г. Москва |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А41-6488/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Игнахиной М.В.,
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ФПК" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 года по делу N А41-6488/22, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению АО "ФПК" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738) к ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ МАРХЛЕВКА" (ИНН 7715983545, ОГРН 5137746121244) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Мархлевка" (далее - ООО "Торговый Дом Мархлевка", ответчик) о взыскании 123 000 руб. штрафной неустойки по договору аренды N ФПК-21-122 от 01.05.2021.
Настоящее дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 года по делу N А41-6488/22 с ООО "Торговый Дом Мархлевка" в пользу АО "Федеральная пассажирская компания" взыскано 61 500 руб. штрафных санкций, 4 690 руб. расходов по госпошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано (том 2, л.д. 165).
Не согласившись с принятым решением, АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.05.2021 между ООО "Торговый Дом Мархлевка" (предприятие) и АО "Федеральная пассажирская компания" (компания) заключен договор аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" ФПК-21-122 (том 1, л.д. 26-36).
Согласно п. 2.1 договора компания обязалась передать за плату во временное пользование предприятию ТСП вагонов-ресторанов (купе-буфетов).
Согласно пункту 6.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим договором
Истцом указано, что ответчиком допускались нарушения принятых по договору обязательств, в связи с чем были начислены штрафы за каждое допущенное нарушение.
Претензия АО "ФПК" от 22.10.2021 N ФПКФЮ27-107/21 (том 1, л.д.88-90) с требованием о погашении задолженности оставлена ООО "Торговый Дом Мархлевка" без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований.
Согласно положениям статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок и внесение которой установлены договором.
Из материалов дела следует, что при проверке представителями истца исполнения договорных обязательств были установлены допущенные ответчиком нарушения, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В ходе проведенных проверок работниками АО "ФПК" составов пассажирских поездов выявлены следующие нарушения:
1. Согласно п. 4.3.2 договора предприятие обязано использовать ТСП вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК". технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий Договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.
В соответствии с п. 4.3.29 договора в случае жалоб, заявлений и обращений пассажиров на неудовлетворительную организацию питания, поступивших через книги отзывов и предложений, по "горячей линии", по почте, через средства массовой информации, принять участие в разборе фактов, изложенных в жалобе в порядке, установленном АО "ФПК", в срок, назначенный уполномоченным на проведение разбора должностным лицом АО "ФПК". Обеспечить явку па разбор своих уполномоченных представителей, представление материалов предварительного рассмотрения жалобы.
Подписать протокол разбора и незамедлительно принять соответствующие меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. Неподписание протокола разбора Предприятием не является препятствием к признанию фактов, изложенных в жалобе, обоснованными.
17 сентября 2021 года в отдел контроля и работы с обращениями граждан Управление делами АО "ФПК" поступило обращение пассажира поезда N 129 сообщением "Красноярск-Анапа" Бочарова Всеволода Игоревича, по факту оказания некачественного обслуживания работниками вагона-ресторана, выразившиеся в хамском поведении работников вагона-ресторана.
Согласно п. 11.13.8 СТО ФПК 1.21.001-2020 Работники вагонов-ресторанов (купе-буфетов) при исполнении своих служебных обязанностей должны соблюдать следующие нормы деловой этики: быть вежливыми, проявлять доброжелательность (улыбаться), готовность оказать помощь пассажирам; во время контакта с пассажиром, а также в его присутствии не совершать действий и не допускать высказываний, противоречащих нормам этикета, а также вызывающих или способных вызвать отрицательные эмоции, нанести ущерб деловой репутации АО "ФПК" (жевать, курить, громко смеяться, принимать пищу, употреблять ненормативную лексику, слова-паразиты и т. п.); не обсуждать в присутствии пассажиров вопросы, относящиеся к внутренней деятельности АО "ФПК".
В соответствии с пунктом 4.3.29 договора проведен разбор по фактам, изложенным в жалобе, в ходе которого доводы, указанные в жалобе гр. Бочарова В.П., в ходе совместного разбора признаны обоснованными и приняты ООО "ТрансТорг" к учету.
По результатам разбора, приведённого ООО "ТрансТорг", директору вагона- ресторана Глазовой Ж.В. объявлен выговор.
Пунктом 5 приложения N 4 к договору установлена ответственность предприятия в виде штрафной неустойки в размере 10 000 рублей за факт наличия обоснованной жалобы от пассажира.
2. 27 сентября 2021 года в отдел контроля и работы с обращениями граждан Управление делами АО "ФПК" поступило обращение пассажира поезда N 067 вагон 06П. место N30 Буториной Ларисы Сергеевны, по факту оказания некачественного обслуживания работниками вагона-ресторана.
Так. в жалобе пассажира Буториной J1.C. отражено, что блюдо не соответствует качеству, салат Цезарь: тухлый салат, дешёвый майонез, сухари из старого хлеба, курица с кожей. Официант выглядит неопрятно. Официант не знает меню. На вопрос, в чем разница в кофе: ответила, я всего лишь официант, не пила, не знаю.
В соответствии с пунктом 4.3.29. договора был проведен разбор по фактам, изложенным в жалобе, в ходе которого доводы, указанные в жалобе гр. Буториной J1.C., в ходе совместного разбора признаны обоснованными и приняты ООО "ТрансТорг" к учету.
Пунктом 5 Приложения N 4 к договору установлена ответственность предприятия в виде штрафной неустойки в размере 10 ООО рублей за факт наличия обоснованной жалобы от пассажира.
3. В соответствии с п. 4.3.12 договора предприятие обязано соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
Согласно п. 4.3.28 договора предприятие обязано обеспечить беспрепятственный доступ к ТСП вагона-ресторана представителей Копании для проведения проверки соблюдения Предприятием условий настоящего Договора, а также предоставляться им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.
02 октября 2021 года сотрудниками Уральского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО "ФПК" была проведена проверка пассажирского поезда N 68 сообщением "Москва-Абакан".
По итогам проверки составлен акт-предписание N 2021-243 от 02.10.2021, в которых отражены следующие замечания по вагону - ресторану N 63144:
В зале вагона-ресторана зафиксирована температура + 28°С (температура наружного воздуха +1С).
Согласно п. 4.4.11. "СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.10.2020 N 30, параметры микроклимата в помещениях пассажирского вагона локомотивной тяги должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 29 приложения 1 к санитарным правилам.
Согласно приложения N 1 в таблице N 29 установлено, что в обеденном зале вагона-ресторана значение параметра при температуре наружного воздуха ниже плюс 20 °С должно составлять +20 + 24°С.
В соответствии с п. 21 приложения N 4 к договору при несоблюдении санитарно-эпидемиологических правил, предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за каждый факт нарушения.
Акт-предписание составлен с участием директора вагона-ресторана ДВР Мухина В.П. и начальника пассажирского поезда Русяева В.В. удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте-предписании обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается отсутствием мотивированного возражения со стороны директора вагона-ресторана ДВР Мухина В.П.
4. ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК". технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.
05 октября 2021 г. работниками Западно-Сибирского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок проведена проверка пассажирского поезда N 77 сообщением "Абакан -Москва", в вагоне - ресторане N 63326 был составлен акт предписания N 2021-173 от 05.10.2021 г. на следующее нарушение:
В соответствии с п. 11.9 СТО ФПК 1.21.001-2020 все работники вагона- ресторана (купе-буфета) обязаны находиться в форменной одежде в рабочее время на протяжении всего пути следования.
Согласно п. 11.10 СТО ФПК 1.21.001-2020 при нахождении поезда в пункте формирования и оборота работникам вагона-ресторана разрешается находиться без форменной одежды до момента объявления посадки пассажиров.
В соответствии с п. 11.13.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 Сезонность, состав, стиль, описание и цветовая гамма форменной (санитарной) одежды с приложением образцов (фотомакетов) устанавливаются нормативным документом Обслуживающего предприятия, который предварительно согласуется с причастным подразделением филиала АО "ФПК". Копии нормативных документов Обслуживающего предприятия, устанавливающие такие требования, должны находиться в вагоне- ресторане (купе-буфете).
Согласно Приказа ООО "ТрансТорг" N 4 -Ф на 2021 г. О контроле соблюдения требований наличия Единой форменной одежды, утв. 29.04.2021 г. (далее Приказ N4- Ф от 29.04.2021), форменная одежда официанта вагона- ресторана женского пола состоит из: брюк или юбки синего, серого или черного цвета; фартука темного цвета; рубашки (блузки, батника) светлого гона с рукавом не менее 1/4; фирменной таблички (бейджа).
В нарушение указанных требований официант Кондакова А.И. работает в блузке черного цвета. Согласно акта предписания N 2021-173 от 05.10.2021 г.. проверка вагона-ресторана проходила в рабочее время (с 08 мин. 45 мин. до 09 час. 05 мин. местного времени).
Согласно п. 2 приложения N 4 к договору N ФПК-21-122 от 01.05.2021. при отсутствии при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разностной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды. Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Кусковой О.З., начальника пассажирского поезда Хорошавина Э.В.. удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается отсутствием мотивированного кроме того факт нарушения подтверждается объяснениями директора вагона-ресторана Кусковой О.З.
5. Согласно п. 4.3.39 договора предприятие обязано при обеспечении питанием пассажиров в поездах с вагонами повышенной комфортности соблюдать ключевые параметры контроля качества, перечень которых приведен в приложении N 4 к настоящему договору.
08 октября 2021 г. работниками Восточно-Сибирского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности проведена проверка пассажирского поезда N 124 сообщением "Красноярск-Абакан", в вагоне - ресторане N 63516 составлен акт -предписания N2021-118 от 08.10.2021 на следующие нарушения:
5.1. Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованию СТО ФПК 1.21.001-2020, а именно, отсутствует заварной чай.
В соответствии с пп. 16 п. 6.2.1 СТО ФПК 1.21.001-2020 ассортимент вагона - ресторана должен включать горячие напитки - не менее 5, но не более 8 наименований, включающих натуральный кофе "капучино", "эспрессо", "американо", приготовленный с помощью кофемашины, чай заварной и в индивидуальной упаковке промышленного производства (черный и (или) зеленый)/
Согласно п. 39 Приложения N 4 к Договору, если ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфеге) не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001 "Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования формирования АО "ФПК". Требования к организации питания", Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 10 000 (десять тысяч) рублей за каждый факт нарушения.
5.2. В салоне вагона-ресторана зафиксирована температура + 19 °С. Температурный режим не соответствует установленным нормам зимой +20 +24°С. летом +22 +26°С.
Согласно п. 4.4.11. "СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.10.2020 N 30, параметры микроклимата в помещениях пассажирского вагона локомотивной тяги должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 29 приложения 1 к санитарным правилам.
Согласно Приложения N 1 в таблице N 29 установлено, что в обеденном зале вагона-ресторана значение параметра при температуре наружного воздуха ниже плюс 20 °С должно составлять +20 + 24°С.
В соответствии с п. 21 приложения N 4 к договору, при несоблюдении санитарно-эпидемиологических правил, Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 ООО (две тысячи) рублей за каждый факт нарушения.
5.3. Загрязнения стены вагона-ресторана. Не поддерживается чистота в помещение вагона-ресторана. Загрязнения носят временный характер.
Согласно п. 3 приложения N 6 СТО ФПК 1.21.001-2020 стены в помещении вагона-ресторана должны быть чистыми чистые, в том числе отсутствуют следы от скотча.
Согласно п. 42 приложения N 4 к договору, если в помещениях вагона- ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота, Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за каждый факт нарушения.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Клюфинской О.А. и начальника пассажирского поезда Демеьянова О.В., удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается отсутствием мотивированного возражения со стороны директора вагона-ресторана Клюфинской О.А.
По факту нарушения условий договора ООО "ТДМ" выставлена претензия N ФГ1КФЮ27-111/21 26.10.2021 об оплате штрафной неустойки в размере 14 000,00 рублей. Претензия до настоящего времени не оплачена.
6. 09 октября 2021 г. работниками Западно-Сибирского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок проведена проверка пассажирского поезда N 129 сообщением "Красноярск- Анапа", в вагоне - ресторане N 63177 был составлен акт-предписания N2021-176 от 09.10.2021 г. на следующее нарушение:
6.1. Нарушение численного состава бригады вагона-ресторана, а именно: приказ-наряд N б/н от 08.10.2021 г. выдан на четырех человек, фактически обслуживают три человека, отсутствует официант-разносчик Севрунов Сергей Николаевич.
Согласно п. 4.3.38 договора предприятие должно обеспечить численность состава бригады вагона-ресторана в соответствии с согласованным филиалом АО "ФПК" формирования поезда количеством работников
В соответствии с утвержденной и согласованной 29.04.2021 численности состава бригад вагонов-ресторанов в поездах формирования Енисейского филиала - пассажирского вагонного депо Красноярск АО "ФПК". для вагона-ресторана поезда N 129/129 сообщением "Красноярск-Анапа" утвержден численный состав бригады - 4-5 человека. Примечание: при перевозке организованных групп детей: от 100 до 250 дегей-не менее 5 человек.
Согласно данных об оформлении проездных документов по маршруту "Анапа- Новосибирск" следовала организованная группа детей в количестве 105 человек, соответственно численность состава бригады вагона-ресторана должна составлять не менее 5 человек.
Таким образом, численный состав бригады, отправленной в рейс с 08.10.2021 по 16.10.2021 с вагоном-рестораном N 63177, не соответствует утверждённому - не менее 5-ти человек.
Согласно п. 44 приложения N 4 к договору ФПК-21-122 от 01.05.2021. при нарушении численности состава бригады вагона-ресторана (количество работников согласовывается филиалом АО "ФПК" формирования поезда), Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение
6.2. Загрязнения стены вагона-ресторана. Не поддерживается чистота в помещение вагона-ресторана. Загрязнения носят временный характер.
Согласно п. 3 приложения N 6 СТО ФПК 1.21.001-2020 стены в помещении вагона-ресторана должны быть чистыми чистые, в том числе отсутствуют следы от скотча.
Согласно п. 42 приложения N 4 к договору ФГ1К-21-122 от 01.05.2021. если в помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота. Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за каждый факт нарушения.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Сатрыхиной С.В., начальника пассажирского поезда Аллейных В.А. удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается отсутствием мотивированного возражения со стороны директора вагона-ресторана Сатрыхиной С.В.
По факту нарушения условий договора ООО "ТДМ" выставлена претензия N ФПКФЮ27-112/21 от 26.10.2021 г. об оплате штрафной неустойки в размере 27 000,00 рублей. До настоящего времени претензия не оплачена.
7. В соответствии с п. 4.3.12 договора предприятие обязано соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров. установленные законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
Согласно п. 4.3.28 договора предприятие обязано обеспечить беспрепятственный доступ к ТСГ1 вагона-ресторана представителей Копании для проведения проверки соблюдения предприятием условий настоящего договора, а также предоставляться им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.
8 октября 2021 г. работниками Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности проведена проверка пассажирского поезда N 127 сообщением "Красноярск-Адлер", в вагоне - ресторане N 63284 был составлен акт ф. ЛУ-4 N А 215825 от 08.10.2021 г. на следующие нарушения:
В соответствии с п. 11.9 СТО ФПК 1.21.001-2020 все работники вагона- ресторана (купе-буфета) обязаны находиться в форменной одежде в рабочее время на протяжении всего пути следования.
Согласно п.11.10 СТО ФПК 1.21.001-2020 при нахождении поезда в пункте формирования и оборота работникам вагона-ресторана разрешается находиться без форменной одежды до момента объявления посадки пассажиров.
В соответствии с п. 11.13.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 Сезонность, состав, стиль, описание и цветовая гамма форменной (санитарной) одежды с приложением образцов (фотомакетов) устанавливаются нормативным документом обслуживающего предприятия, который предварительно согласуется с причастным подразделением филиала АО "ФПК". Копии нормативных документов обслуживающего предприятия, устанавливающие такие требования, должны находиться в вагоне-ресторане (купе-буфете).
Согласно Приказа ООО "ТрансТорг" N 4 -Ф на 2021 г. О контроле соблюдения требований наличия Ндиной форменной одежды, утв. 29.04.2021. (далее Приказ N4 - Ф от 29.04.2021 г.), форменная одежда директора вагона-ресторана мужского пола в летний период времени состоит из: жилета черного цвета; брюк синего, серого или черного цвета; сорочки (рубашки) светлого тона с коротким рукавом; галстука или галстука-бабочки; фирменная табличка (бейдж).
В нарушение указанных требований директор вагона-ресторана Мищенев С.В. в рабочее время при исполнении служебных обязанностей находится без форменной одежды в черном спортивном костюме и черной футболке.
Согласно п. 2 приложения N 4 к договору N ФПК-21-122 от 01.05.2021, при отсутствии при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разностной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды. Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Мшценева С.В. и начальника пассажирского поезда Кузьминой Е.Ф.. кроме того факт нарушения подтверждается объяснениями начальника пассажирского поезда Кузьминой Е.Ф. и отсутствием мотивированного возражения со стороны директора вагона-ресторана Мшценева С.В.
8. 03 октября 2021 г. работниками Куйбышевского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок проведена проверка пассажирского поезда N 130 сообщением "Анапа-Красноярск", в вагоне - ресторане N 63177 составлен акт формы ЛУ-4 фпк N А204760 от 03.10.2021 на следующее нарушение:
8.1 Отсутствует надлежаще оформленное меню вагона-ресторана: в меню вагона - ресторана допущена языковая ошибка в написании наименования вина на английском языке. В виной карте указано название вина красного сухого "Phanagoria" фактически на этикетке завода изготовителя указанно название "Fanagoria".
В соответствии с пунктом 10.12 СТО ФПК 1.21.001-2020 в тексте меню/прейскуранта и других источниках информации, которые представляются пассажирам, не должно содержаться языковых ошибок.
Согласно п. 36 приложения N 4 к договору, при отсутствии надлежаще оформленного меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта, разносной торговли. Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи)рублей.
8.2 В соответствии с п. 11.9 СТО ФПК 1.21.001-2020 все работники вагона-ресторана (купе-буфета) обязаны находиться в форменной одежде в рабочее время на протяжении всего пути следования.
Согласно п. 11.10 СТО ФПК 1.21.001-2020 при нахождении поезда в пункте формирования и оборота работникам вагона-ресторана разрешается находиться без форменной одежды до момента объявления посадки пассажиров.
В соответствии с п. 11.13.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 Сезонность, состав, стиль, описание и цветовая гамма форменной (санитарной) одежды с приложением образцов (фотомакетов) устанавливаются нормативным документом Обслуживающего предприятия, который предварительно согласуется с причастным подразделением филиала АО "ФПК". Копии нормативных документов обслуживающего предприятия, устанавливающие такие требования, должны находиться в вагоне- ресторане (купе-буфете).
Согласно Приказа ООО "ТрансТорг" N 4 -Ф на 2021 г. О контроле соблюдения требований наличия Единой форменной одежды, утв. 29.04.2021 (далее Приказ N4- Ф от 29.04.2021 г.), форменная одежда официанта вагона- ресторана женского пола состоит из: брюк, юбки синего, серого или черного цвета; фартука темного цвета: рубашки (блузки, батника) светлого тона с рукавом не менее 1/4; фирменной таблички (бейджа).
В нарушение указанных требований официант вагона-ресторана Самохвалова Н.В. работает в лосинах черного цвета.
Согласно п. 2 приложения N 4 к договору N ФГ1К-21-122 от 01.05.2021. при отсутствии при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разностной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды. Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Сатрыхиной С.В.. начальника пассажирского поезда Потылицыной М.Е., удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается объяснениями начальника пассажирского поезда Потылицыной М.Е. и отсутствием мотивированного возражения со стороны директора вагона-ресторана Сатрыхиной С.В.
9. 09 октября 2021 г. работниками Московского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок проведена проверка пассажирского поезда N 129 сообщением "Анапа-Красноярск", в вагоне - ресторане N 63490 был составлен акт формы ЛУ-4 фпк N А217636 от 09.10.2021 г. на следующее нарушение, а именно: отсутствие надлежаще оформленного меню, прейскуранта вагона-ресторана. В виной карте, прейскуранте на барную продукцию на первой странице отсутствует электронный адрес "direcior@fpc.ru". для направления отзывов.
В соответствии с пунктом 10.11.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 "Обслуживание пассажиров в поездах формирования акционерного общества "Федеральная пассажирская компания". Требования к организации питания" утв. Распоряжением АО "ФПК" от 07.09.2021 N 754р (ред. изменения N 1 от 13.09.2021) на первой странице меню/прейскуранта указывается следующая информация: ""Администрация вагона-ресторана (купе-буфета) может отказать в продаже алкогольной продукции лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, распитие спиртных напитков и употребление продуктов питания, принесенных с собой, в вагоне-ресторане (купе-буфете) не допускается.
Работник вагона-ресторана (купе-буфета), непосредственно осуществляющий отпуск алкогольной продукции пассажиру, имеет право потребовать у пассажира документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст.
Согласно п. 36 приложения N 4 к договору, при отсутствии надлежаще оформленного меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта, разносной торговли. Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи)рублей.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Деревьевой И.Л.. начальника пассажирского поезда Шамилова И.М., удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается объяснениями директора вагона-ресторана Деревьевой ПЛ.
10. 21 октября 2021 г. работниками Уральского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок проведена проверка пассажирского поезда N 78 сообщением "Москва-Абакан", в вагоне - ресторане N 63144 были составлены акты проверки: акт ф. ЛУ-4 N210378 от 21.10.2021, акт предписания N 2021-260 от 21.10.2021 г. на следующие нарушения:
10.1 Отсутствие надлежаще оформленного меню, прейскуранта вагона- ресторана. Не актуальна информация электронного адреса для обращения потребителей, в прейскуранте и в специальном предложении "Осеннего меню".
В соответствии с пунктом 10.11.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 "Обслуживание пассажиров в поездах формирования акционерного общества "Федеральная пассажирская компания". Требования к организации питания" утв. Распоряжением АО "ФПК" от 07.09.2021 N 754р (ред. изменения N 1 от 13.09.2021) на первой странице меню/прейскуранта указывается следующая информация: ""Администрация вагона-ресторана (купе-буфета) может отказать в продаже алкогольной продукции лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, распитие спиртных напитков и употребление продуктов питания, принесенных с собой, в вагоне-ресторане (купе-буфете) не допускается.
Работник вагона-ресторана (купе-буфета), непосредственно осуществляющий отпуск алкогольной продукции пассажиру, имеет право потребовать у пассажира документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст.
Согласно п. 36 приложения N 4 к договору, при отсутствии надлежаще оформленного меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта, разносной торговли, Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи)рублей.
10.2 Отсутствуют документы, подтверждающие организацию разносной торговли (дневной заборный лист, внутренняя нумерация накладная или официантский счет отсутствуют). Не организована разносная торговля.
Согласно п. 12.12.7 СТО ФПК 1.21.001-20120 Подтверждением разносной торговли является заборный лист, накладная или счет.
В соответствии с и. 4.3.4. Договора Предприятие обязуется оказывать услуги по обеспечению питанием пассажиров, включая предоставление питания на торговых площадях вагона-ресторана, организацию доставки кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам пассажиров в купе пассажирского поезда, разносную торговлю по составу поезда.
Согласно п. 12.12.2 СТО ФПК 1.21.001-20120 Перед осуществлением разносной торговли оформляется дневной заборный лист или накладная с указанием продукции, взятой для реализации посредством разносной торговли.
Согласно п. 1 приложения N 4 к договору N ФПК-21-122 от 01.05.2021, при необеспечении разносной торговли, выявленное вне зависимости от количества раз в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда, Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи)
10.3 Загрязнения пола, стен вагона-ресторана. Не поддерживается чистота в помещение вагона-ресторана. Загрязнения носят временный характер.
Согласно п. 3 приложения N 6 СТО ФПК 1.21.001-2020 потолки, стены должны быть чистыми, в том числе отсутствуют следы от скотча.
Согласно п. 6 Приложения N 6 СТО ФПК 1.21.001-2020 полы и ковровые дорожки в помещении ваг она-ресторана должны быть чистыми, без повреждений.
Согласно п. 42 приложения N 4 к договору N ФПК-21-122 от 01.05.2021, если в помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота, предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за выявленное нарушения в промежутке от станции отправления до станции назначения.
10.4. В помещение вагона-ресторана имеется продукция, не предназначенная для оказания услуг питания: коляска.
Согласно п. 4.2. СТО ФПК 1.21.001-2020 Вагон-ресторан (купе-буфет) предназначен для оказания услуг питания пассажирам.
Инвентарь и оборудование, предназначенные для обеспечения безопасности движения, уборочный, топочный инвентарь, личные вещи работников вагона-ресторана могут храниться в закрытых отсеках (рундуках) вагона-ресторана, имеющих соответствующую маркировку, вне зоны видимости пассажиров.
Согласно п. 43 приложения N 4 к договору, если в помещении вагона-ресторана (кафе-буфета) размещены предметы (продукция, оборудование), не предназначенные для оказания услуг питания, Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 рублей за каждый факт нарушения.
Акты составлены с участием директора вагона-ресторана Фомичевой А.А., начальника пассажирского поезда Шуваровой А.В. удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается отсутствием мотивированного возражения со стороны директора вагона-ресторана Фомичевой АА.
11. В соответствии с п. 4.3.12 договора предприятие обязано соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "Ф11К".
Согласно п. 4.3.28 договора предприятие обязано обеспечить беспрепятственный доступ к 'ГСП вагона-ресторана представителей Копании для проведения проверки соблюдения Предприятием условий настоящего Договора, а также предоставляться им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.
13 октября 2021 года сотрудниками Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО "ФПК" была проведена проверка пассажирского поезда N 129 сообщением "Красноярск -Анапа".
По итогам проверки составлен акт-предписание N 2021-190 от 13.10.2021 г. по вагону - ресторану N088-63169 на следующее нарушение:
11.1. Отсутствуют документы, удостоверяющие качество и безопасность сгущенного молока "Красная цена".
В соответствии с п. 4.3.3. договора предприятие обязано обеспечить наличие в вагонах-ресторанах и предъявление по первому требованию оригиналов или надлежаще заверенных копий сертификатов, лицензий и иных разрешений, если таковые необходимы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию, наличие которых предусмотрено законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
Согласно п. 10.4. СТО ФПК 1.21.001-2020 у директора вагона-ресторана должна находиться информационная папка для потребителей, в которой должны находиться копии документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемой продукции. заверенные оригинальной печатью организации поставщика (Обслуживающего предприятия).
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов. материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия).
Согласно п. 6 приложения N 4 к договору N ФПК-21-122 от 01.05.2021 при отсутствии оригиналов или надлежаще заверенных копий сертификатов, лицензий и иных разрешений на услуги и кулинарную продукцию, наличие которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за каждый факт нарушения.
11.2 Отсутствует надлежаще оформленное меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта, разносной торговли, а именно в согласованном Енисейским филиалом АО "ФПК" меню, единица измерения продукции "Сок/Нектар "Рич" 200-250 г./мл. В меню, которое используется для обслуживания пассажиров в вагоне - ресторане N 088-63169, единица измерения "Сок/Нектар "Рич" 200 г/мл.
Согласно п. 6.6. СТО ФПК 1.21.001-2020 ассортимент товаров и продукции общественного питания, реализуемых при разносной торговле, разрабатывается Обслуживающим предприятием и согласовывается с причастным подразделением филиала АО "ФПК" 1 раз в год.
В соответствии с п. 7.1. СТО ФПК 1.21.001-2020 для организации питания пассажиров Обсуживающее предприятие ежегодно предоставляет на согласование в причастное подразделение филиала АО "ФПК" меню вагона-ресторана или меню (прейскурант) товаров для реализации в купе-буфете.
Согласно п. 7.9. СТО ФПК 1.21.001-2020 все дополнения к меню/прейскуранту (специальные предложения и наборы блюд (в том числе сезонные), тематическое меню, винная карта и т.п.), которые оформляются Обслуживающим предприятием отдельно, представляются на согласование в причастное подразделение филиала АО "ФПК" перед их введением.
В нарушение указанных требований меню вагона-ресторана N 633169 не соответствует согласованному Енисейским филиалом АО "ФПК" меню.
Согласно п. 36 приложения N 4 к договору, при отсутствии надлежаще оформленного меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта, разносной торговли, предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи)рублей.
11.3 Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованию СТО ФПК 1.21.001-2020. а именно отсутствуют отсутствует рыба, кондитерские изделия менее 2-х видов. В соответствии с п. 7 п. 6.2.1 СТО ФПК 1.21.001-2020 ассортимент вагона - ресторана должен включать основные блюда - не менее 3, но не более 5 наименований с выходом блюда не менее 100 г (из мяса, из рыбы, из птицы).
11.4 В соответствии с пп. 15 п. 6.2.1 СТО ФПК 1.21.001-2020 ассортимент вагона - ресторана должен включать кондитерские изделия - не менее 2, но не более 10 наименований в индивидуальной упаковке промышленного производства с указанием выхода (веса).
Согласно п. 39 приложения N 4 к договору N ФПК-21-122 от 01.05.2021, если ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001 "Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования формирования АО "ФПК". Требования к организации питания", Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 10 000 (десять тысяч) рублей за каждый факт нарушения.
11.4 Грязная стена. В помещениях вагона-ресторана не поддерживается чистота. Загрязнения носят временный характер.
Согласно п.3 Приложения N 6 СТО ФПК 1.21.001-2020 стены чистые, в том числе отсутствуют следы от скотча.
Согласно п. 42 приложения N 4 к договору, если в помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота, предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за выявленное нарушения в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда.
11.5. В помещение вагона-ресторана имеется продукция, не предназначенная для оказания услуг питания: коробка.
Согласно п. 4.2. СТО ФПК 1.21.001-2020 Вагон-ресторан (купе-буфет) предназначен для оказания услуг питания пассажирам.
Инвентарь и оборудование, предназначенные для обеспечения безопасности движения, уборочный, топочный инвентарь, личные вещи работников вагона- ресторана могут храниться в закрытых отсеках (рундуках) вагона-ресторана, имеющих соответствующую маркировку, вне зоны видимости пассажиров.
Методикой контроля клиентских услуг, утвержденной распоряжением АО "ФПК" от 02.06.2015 N 664р, определен перечень контролируемых параметров и критериев оценки каждого параметра.
Так для параметра "В помещении вагона-ресторана отсутствует продукция, не предназначенная для оказания услуг питания" определены критерии оценки: "В зоне видимости пассажиров, не допускается хранение в торговом зале вагона-ресторана продукции, не предназначенной для непосредственного оказания услуг питания пассажирам".
Согласно п. 43 приложения N 4 к договору, если в помещении вагона-ресторана (кафе-буфета) размещены предметы (продукция, оборудование), не предназначенные для оказания услуг питания, предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 2 000 рублей за каждый факт нарушения.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Феоктистовой О.В. и начальника пассажирского поезда Сильвановича И.В. удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается объяснениями директора вагона-ресторана Феоктистовой О.В
12. Согласно п. 4.3.21 договора предприятие обязано обеспечить наличие у работников бригад вагонов-ресторанов служебных удостоверений, и удостоверений, сведенных в единую книжку в соответствии с приложением N 3 к договору. Также обязательно наличие личных медицинских книжек, должностных инструкций работников, утверждённых предприятием, при нахождении работников в поезде. Работники Предприятия должны быть одеты в специальную форменную одежду единого образца.
22 октября 2021 г. работниками Московского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок проведена проверка пассажирского поезда N 78 сообщением "Москва-Абакан", в вагоне - ресторане N 63516 был составлен акт формы ЛУ-4 фпк NА225108 от 22.10.2021 г. на следующее нарушение:
В соответствии с п. 11.9 СТО ФПК 1.21.001-2020 все работники вагона- ресторана (купе-буфета) обязаны находиться в форменной одежде в рабочее время на протяжении всего пути следования.
Согласно п.11.10 СТО ФПК 1.21.001-2020 при нахождении поезда в пункте формирования и оборота работникам вагона-ресторана разрешается находиться без форменной одежды до момента объявления посадки пассажиров.
В соответствии с п. 11.13.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 Сезонность, состав, стиль, описание и цветовая гамма форменной (санитарной) одежды с приложением образцов (фотомакетов) устанавливаются нормативным документом Обслуживающего предприятия, который предварительно согласуется с причастным подразделением филиала АО "ФПК". Копии нормативных документов Обслуживающего предприятия, устанавливающие такие требования, должны находиться в вагоне- ресторане (купе-буфете).
Согласно Приказа ООО "ТрансТорг" N 4 -Ф на 2021 г. О контроле соблюдения требований наличия Единой форменной одежды, утв. 29.04.2021 г. (далее Приказ N4- Ф от 29.04.2021), форменная одежда официанта вагона- ресторана женского пола состоит из: брюк или юбки синего, серого или черного цвета; фартука темного цвета; рубашки (блузки, батника) светлого тона с рукавом не менее 1/4: фирменной таблички (бейджа).
В нарушение указанных требований официант Ломакина О.С. работает без фартука.
Согласно п. 2 приложения N 4 к договору N ФПК-21-122 от 01.05.2021, при отсутствии при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разностной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды, Предприятие обязано оплатить штрафную неустойку в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.
Акт составлен с участием директора вагона-ресторана Митрофанова С.П.. начальника пассажирского поезда Русяева В.В., удостоверивших своей подписью правильность изложенных в акте обстоятельств, кроме того факт нарушения подтверждается объяснениями директора вагона-ресторана Митрофанова С.Н.
13. Согласно 11.13.8 СТО ФПК 1.21.001-2020 Работники вагонов-ресторанов (купе- буфетов) при исполнении своих служебных обязанностей должны соблюдать следующие нормы деловой этики: быть вежливыми, проявлять доброжелательность (улыбаться), готовность оказать помощь пассажирам; во время контакта с пассажиром, а также в его присутствии не совершать действий и не допускать высказываний, противоречащих нормам этикета, а также вызывающих или способных вызвать отрицательные эмоции, нанести ущерб деловой репутации АО "ФПК" (жевать, курить, громко смеяться, принимать пищу, употреблять ненормативную лексику, слова-паразиты и т. п.); не обсуждать в присутствии пассажиров вопросы, относящиеся к внутренней деятельности АО "ФПК".
В соответствии с п. 4.3.29 договора в случае жалоб, заявлений и обращений пассажиров на неудовлетворительную организацию питания, поступивших через книги отзывов и предложений, по "горячей линии", по почте, через средства массовой информации, принять участие в разборе фактов, изложенных в жалобе в порядке, установленном АО "ФПК", в срок, назначенный уполномоченным на проведение разбора должностным лицом АО "ФПК". Обеспечить явку на разбор своих уполномоченных представителей, представление материалов предварительного рассмотрения жалобы.
Подписать протокол разбора и незамедлительно принять соответствующие меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. Не подписание протокола разбора Предприятием не является препятствием к признанию фактов, изложенных в жалобе, обоснованными.
8 ноября 2021 года на портал генерального директора ОАО "РЖД" поступило обращение пассажира поезда N 068 Ы сообщением "Москва-Абака" Затона Екатерины Викторовны, по факту некачественного оказания услуги по предоставлению питания пассажиром, в части несвоевременного предоставления колбасной нарезки, входящий в состав рацион гарантированного питания и несоблюдения работниками вагона-ресторана норм деловой этики.
В соответствии с пунктом 4.3.29. договора проведен разбор по фактам, изложенным в жалобе. Доводы, изложенные в жалобе в ходе совместного разбора признаны обоснованными и приняты ООО "ТрансТорг" к учету.
По результатам разбора, приведённого ООО "ТрансТорг", директор вагона- ресторана Митрофанов С.Н. отстранен от занимаемой должности, официанты вагона- ресторана Ломакина О.С.. Пахомова Л.Г. уволены.
Пунктом 5 приложения N 4 к договору установлена ответственность предприятия в виде штрафной неустойки в размере 10 000 рублей за факт наличия обоснованной жалобы от пассажира.
Между тем суд первой инстанции учел, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил об уменьшении неустойки в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства на основании статьи 333 ГК РФ.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Исходя из положений ГК РФ законодатель придает неустойке три нормативно-правовых значения: как способ защиты гражданских прав; как способ обеспечения исполнения обязательств; как мера имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Право снижения размера неустойки как имущественной ответственности предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Вместе с тем, решение суда о снижении неустойки не может быть произвольным. Уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ), а также с принципом состязательности (ст. 9 АПК РФ).
Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доходдеятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме.
Как указано в пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", заявление ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330, статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 73 вышеуказанного постановления Пленума N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства гражданское законодательство предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера штрафа до 61 500 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, уменьшение судом первой инстанции истребуемой истцом неустойки до суммы в указанном размере является правомерным и соответствует размеру возможных негативных последствий для истца, вызванных допущенными ответчиком нарушениями.
При этом апелляционный суд отмечает, что снижение неустойки до разумных пределов не освободит неисправного должника от негативных последствий неисполнения обязательства, не приведет к утрате значения неустойки как меры обеспечения надлежащего исполнения договорных обязательств.
Довод АО "ФПК" о том, что судом первой инстанции необоснованно применена статья 333 ГК РФ, является несостоятельным, поскольку снижение размера неустойки является правом суда, а наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности, определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
В данном случае арбитражный суд первой инстанции установил баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, и снизил размер неустойки, взыскиваемой с ответчика.
По мнению суда апелляционной инстанции, уменьшение судом первой инстанции истребуемой истцом неустойки до суммы в указанном размере является правомерным и соответствует размеру возможных негативных последствий для истца, вызванных несвоевременной уплатой ответчиком штрафных санкций.
При этом апелляционный суд отмечает, что снижение неустойки до разумных пределов не освободит неисправного должника от негативных последствий неисполнения обязательства, не приведет к утрате значения неустойки как меры обеспечения надлежащего исполнения договорных обязательств.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств дела, при отсутствии доказательств, которые бы подтверждали возникновение у истца негативных последствий, вызванных несвоевременным внесением ответчиком арендной платы, приходит к выводу об отсутствии оснований для увеличения подлежащей взысканию неустойки.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд считает, что взысканная судом сумма неустойки обеспечивает соблюдение баланса между применяемой к ответчику как к нарушителю мерой ответственности и последствиями нарушения обязательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Нарушений, либо неправильного применения судом первой инстанции норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению неправильного решения, апелляционная инстанция не усматривает. Основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 года по делу N А41-6488/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6488/2022
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Торговый Дом "Мархлевка"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7331/2022