г.Самара |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А65-27477/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции 10.04.2024 в помещении суда апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2024 по делу N А65-27477/2023 (судья Шайдуллин Ф.С.), возбужденному по исковому заявлению Волжско-Камское межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 1659053849, ОГРН 1041628218763), г.Казань, к публичному акционерному обществу "Татнефть" имени В.Д.Шашина (ИНН 1644003838, ОГРН 1021601623702), г.Альметьевск Республики Татарстан, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616), г.Казань, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора - Вильданова Г.Ч. (доверенность от 25.03.2024),
от ПАО "Татнефть" имени В.Д.Шашина - Чайников В.Л. (доверенность от 07.07.2023), Гафуров А.И. (доверенность от 10.03.2023),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с публичного акционерного общества "Татнефть" имени В.Д.Шашина (далее - ПАО "Татнефть", общество) платы в возмещение вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, в сумме 2 285 910 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство).
Решением от 12.02.2024 по делу N А65-27477/2023 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении иска отказал.
Управление в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
ПАО "Татнефть" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее; просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводилось в режиме веб-конференции (онлайн-заседание).
В судебном заседании представитель Управления апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представители ПАО "Татнефть" апелляционную жалобу отклонили, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании задания от 27.04.2023 N 377 Управление провело контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в ходе которого выявило загрязнение нефтесодержащей жидкостью в районе скважины N 21116 на земельном участке с кадастровым номером 16:45:020148:116, расположенном рядом с очистными сооружениями АО "Альметьевск-Водоканал" в г.Альметьевске Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Площадь загрязнения составила 220 кв.м.
Результаты обследования земельного участка зафиксированы в акте от 27.04.2023.
По результатам лабораторных исследований Управление в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв.Приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2010 N 238; далее - Методика N 238) рассчитало плату за вред, причиненный почве, в сумме 2 285 910 руб., и направило в ПАО "Татнефть" требование от 24.05.2023 N 02-6484 с предложением произвести оплату в добровольном порядке
В письме от 09.06.2023 ПАО "Татнефть" просило Управление отозвать требование от 24.05.2023 N 02-6484, указав, что при проведении расчета ущерба по Методике N 238 используется показатель норматива качества окружающей среды для почв (мг/кг), а при его отсутствии применяется значение концентрации загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения. В связи с этим необходимо использовать утвержденный Приказом Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 28.01.2020 N 89-п региональный норматив допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации (ДОСНП) для антропогенных почвоподобных образований, так как на данном земельном участке (категория - земли промышленности) отсутствует потенциально плодородный слой почвы и на нем за период эксплуатации с 1981 года по настоящее время проводились работы по рекультивации. Выявленное Управлением максимальное содержание нефтепродуктов в отобранных пробах составило 12 000 мг/кг почвы, что меньше установленного Приказом N 89-п регионального норматива - 15 000 мг/кг почвы, соответственно, оснований для взыскания ущерба не имеется.
Поскольку общество плату не внесло, Управление обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании ч.1 ст.4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ст.3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Ст.77 Закона N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ч.1); вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч.3).
Исходя из ст.78 Закона N 7-ФЗ, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба определены в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ст.1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п.2 ст.15 ГК РФ).
Для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения ущерба истцом должны быть доказаны: факт причинения вреда и его размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом. Привлечение лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба возможно только при доказанности всей совокупности перечисленных условий.
Судом первой инстанции установлено, что по обращению АО "Альметьевск-Водоканал" о загрязнении нефтепродуктами почвы вблизи скважины N 21116 рядом с очистными сооружениями АО "Альметьевск-Водоканал" в г.Альметьевске Управление провело осмотр визуально загрязненного земельного участка с кадастровым номером 16:45:020148:116, произвело отборы объединенных проб почвы конвертным методом с визуально загрязненного участка на глубине 0-5 см, 5-20 см, 20-50 см, а также фоновой (незагрязненной) пробы.
Согласно экспертному заключению ФГБУ "ЦЛАТИ по Республике Татарстан" от 12.05.2023 N 38 установлено превышение ПДК по нефтепродуктам относительно фона на глубине 0-5 см в 63,8 раза, 5-20 см в 50,5 раза, 20-50 см в 81 раз.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 16:45:020148:116 принадлежит ПАО "Татнефть" на праве собственности, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - площадка скважин N N 21116, 27016.
Скважина N 21116 является собственностью ПАО "Татнефть", что подтверждается постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 19.01.1994 N 22, свидетельством о праве собственности от 11.08.1994 N 393, планом приватизации при преобразовании производственного объединения "Татнефть" в акционерное обществом открытого типа от 19.01.1994, выкопировкой из инвентаризационной описи основных средств по НГДУ "Альметьевскнефть" на 01.04.1993.
Указанный земельный участок с 1981 года использовался для добычи нефти, подвергался рекультивации.
В период с 12.12.2022 по 30.12.2022 был произведен капитальный ремонт скважины N 21116, что подтверждается актом от 16.01.2023 на сдачу скважины из капитального ремонта. В ходе проведение работ по капитальному ремонту скважины произведено обустройство устья скважины, а также планировка территории вокруг скважины, то есть восстановительные работы в отношении земельного участка.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" рекультивация земель осуществляется путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Планировка является техническим мероприятием рекультивации земель.
Как следует из п.1 Временных рекомендаций по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации (ДОСНП) в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (утв.Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.09.2002 N 574; далее - Временные рекомендации), нормативы ДОСНП в почвах являются нормативами качества окружающей среды после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ.
В соответствии с Временными рекомендациями под допустимым остаточным содержанием нефти в почве понимается определенное по аттестованным в установленном порядке методикам содержание в почве нефти и продуктов ее трансформации после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ, при котором:
- исключается возможность поступления нефти и продуктов ее трансформации в сопредельные среды и на сопредельные территории;
- допускается вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот по основному целевому назначению с возможными ограничениями (не природоохранного характера) режима использования или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и продуктов ее трансформации или иных установленных в соответствии с действующим законодательством нормативных значений в процессе самовосстановления, то есть без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий.
Нормативы ДОСНП применяются при разработке и экспертизе технологий, материалов, оборудования и иных средств ликвидации загрязнения нефтью, проектов рекультивации или материалов по консервации земель, подвергшихся загрязнению нефтью, а также при приемке земельных участков после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ.
Приказом Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 28.01.2020 N 89-п утверждены региональные нормативы "Допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации в черноземах типичных, черноземах выщелоченных, черноземах оподзоленных, светло-серых лесных, серых лесных, темно-серых лесных, дерново-подзолистых, дерново-карбонатных выщелоченных, дерново-карбонатных оподзоленных почвах и грунтах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Республики Татарстан для земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения" (далее - региональные нормативы ДОСНП).
Региональные нормативы ДОСНП устанавливают допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации в черноземах типичных, черноземах выщелоченных, черноземах оподзоленных, светло-серых лесных, серых лесных, темно-серых лесных, дерново-подзолистых, дерново-карбонатных выщелоченных, дерново-карбонатных оподзоленных почвах и грунтах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Республики Татарстан для земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения.
Региональные нормативы ДОСНП предназначаются для применения контролирующими органами и хозяйствующими субъектами при оценке состояния почв и земель после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Управлением неправомерно использована Методика N 238 в части применения в качестве значения норматива качества окружающей среды для почв (мг/кг) значения концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной фоновой (незагрязненной) территории, а не территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, то есть в качестве значения норматива для почв неправомерно применены значения концентрации, полученные из фоновых проб: проба N 1.1 - 188 мг/кг, проба N 1.2 - 218 мг/кг, проба N 1.3 - 121 мг/кг.
Доводы Управления и Министерства о том, что в данном случае региональные нормативы ДОСНП не подлежат применению при расчете размера вреда, суд первой инстанции правильно признал несостоятельными, поскольку региональные нормативы ДОСНП предназначаются для применения контролирующими органами при оценке состояния почв и земель после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ в отношении земельных участков, испытавших антропогенное негативное воздействие.
В качестве доказательства проведения на своем земельном участке рекультивационных работ общество представило также проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель, акт о выполнении рекультивации на территории скважины от 10.10.2023 N 21116, фотоматериалы. Проектом рекультивации предусмотрено проведение технических и биологических мероприятий. На этапе технической рекультивации предусмотрена планировка территории на всем участке, а биологические мероприятия включают комплекс агротехнических фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических и других свойств почвы.
В период с 08.06.2023 по 09.10.2023 на земельном участке территории скважины N 21116 силами ПАО "Татнефть" проведена рекультивация в соответствии с проектом рекультивации от 07.06.2023 (утв.НГДУ "Альметьевскнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть"), в ходе которой выполнены следующие работы: планировка территории скважины, завоз и внесение органических удобрений в почву, рыхление верхнего слоя почв с глубокой вспашкой, боронование, повторная вспышка, боронование, лущение территории скважины, что подтверждается актом о выполнении рекультивации от 10.10.2023.
Учитывая, что обществом проводились восстановительные и рекультивационные работы в отношении земельного участка, который на протяжении длительного периода использовался для добычи нефти, применению подлежат именно региональные нормативы ДОСНП.
Региональный норматив ДОСНП для земельного участка в районе скважины N 21116 составляет 15 000 мг/кг почвы, при этом максимальная массовая концентрация нефтепродуктов, выявленная в пробе N 2.1, составила 12 000 мг/кг почвы, то есть не превысила установленный норматив.
Довод Управления о том, что выявленная общая концентрация загрязняющего вещества на глубине 0-20 см составила 23 000 мг/кг (12 000 мг/кг по глубине 0-5 см + 11 000 мг/кг по глубине 5-20 см), - является ошибочным, поскольку исходя из п.6 Методики N 238, в случае послойного отбора проб почв с различных глубин фактическое содержание загрязняющего вещества рассчитывается как средняя арифметическая концентрация загрязняющего вещества в каждом слое почвы.
Исходя из максимального содержания нефтепродуктов в пробах, отобранных Управлением 27.04.2023, на рассматриваемом земельном участке содержалось допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почве, установленное Приказом N 89-п.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что 20.11.2023, то есть после проведения ПАО "Татнефть" мероприятий по рекультивации, были отобраны образцы почвы с земельного участка у скважины N 21116 с глубины 20 и 40 см. В соответствии с протоколами количественного химического анализа почвы от 24.11.2023 N N 175 и 176 содержание нефтепродуктов в пробах составило 787,5 мг/кг и 2 093,8 мг/кг соответственно.
Таким образом, как на момент осуществленного Управлением 27.04.2023 выездного обследования земельного участка, так и после проведения ПАО "Татнефть" 08.06.2023-09.10.2023 рекультивации на земельном участке в районе скважины N 21116 максимальное содержание нефтепродуктов не превышало региональный норматив ДОСНП (15 000 мг/кг), что исключает вывод Управления о загрязнении исследованного участка и причинении обществом вреда почве в том смысле, который придается Управлением, исходя из неправомерного применения им при определении кратности концентрации нефти на земельном участке общества не установленного норматива, подлежащего применению в данном случае согласно п.1 Временных рекомендаций, а значения содержания нефтепродуктов на земельном участке, который никогда не подвергался антропогенному негативному воздействию в виде добычи нефти.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П, суды вправе учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Управления.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов сторон не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года по делу N А65-27477/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27477/2023
Истец: Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань
Ответчик: ПАО "Татнефть" имени В. Д. Шашина, г.Альметьевск
Третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан