г. Вологда |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А05-270/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 мая 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 марта 2022 года по делу N А05-270/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Байкалов Сергей Геннадьевич (адрес: 165460, Архангельская обл.; ОГРНИП 304293029400014; ИНН 292100131187; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 13.08.2010 N 944 путем изложения приложения 3 к договору в редакции истца.
Решением суда от 01 марта 2022 года исковые требования Предпринимателя удовлетворены; с ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что изменение расчетной лесосеки по арендуемому лесному участку не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества.
Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, Министерство (Арендодатель) и Предприниматель (Арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 13.08.2010 N 944, по условиям которого Арендатору в аренду передан лесной участок общей площадью 1 610 га в Красноборском сельском участковом лесничестве (участок с-з "Ляховский") Красноборского лесничества Архангельской области в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению 3.
Договор аренды заключен в соответствии со статьями 29, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и на основании протокола о результатах аукциона от 04.08.2010 N 5-10/2 на срок с 13.08.2010 по 12.08.2035.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 03.02.2011.
Согласно приложению 3 к договору разрешенный объем заготовки в год (расчетная лесосека) составляет 1,4 тыс. куб. м, в том числе 1,2 тыс. куб. м в порядке сплошных рубок и 0,2 тыс. куб. м в порядке выборочных рубок.
Характеристика лесных насаждений определена в договоре на основании данных Лесохозяйственного регламента 2008 года.
В 2014 году по заявке Предпринимателя были проведены полевые и камеральные работы лесоустройства на переданном в аренду Предпринимателю лесном участке, подготовлены материалы лесоустройства, которые приказом Министерства от 30.12.2014 N 275 введены в действие.
В августе 2021 года по заявке Предпринимателя федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" подготовило ведомость показателей товарной структуры насаждений ежегодной расчетной лесосеки, согласно которой запас древесины на арендуемом истцом участке составляет 2 тыс. куб. м.
Предприниматель обратился в Министерство с заявлением от 15.09.2021 о внесении изменений в приложение 3 к договору аренды, изложив его в редакции, предусматривающей разрешенный к заготовке ежегодный объем (расчетную лесосеку) в размере 2,0 тыс. куб. м.
В ответ на указанное обращение Министерство письмом от 21.10.2021 сообщило, что поскольку договор аренды заключен по результатам лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды, то внесение изменений в договор возможно только в судебном порядке.
Отказ Министерства внести изменения в спорный договор аренды послужил основанием для обращения Предпринимателя в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 ЛК РФ), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, то есть влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных норм права следует, что ЛК РФ установлена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
В рассматриваемом случае из представленных истцом документов следует, что на арендованном Предпринимателем лесном участке имеет место изменение существенных качественных и количественных показателей лесных насаждений, что допускает увеличение разрешенного к заготовке ежегодного объема древесины. Данное обстоятельство является основанием для внесения предложенных Предпринимателем изменений в договор аренды лесного участка.
Довод Министерства о невозможности изменения расчетной лесосеки в отношении одного лесного участка без изменения расчетной лесосеки в целом по лесничеству отклоняется апелляционной коллегий, поскольку вопрос об изменении расчетной лесосеки в целом по лесничеству относится к компетенции Министерства и не может явиться причиной для отказа во внесении изменений в договор, заключенный с Предпринимателем.
По вопросу правильности определения допустимого объема изъятия лесных ресурсов ответчик возражений не заявил. В апелляционной жалобе возражений по расчету также не содержится.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Предпринимателя, внес изменения в договор аренды лесного участка от 13.08.2010 N 944, изложив приложение 3 к договору в редакции истца.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 марта 2022 года по делу N А05-270/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-270/2022
Истец: ИП Байкалов Сергей Геннадьевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области