г. Санкт-Петербург |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А56-113793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Горбановский Д.Ю. по доверенности от 01.01.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7484/2022) ООО "ПЕТРОСТРОЙ РИТМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.02.2022 по делу N А56-113793/2021 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петрострой Ритм"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПетроСтрой Ритм" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Государственной административно-технической инспекции (далее - Инспекция, ГАТИ) от 19.11.2021 N 5839 по делу об административном правонарушении N48271 от 28.10.2021, от 24.11.2021 N 5944 по делу об административном правонарушении N 48283 от 16.11.2021, которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N273-70), от 19.11.2021 N 5840 по делу об административном правонарушении N48272 от 28.10.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14 Закона N273-70, от 24.11.2021 N 5943 по делу об административном правонарушении N48284 от 16.11.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70.
Решением суда от 23.02.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 23.02.2022, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); по мнению подателя жалобы, постановления ГАТИ N 5944 и N 5839, а также N 5943 и N 5840 вынесены по одному и тому же событию - по факту производства работ по одному и тому же линейному объекту, но в разных местах. Также податель жалобы полагает, что к Обществу незаконно применено возмещение издержек по административному делу.
В дополнениях к апелляционной жалобе Общество также ссылается на изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений).
ГАТИ извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно договору от 26.10.2020 N ОД-СПБ-505082-20/506675-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Россети Ленэнерго" является сетевой организацией, обязанной осуществить технологическое присоединение заявителя - Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" - станции "Казаковская" (участок от станции "Казаковская" до станции "Путиловская").
Между ПАО "Россети Ленэнерго" (заказчик) и ООО "ПетроСтрой Ритм" (подрядчик) заключен договор подряда от 28.09.2021 N 21-16373, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство в установленный срок по заданию заказчика и в соответствии с утвержденной документацией выполнить работы по строительству объекта: "Строительство КЛ-10 кВ протяженностью 22,4 км для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, участок 80, участок 82 (у д. 31, корп. 1, лит. А); срок работ по 30.06.2022.
06.10.2021 специалистом ГАТИ с участием представителя Общества и в присутствии понятых проведен осмотр зоны производства работ на инженерных коммуникациях, находящейся по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А, по результатам которого административным органом выявлено производство Обществом на основании договора N 21-16373 земляных работ на инженерных коммуникациях (электрокабелях) и складирование на них строительных материалов без ордера ГАТИ, что является нарушением пунктов 4.2, 4.5, 6.1 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875).
Кроме того, должностным лицом Инспекции установлено, что при проведении работ по указанному адресу Обществом не установлен информационный щит, соответствующий требованиям пункта 3.2.1 Правил N 875, а именно: на месте производства работ прикреплен лист формата А4 с текстом, в котором отсутствовали сведения об отчестве должностного лица, ответственного за производство работ на объекте.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 06.10.2021 с приложением материалов фотофиксации.
В ходе повторного осмотра вышеуказанной территории 28.10.2021 специалистом ГАТИ с участием представителя Общества установлено, что работы не ведутся, шурфы заасфальтированы, ограждение зоны работ демонтировано, что зафиксировано в протоколе осмотра от 28.10.2021 с приложением материалов фотофиксации.
Выявленные в ходе осмотра 06.10.2021 нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества протоколов от 28.10.2021:
- по делу об административном правонарушении N 48271, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 (производство земляных работ складирование строительные материалы без ордера ГАТИ); Обществу вменены нарушения пунктов 4.2, 4.5, 6.1 Правил N 875;
- по делу об административном правонарушении N 48272, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 (осуществление Обществом земляных работ без информационного щита о производстве работ, соответствующего требованиям Правил N 875); Обществу вменено нарушение пункта 3.2.1 Правил N 875.
Постановлением ГАТИ от 19.11.2021 N 5839 по делу об административном правонарушении N 48271 от 28.10.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Постановлением ГАТИ от 19.11.2021 N 5840 по делу об административном правонарушении N48272 от 28.10.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
10.11.2021 специалистом ГАТИ с участием представителя Общества и в присутствии понятых проведен осмотр зоны производства работ на инженерных коммуникациях, находящейся по адресу: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31, по результатам которого административным органом выявлено производство Обществом на основании договора N 21-16373 земляных работ на инженерных коммуникациях без ордера ГАТИ, а именно:
- у дома 27 по пр. Героев на газоне выполнено устройство котлована для прокладки инженерных коммуникаций методом горизонтально-наклонного бурения (ГНБ). У котлована размещены машины ГНБ, находился рабочий персонал, складировались буровые штанги от машин ГНБ, на проезжей части был размещен трактор марки JBS; площадь зоны производства работ составила 450,8 кв. м.;
- у дома 31 по пр. Героев на тротуаре выполнено устройство котлована площадью 14,25 кв. м для прокладки инженерных коммуникаций методом ГНБ. У котлована находился автомобиль КамАЗ, вдоль дома были складированы трубы красного цвета; площадь зоны производства работ составила 909,05 кв. м.
Также административным органом установлено, что вдоль дома 31 по пр. Героев в зоне зеленых насаждений (газоне) складированы материалы - трубы красного цвета, ограждение зоны складирования отсутствует.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 10.11.2021 с приложением материалов фотофиксации.
В ходе повторного осмотра 16.11.2021 зоны производства работ по указанному адресу специалистом ГАТИ с участием представителя Общества и с применением средств видеофиксации установлено следующее:
- у дома 31 по пр. Героев в тротуаре произведена обратная засыпка котлована щебнем, присутствует спецтехника, рабочий персонал, ограждение зоны производства работ, информационный щит не размещены;
- у дома 27 по пр. Героев произведена обратная засыпка котлована грунтом, рабочий персонал, спецтехника отсутствуют. Размещено сетчатое металлическое ограждение. На информационном щите формата А4 размещена недостоверная информация: указано "производитель работ ПАО "Россети Ленэнерго"", "срок работ, окончание 05.11.2021"; ордер ГАТИ на производство работ не оформлен.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 16.11.2021 с приложением материалов видео и фотофиксации.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества протоколов от 16.11.2021:
- по делу об административном правонарушении N 48283, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 (производство земляных работ без ордера ГАТИ); Обществу вменены нарушения пунктов 4.1, 4.2, 6.1 Правил N875;
- по делу об административном правонарушении N 48284, ответственность за которое установлена пунктами 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70 (осуществление Обществом земляных работ без ограждения зоны производства работ, а также без установки информационного щита о производстве работ, соответствующего требованиям Правил N 875); Обществу вменены нарушения пунктов 3.2.3, 3.2.9 Правил N 875, а также пункта 3.2.1 Правил N 875.
Постановлением ГАТИ от 24.11.2021 N 5944 по делу об административном правонарушении N 48283 от 16.11.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Постановлением ГАТИ от 24.11.2021 N 5943 по делу об административном правонарушении N 48284 от 16.11.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктами 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанными постановлениями, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененных правонарушений, не усмотрел нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушений малозначительными, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1.4.20 Правил N 875 производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере (пункт 6.11 Правил N 875).
В силу пункта 6.1 Правил N 875 заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Правил N 875 получение ордера ГАТИ требуется, в том числе на производство земляных работ при вскрытии грунта более 0,4 м, при работах на инженерных коммуникациях.
Факт правонарушения (неисполнение Обществом (заказчиком) обязанности по получению ордера ГАТИ на проведение земляных работ по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А, а также по адресу: пр. Героев, д. 27, корп. 1 и д. 31) установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами административного дела (протоколами осмотра от 06.10.2021, 10.11.2021, 16.11.2021) и Обществом по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административных правонарушений, ответственность за которые установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ в виде административного штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил N 875 производитель работ обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов. Не допускается установка и размещение информационного щита со сведениями, не соответствующими действительности (в том числе с указанием истекших сроков работ). Размер информационного щита не менее 1 x 1 м, текст сведений черного цвета на белом фоне.
Как установлено ГАТи и подтверждается материалами дела, при производстве работ 06.10.2021 по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А, Общество, вместо информационного щита, предусмотренного пунктом 3.2.1 Правил N 875, разместило лист формата А4, на котором, помимо прочего, не были указаны сведения об отчестве лица, ответственного за производство работ. Кроме того, при производстве работ 10.11.2021 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31, сведения на информационном щите в отношении производителя работ не соответствовали действительности, а сам информационный щит также не соответствовал требованиям пункта 3.2.1 Правил N 875.
В силу пункта 3.2.3 Правил N 875 производитель работ обязан оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ. На углах ограждения, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами. Ограждение зон производства работ должно соответствовать требованиям, установленным в приложении N 11 к указанным Правилам.
Как указано в пункте 3.2.9 Правил N 875, производитель работ обязан не допускать начала производства работ до полного обустройства зоны производства работ в соответствии с условиями пунктов 3.2.1 - 3.2.8 данных Правил.
Как следует из материалов дела, при производстве работ по адресу: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31 Общество полностью не оградило зону производства работ (часть ограждения отсутствовала, периметр ограждения не был замкнут), не обеспечило безопасность пешеходного движения при производстве работ.
Факт нарушения Обществом (производителем работ) вышеприведенных положений Правил N 875 установлен административным органом и судом первой инстанции, а также подтверждается материалами дела (протоколами осмотра территории от 06.10.2021, от 06.11.2021, от 10.11.2021, схемами осмотра места административных правонарушений, материалами фото- и видеофиксации) и Обществом не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административных правонарушений, ответственность за которые установлена пунктами 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 875 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение вышеуказанных требований Правил N 875, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным наличие в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которое установлена пунктом 1, пунктом 3 и пунктом 4 статьи 14 Закона N 273-70.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Оспариваемые постановления ГАТИ от 24.11.2021 N 5944 по делу об административном правонарушении N 48283 от 16.11.2021, от 19.11.2021 N 5839 по делу об административном правонарушении N48271 от 28.10.2021, от 24.11.2021 N 5943 по делу об административном правонарушении N48284 от 16.11.2021, от 19.11.2021 N 5840 по делу об административном правонарушении N48272 от 28.10.2021 вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных Обществом правонарушений с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом административных правонарушений, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенных заявителем правонарушений малозначительными.
Санкцией пункта 1 статьи 14 Закона N 273-70 предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Санкцией пункта 3 статьи 14 Закона N 273-70 предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность для юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 50 Закона N 273-70 производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Вместе с тем в силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Исходя из конкретных обстоятельств административных дел, учитывая финансовое положение Общества, характер допущенных нарушений, степень вины лица, привлекаемого к ответственности, приняв во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию причиненного ущерба, ГАТИ посчитала возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначить административные наказания в виде штрафов в размере 200000 руб. по постановлению: от 24.11.2021 N 5944 и от 19.11.2021 N 5839.
По постановлениям от 24.11.2021 N 5943 и от 19.11.2021 N 5840 Обществу назначены административные наказания в виде штрафов в размере 50000 руб. в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальных пределах санкции, предусмотренной пунктами 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70 с учетом конкретных обстоятельств дела.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу их несостоятельности.
Постановлением ГАТИ от 19.11.2021 N 5839 по делу об административном правонарушении N 48271 от 28.10.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 (производство Обществом земляных работ, складирование строительные материалы в зоне производства работ на инженерных коммуникациях, находящейся по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А, без ордера ГАТИ).
Постановлением ГАТИ от 19.11.2021 N 5840 по делу об административном правонарушении N 48272 от 28.10.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 (осуществление Обществом земляных работ по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А, без информационного щита о производстве работ, соответствующего требованиям Правил N 875).
Постановлением ГАТИ от 24.11.2021 N 5944 по делу об административном правонарушении N 48283 от 16.11.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 (производство Обществом земляных работ на инженерных коммуникациях по адресу: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31).
Постановлением ГАТИ от 24.11.2021 N 5943 по делу об административном правонарушении N 48284 от 16.11.2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктами 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70 (осуществление Обществом земляных работ по адресу: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31, без ограждения зоны производства работ, а также без установки информационного щита о производстве работ, соответствующего требованиям Правил N 875).
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, в рассматриваемом случае, оспариваемые постановления правомерно вынесены ГАТИ по факту совершения Обществом четырех самостоятельных административных правонарушений; вменяемые Обществу административные правонарушения совершены в разные даты, по разным адресам и охватываются разными частями статьи 14 Закона N 44-ФЗ (Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А и пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31).
Доводы подателя жалобы о том, что к Обществу незаконно применено возмещение издержек по административному делу, уже рассмотрены судом первой инстанции и правомерно им отклонены в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе изъятие вещей и документов.
В части 1 статьи 27.10 КоАП РФ предусмотрено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ.
Буровые штанги от машины ГНБ, арматурный крепеж были изъяты ГАТИ в целях пресечения административного правонарушения, зафиксированного в протоколе от 16.11.2021 по делу N 48283, и недопущения продолжения выполнения работ в отсутствие ордера ГАТИ.
При таких обстоятельствах, издержки по данному делу об административном правонарушении правомерно возложены на ООО "ПетроСтрой Ритм".
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными и отмены постановлений ГАТИ от 19.11.2021 N 5839, от 24.11.2021 N 5944, от 19.11.2021 N 5840, от 24.11.2021 N 5943 не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 23.02.2021 не имеется
Вместе с тем суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, постановлениями ГАТИ от 19.11.2021 N 5839 и от 19.11.2021 N 5840 Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 1 и 3 статьи 14 Закона N 273-70 по факту нарушения требований Правил N 875 (осуществление работ без ордера и в отсутствие надлежащего информационного щита) при производстве работ по адресу: г.Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А; данные нарушения были выявлены в ходе осмотра 06.10.2021 и зафиксированы в одном протоколе осмотра.
Постановлениями ГАТИ от 24.11.2021 N 5943 и от 24.11.2021 N 5944, Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 1, 3. 4 статьи 14 Закона N 273-70 по факту нарушения требований Правил N 875 (осуществление работ без ордера, в отсутствие надлежащего информационного щита и ограждения зоны производства работ, необеспечение безопасного прохода пешеходов) при производстве работ по адресу: г.Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31; данные нарушения были выявлены в ходе осмотра 10.11.2021 и зафиксированы в одном протоколе осмотра.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ; Общество должно быть привлечено к ответственности за совершение одного административного правонарушения выявленного 06.10.2021 по адресу: г.Санкт-Петербург, Ленинский пр., от д. 49 стр. 1 до д. 53 корп. 1 лит. А и одного правонарушения, выявленного 10.11.2021 при производстве работ по адресу: г.Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 27, корп. 1, д. 31, с назначением наказания в пределах санкции, предусматривающей наиболее строгое наказание (в данном случае пункт 1 статьи 14 Закона N 273-70).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Исходя из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Принимая во внимание изложенное, с учетом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым признать не подлежащим исполнению постановление ГАТИ от 19.11.2021 N 5840 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 48272 от 28.10.2021 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70, а также постановление ГАТИ от 24.11.2021 N 5943 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 48284 от 16.11.2021 о привлечении Общества к административной ответственности по пунктам 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70.
При этом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14 Закона N 273-70 предусмотрена санкция в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ наказание субъектам, относящимся к микропредприятиям, должно быть назначено в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица (то есть в размере от 150000 руб. до 500000 руб.)
В данном случае, постановлениями от 24.11.2021 N 5944 и от 19.11.2021 N 5839 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 руб. (по каждому постановлению), что не превышает границы максимальной величины штрафа с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 февраля 2021 года по делу N А56-113793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПетроСтрой Ритм" - без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление Государственной административно-технической инспекции от 19.11.2021 N 5840 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N48272 от 28.10.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПетроСтрой Ритм" к административной ответственности по пункту 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Признать не подлежащим исполнению постановление Государственной административно-технической инспекции от 24.11.2021 N 5943 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N48284 от 16.11.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПетроСтрой Ритм" к административной ответственности по пунктам 3, 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-113793/2021
Истец: ООО "ПЕТРОСТРОЙ РИТМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ