено продолжить ведение лицензионного вида деятельности после устранения установленных в ходе проверки нарушений.
Таким образом, в действиях ООО "ЯРО+" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы ООО "ЯРО+" о том, что общество не осуществляет лицензионную деятельность, не оказывает услуги и не выполняет работы с 2020 года, со ссылками на нулевую бухгалтерскую отчетность и выписку с расчетного счета юридического лица, отклоняются апелляционным судом, так как представленные доказательства с достоверностью не подтверждают, что общество прекратило такую деятельность в целом.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку в рассматриваемом случае само общество факт выявленных нарушений признавало, то суд первой инстанции обоснованно посчитал, что действия общества образуют объективную сторону административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, с учетом положений части 4 статьи 210 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о выполнении административным органом комплекса мер, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события административного правонарушения, и, как следствие, о доказанности обстоятельств, необходимых для привлечения общества к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности привлечения общества к административной ответственности, а также о возможности переквалификации совершенного правонарушения с части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности допущено не было. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Наказание назначено с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, размер административного штрафа снижен ниже низшего предела санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - до 50 000 руб.
В апелляционной жалобе ООО "ЯРО+" просило изменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Рассматривая данное требование, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 3.4 КоАП РФ сказано, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, замена штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности условий: отнесение заявителя к субъектам малого предпринимательства; совершение правонарушения впервые; отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, обществом допущено грубое нарушение лицензионных требований, при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Кроме того, значение для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ имеет сам по себе факт совершения административного правонарушения впервые.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.02.2022 по делу N А35-11740/2021 ООО "ЯРО+" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административное наказание в виде предупреждения
Таким образом, в настоящем случае отсутствуют правовые основания для назначения обществу наказания в виде предупреждения.
Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности не установлено, поскольку осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) не может быть квалифицировано как малозначительное.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, полагая верными выводы суда первой инстанции в части спорных эпизодов.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 05.03.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 21.03.2022) по делу N А35-11741/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРО+" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11741/2021
Истец: Главное управление МЧС по Курской области, ГУ МЧС России по Курской области
Ответчик: ООО "ЯРО+"
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд