г. Владивосток |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А51-16485/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А.Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-1191/2024
на решение от 12.02.2024
судьи Ю.С.Турсуновой
по делу N А51-16485/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2504001751, ОГРН 1022502260461) к должнику - обществу с ограниченной ответственностью "ФРС" (ИНН 2536302141, ОГРН 1172536011548)
о взыскании финансовых санкций,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили;
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее - заявитель, Отделение, Фонд) обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ФРС" (далее - ответчик, общество, ООО "ФРС", страхователь, должник) финансовых санкций в сумме 6000 рублей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2022 года в отношении 12 застрахованных лиц.
Определением суда от 22.09.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 10.11.2023 суд в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ счёл необходимым перейти к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства для истребования дополнительных доказательств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Решением суда от 12.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отделение, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы Фонд не согласен с вывод суда о том, что финансовые санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете включены в единый налоговый платеж. Справка о состоянии расчетов от 23.11.2023 г., указанная в качестве доказательства отсутствия задолженности страхователя, свидетельствует о том, что у него отсутствует задолженность именно по страховым взносам, пеням и штрафам, взимаемым за нарушение вышеуказанного законодательства, но не законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Кроме того, Отделение приводит довод об отсутствии у страховщика денежных средств в счет погашения задолженности по финансовым санкциям в сумме 6000 рублей. Финансовые санкции обществом не погашены и на сегодняшний день. По мнению апеллянта, обжалуемое решение суда освобождает страхователя от ответственности за нарушение законодательства о персонифицированном учете.
Фонд и общество, извещённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьёй 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества и фонда, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 названного Кодекса.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что в ходе проведения проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) (здесь и далее - в редакции Закона, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), за ноябрь 2022 года Фондом установлен факт представления ООО "ФРС" соответствующей отчётности с нарушением срока.
Так, форма СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2022 года в отношении 12 застрахованных лиц представлена страхователем 28.12.2022, тогда как указанные сведения согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ должны были быть представлены не позднее 15.12.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, от 31.01.2023 N 035S18230001228.
Копия акта направлена обществу по телекоммуникационным каналам связи и получена страхователем 01.02.2023, возражений на акт не поступило.
По результатам рассмотрения акта от 31.01.2023 N 035S18230001228 Фондом принято решение от 06.03.2023 N 035S19230002194 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 6000 руб. (по 500 руб. за каждое из 12 застрахованных лиц).
На основании указанного решения обществу 29.03.2023 выставлено требование N 035S01230003080 об уплате штрафных санкций в срок до 03.04.2023.
В связи с неисполнением требования от 29.03.2023 N 035S01230003080 в добровольном порядке Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 29.1 АПК РФ о выдаче судебного приказа.
23.08.2023 Арбитражный суд Приморского края выдал судебный приказ (дело N А51-14471/2023) о взыскании с ООО "ФРС" 6000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2022 года.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2023 по делу N А51-14471/2023 ранее выданный судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
При изложенных обстоятельствах Отделение 19.09.2023 обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением о взыскании санкций в общем порядке.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учёта сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 Закона) о всех работающих у него лицах, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого выявлено Фондом, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.06.2016 N 473п, и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58956) (далее - Инструкция N 211н)
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Форма отчётности "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п, вступившим в силу с 30.05.2021.
На основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несёт ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено и не оспорено ответчиком, что обязательства по представлению страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2022 года исполнены несвоевременно, поскольку указанные сведения были представлены обществом только 28.12.2022, то есть за пределами установленного срока (не позднее 15.12.2022).
Вместе с тем, суд пришёл к выводу о том, что назначенные ООО "ФРС" финансовые санкции в общей сумме 6000 руб., за взысканием которых обратился Фонд, уплачены обществом 10.03.2023 посредством внесения единого налогового платежа, в подтверждение чего в материалы дела представлено платежное поручение от 10.03.2023 N 100.
Обращаясь с апелляционной жалобой, Фонд указал на ошибочность данного вывода суда первой инстанции, указав на то, что представленная обществом справка о состоянии расчетов от 23.11.2023 г. свидетельствует лишь об отсутствии задолженности именно по страховым взносам, пеням и штрафам, но не в части исполнения обязанности, предусмотренной законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в НК РФ внесены изменения, которыми введены единый налоговый счёт и единый налоговый платёж.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с названным Кодексом, иные суммы денежных средств, подлежащие учёту на едином налоговом счёте в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из пункта 2 статьи 11.3 НК РФ, единым налоговым счетом признается форма учёта налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Денежные средства, поступившие после 1 января 2023 г. в счёт погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьёй 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ) (часть 10 статьи 4 Закона N 263-ФЗ).
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: недоимка по налогу на доходы физических лиц; налог на доходы физических лиц; недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам; иные налоги, авансовые платежи, сбора, страховые взносы; пени; проценты; штрафы (пункт 8 статьи 45 НК РФ).
Как следует из пояснений Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю денежные средства в сумме 6000 руб., перечисленные ООО "ФРС" платежным поручением от 10.03.2023 N 100 в качестве единого налогового платежа (КБК 18201061201010000510), в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ распределены налоговым органом 25.03.2023 на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2023 (КБК 18210214010060001160).
Таким образом, вопреки доводам Фонда, справкой о состоянии расчётов по страховым взносам, пеням и штрафам от 23.11.2023 N 250323002246, подтверждается отсутствие у страхователя ООО "ФРС" задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам (КБК 79711607090060000140) по состоянию на 22.11.2023.
При таких обстоятельства, суд первой инстанции, установив, что на момент рассмотрения настоящего дела, штрафные санкции по решению от 06.03.2023 N 035S19230002194 оплачены страхователем полностью, пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для повторного взыскания как настаивает Фонд и удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе коллегия не рассматривает, поскольку Фонд от её уплаты освобождён на основании пп. 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2024 по делу N А51-16485/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16485/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "ФРС"
Третье лицо: Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю