г. Владивосток |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А59-4002/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-2366/2022
на решение от 09.03.2022
судьи Ю.С.Учанина
по делу N А59-4002/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6501025800, ОГРН 1026500537470, дата государственной регистрации 02.04.1996)
о взыскании финансовых санкций,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - заявитель, отделение, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее - управление, страхователь) финансовой санкции в размере 9 000 рублей, из них: 4 000 рублей за несвоевременное непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, 5 000 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.03.2022 заявленные требования удовлетворены частично. С Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области были взысканы финансовые санкции в размере 5 000 рублей за предоставление неполных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы, в удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017,2018,2019 года были представлены в пенсионный фонд своевременно, отчетность была принята в полном объеме. Уточненные сведения за 2019 год в отношении 3 застрахованных лиц сданы в пенсионный фонд 14.07.2021, 22.07.2021 также внесены уточнения за 2017 и 1 квартал 2018 г. По 5 застрахованным лицам отправлено письменное разъяснение с указанием причин отсутствия сведений о стаже. При привлечении к финансовой ответственности допущен формальный подход, не учтено, что программное обеспечение "Зарплата-КС", которое установлено у страхователя не формирует сведения по застрахованным лицам необходимые для предоставления отчетности СВЗ-СТАЖ, в связи с чем отчетность составляется вручную, в результате чего не исключена возможность предоставления неполных сведений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, отделение выявило факт нарушения требований пунктов 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в деятельности управления, выразившегося в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица, за 2018 год в отношении 5 застрахованных лиц, за 2019 год в отношении 4 застрахованных лиц; несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель, май, июль, октябрь, ноябрь 2020 года, в отношении которых сведения за указанные отчетные периоды ранее не были представлены по форме СЗВ-М "тип формы "ИСХ", что зафиксировано в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.12.2020 N 074S18200013334, N 074S18200013335, N 074S18200013336, от 11.12.2020 N 074S18200012529 от 04.12.2020 N 074S18200012247, от 16.02.2021 N 074S18210000870, N 074S18210000871, от 15.02.2021 N 074S18210000868, N 074S18210000865, N 074S18210000866, N 074S18210000867, N 074S18210000864.
По результатам рассмотрения, которых отделением вынесены решения N 074S19210001132, N 074S19210001133, N 074S19210001134 от 04.02.2021, N 074S19210000371 от 19.01.2021, N 074S19210000056 от 12.01.2021, N 074S19210002005, N 074S19210002006 от 19.03.2021, N 074S18210001992, N 074S18210001987, N 074S18210001989, N 074S18210001985, N 074S18210001990 от 18.03.2021 о применении к управлению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в размере 9 000 рублей.
Для добровольной уплаты финансовой санкции управлению направлены требования от 19.02.2021 N 074S01210001483, N 074S01210001484, N 074S01210001485, от 03.02.2021 N 074S01210000924, от 27.01.2021 N 074S01210000633, от 05.04.2021 N 074S01210002313, N074S01210002314, от 02.04.2021 N074S01210002298, N074S01210002295, N074S01210002296, N074S01210002297, N074S01210002294 об уплате финансовой санкции в размере 9 000 рублей за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N27-ФЗ, срок уплаты по которым до 24.02.2021, 10.03.2021, 16.02.2021, 23.04.2021, 20.04.2021.
Указанные требование до установленных сроков страхователь не исполнил, в связи с чем пенсионный фонд 06.07.2021 обратился с в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа, в удовлетворении которого было отказано определением суда от 13.07.2021 по делу N А59-3627/2021.
В связи с чем, 20.07.2021 отделение обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с рассматриваемым заявлением о взыскании с ответчика 9 000 рублей финансовых санкций.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
И другие сведения.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (форма СЗВ-СТАЖ) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. В соответствии с которой предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пункт 38).
Согласно пункту 40 Инструкции от 22.04.2020 N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.01.1996 N 27-ФЗ.
Таким образом, законодатель предоставил возможность страхователям в пятидневный срок устранить допущенные нарушения и представить соответствующие исправления в пенсионный фонд, без привлечения к финансовой ответственности.
Страхователь предоставил в адрес ОПФР сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "ИСХ") за 2017 год - 27.02.2018 (в отношении 311 застрахованных лиц), за 2018 год - 04.02.2019 (321 застрахованное лицо), за 2019 год (тип формы "ИСХ", "ДОП") - 02.03.2020 (320 застрахованных лиц). Согласно протокола приема, сведения были приняты в полном объеме.
Пенсионным фондом по каналам электронной связи 13.10.2020 направлено в адрес страхователя уведомление о сверке предоставленных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование из расчетов по страховым взносам, предоставленных страхователем за 2017, 2018, 2019 годы в налоговые органы и по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы, в которой установлено, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за июнь - август 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, за февраль - апрель, сентябрь, октябрь 2018 года в отношении 5 застрахованных лиц, за январь-декабрь 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц у УПФР отсутствуют,
Пенсионным фондом по каналам электронной связи 13.10.2020 направлено в адрес страхователя уведомление N 10785 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда.
В установленные законом сроки, исправленные сведения не поступили, что повлекло правомерное привлечение страхователя к финансовой ответственности за нарушение статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а именно предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017-2019 гг. Уточненные сведения были представлены страхователем только в июле 2021 года.
Управление не воспользовалось своим правом на своевременное устранение выявленных ошибок, в связи с чем, доводы управления о формальном подходе при взыскании финансовых санкций коллегией отклоняются.
Размер финансовых санкций коллегией проверен и является правильным.
По правилам пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для подачи указанных сведений используется форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденная Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
Из анализа данной формы следует, что графа 3 "Тип формы (код)" обязательно заполняется одним из кодов: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а нормами статьи 16 Закона N 27-ФЗ - обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что уведомления об устранении ошибок в адрес страхователя пенсионным фондом не направлялись. Судом первой инстанции правомерно отказано заявителю в удовлетворении требований в части взыскания финансовой санкции в размере 4 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за апрель, май, июль, октябрь, ноябрь 2020 года, в связи с тем, что страхователь самостоятельно выявил факт непредставления в срок сведений в отношении застрахованных лиц и направил соответствующие дополняющие сведения в пенсионный фонд.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта по данному делу, не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.03.2022 по делу N А59-4002/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4002/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области