г. Хабаровск |
|
13 мая 2022 г. |
А04-6449/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К. в отсутствие участвующих в деле лиц, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Мост" на решение от 17.01.2022 по делу N А04-6449/2020 Арбитражного суда Амурской области по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городские энергетические сети" (ОГРН 1122804000802, ИНН 2804015593) к товариществу собственников жилья "Мост" (ОГРН 1052800164746, ИНН 2804011327) о взыскании 800 467,20 руб. (с учетом уточнения),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городские энергетические сети" (далее - ООО "Горэнерго") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с уточненным исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Мост" о взыскании задолженности по договору теплоснабжения для оказания коммунальных услуг от 01.01.2018 N 380 за период с 01.10.2019 по 31.10.2019 и с 01.02.2020 по 31.05.2020 в размере 1 268 964,63 руб., неустойки, начисленной в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", с 16.12.2019 по 05.04.2020 в размере 5 395,65 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 22.09.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.07.2021 указанные судебные акты отмены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Арбитражному суду Амурской области предложено суду установить порядок осуществления товариществом горячего водоснабжения конечных потребителей (при помощи автономной котельной, либо за счет использования тепловой энергии, подаваемой истцом); предложить истцу представить подробный расчет суммы иска с отражением платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению, и за тепловую энергию, используемую на подогрев воды; проанализировать представленный расчет, в том числе на его соответствие в части платы за тепловую энергию положениям Правил N 354; исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку всем доводам истца и ответчика (включая оценку возражений ТСЖ "Мост" о зачете встречных требований), и имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства
При новом рассмотрении истец неоднократно уточнял размер требований, окончательно произвел расчет иска с учетом зачета части требований ответчика.
Истец просил взыскать с ТСЖ "Мост" основной долг за период февраль 2020 г., апрель - май 2020 г. в сумме 639 379,24 руб., пени в размере 161 087,96 руб. за период с 16.12.2019 по 12.01.2022.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ суд уточнение принял.
Решением суда от 17.01.2022 требования истца удовлетворены частично - взыскана задолженность в сумме 639 379,24 руб. за период с 01.02.2020 по 31.05.2020, 100 000 руб. - пени за период с 16.12.2019 по 12.01.2022; 19 009 руб. - расходы по уплате госпошлины.
В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с решением суда в части взыскания 182 569,34 руб., ТСЖ "Мост" в обоснование требований апелляционной жалобы, поданной в Шестой арбитражный апелляционный суд, приводит следующие доводы. ТСЖ "Мост" частично согласилось с первоначально предъявленной истцом суммой долга, заявив о разногласиях по определению объема тепловой энергии в межотопительный период (летние месяцы 2018 г. и 2019 г.), выявив переплату, в том числе за предшествующие межотопительные периоды. При новом рассмотрении дела истец, принимая во внимание позицию суда кассационной инстанции в постановлении от 06.07.2021, произвел расчеты, как предъявленной к взысканию суммы долга за период октябрь 2019, февраль-май 2020 г., так и поставленной в спорный период (май, июнь, август, сентябрь 2018, май, июнь 2019 г.) теплоэнергии. По данным ООО "Горэнерго" сумма долга с учетом зачета встречных требований от 12.01.2022 составила 639 379,24 руб. По данным товарищества с учетом заявления о зачете встречных однородных требований от 10.08.2021, составляет 456 809,90 руб. Ответчик не признал сумму долга в размере 182 569,34 руб., которая состоит из: 149 674,33 руб. - доначисленной истцом стоимости тепловой энергии, поставленной в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома (для СОИ) за май, июнь, август, сентябрь 2018, май, июнь 2019 г.; 11 202,59 руб. - доначисленной истцом теплоэнергии потребителям ответчика за июль 2018 г., 21 692,42 руб. - доначисленной истцом теплоэнергии потребителям ответчика за июнь 2019 г. Суд согласился с доводами истца в отношении спорной суммы 182 569,34 руб., с чем ТСЖ "Мост" несогласно. Так, ответчик считает недоказанной договорную обязанность ООО "Горэнерго" по поставке в многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Мост", тепловой энергии, для приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома. Договор теплоснабжения такое условие не содержит. Доказательств поставки ответчику тепловой энергии для СОИ в заявленном размере истцом не представлено. Впервые ООО "Горэнерго" стало выставлять к оплате стоимость теплоэнергии для СОИ в январе 2020 г. В счете-фактуре и в акте данная услуга указана, как "тепловая энергия ГВС СОИ, Вольный, 15 ТСЖ "Мост". Стоимость теплоэнергии для СОИ была рассчитана по нормативу, как произведение площади нежилых помещений МКД и норматива потребления ГВС на СОИ. Эта же нормативная величина теплоэнергии для СОИ предъявляется истцом ответчику и после перехода потребителей ТСЖ "Мост" на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (ООО "Горэнерго"). 01.04.2021 между сторонами был заключен договор горячего водоснабжения и поставки тепловой энергии для подогрева воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 441. На основании указанного договора истец продолжает выставлять ответчику счета за потребленную теплоэнергию для СОИ по нормативу в размере 2 485,54 руб. а месяц (приложение N 3 к договору N 441 от 01.04.2021). Предъявленная же в рамках настоящего дела стоимость теплоэнергии для СОИ в спорный период фактически является сверхнормативным потреблением указанного коммунального ресурса. Между тем, судом не принято во внимание, что с 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно - расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ). В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на определение ВС РФ от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381. Между тем, до 01.07.2020 абзац 2 п. 44 Правил N 354 предусматривал иной порядок: распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Сверхнормативное потребление по правилам п. 44 можно было распределять между конечными потребителями лишь в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В рассматриваемом МКД по пер. Вольный, 15, такого решения общее собрание собственников не принимало. С учетом того, что в спорный период истец не выделял и не предъявлял объем тепловой энергии, предоставленной на общедомовые нужды, оснований требовать его оплаты в размере превышающем нормативное потребление у истца не имеется. Источник расходов для оказания такой коммунальной услуги у ТСЖ "Мост" отсутствует. По мнению ответчика, не может объем ГВС, потребленный с целью содержания общего имущества в МКД в два раза превышать объем этого же коммунального ресурса, потребленного для ГВС жилых помещений в МКД. По расчетам истца такие факты произошли в сентябре 2018 и в мае 2019. ТСЖ "Мост" полагает, что коммунальный ресурс по ГВС не может стать источником расходов, связанных с содержанием общего имущества МКД, весь объем холодной воды, зафиксированный ОПУ, является сверхнормативным объемом холодного водоснабжения, но не горячего. У ТСЖ "Мост" есть расходы по холодному водоснабжению, которые связаны с содержанием общего имущества. Например, полив газонов. Незначительные потери покрываются за счет утвержденного норматива потребления ГВС на общедомовые нужды, который рассчитывается исходя их нормы подогрева 1 куб.м холодной воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Суд фактически освободил истца от доказывания наличия в МКД, находящегося в управлении ответчика, сверхнормативного потребления теплоэнергии на СОИ. Установив, что в многоквартирном доме по пер. Вольный 15 имеются внутридомовые инженерные сети горячего водоснабжения, следовательно, ТСЖ начиная с 1 января 2017 г. в составе жилищной услуги обязано было предъявлять гражданам горячую воду (в том числе тепловую энергию, используемую для ее нагрева), потребленную в целях содержания общего имущества, а также приобретать у ООО "Горэнерго" соответствующий коммунальный ресурс, суд пришел к выводу, что с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом ТСЖ затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению ТСЖ. При этом суд не дал оценку доводам ответчика и имеющимся в материалах дела документам о том, что сам истец выделял и предъявлял ТСЖ "Мост" к оплате телоэнергию на СОИ исключительно по нормативу. ТСЖ "Мост" не отказывалось от заключения договора поставки тепловой энергии для подогрева воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, и оплачивал телоэнергию на СОИ в объем, предъявленном истцом. В связи с этим, выводы суда о том, что ответчик обязан нести затраты на коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, не противоречат позиции ответчика, который не просил освободить его от этих затрат. Но предъявленный истцом объем коммунального ресурса является завышенным и неподлежащим возмещению по правилам, действующим в спорный период (п. 44 Правил N 354 в редакции, действующей до 01.07.2020). Судебные акты, на которые ответчик ссылался (определение ВС РФ от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.03.2021 N Ф01-16175/2020, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.09.2020 NФ01-12990/2020), суд необоснованно признал неверно истолкованными. По мнению ответчика, ресурсоснабжающая организация не может требовать от исполнителя оплаты объема потребленного коммунального ресурса, превышающего обязательства граждан - пользователей коммунальных услуг, если в установленном жилищном законодательстве порядке не принималось решение о распределении между конечными потребителями объем коммунальной услуги, который превышает нормативно рассчитанный объем потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме. Ответчик представил в суд доказательства предъявленной своим потребителям-гражданам стоимости коммунальных услуг, включая горячее водоснабжение, не распределял между потребителями сверхнормативный объем тепловой энергии для СОИ. В связи с тем, что исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению так же как и по содержанию общего имущества, является ответчик, а не истец, при наличии в спорный период времени диспозитивной нормы о запрете распределять сверхнормативный объем конечным потребителям (при отсутствии их решения о таком распределении), ООО "Горэнерго" не вправе предъявлять ТСЖ "Мост" спорный объем теплоэнергии. На основании вышеизложенного, ответчик считает, что суд, незаконно и необоснованно учел в расчетах истца доначисленную стоимость теплоэнергии в размере 149 674,33 руб. В отношении теплоэнергии, поставленной для ГВС июле 2018 г., в июне 2019 г. - ООО "Горэнерго" до момента передачи дела на новое рассмотрение никакого интереса к индивидуальным приборам учета потребителей ТСЖ "Мост" не проявляло. Никаких проверок состояния ИПУ не проводило, документы на их установку и поверку не запрашивало. Все доводы истца о безучетном потреблении телоэнергии на ГВС строятся на проверке, которую истец провел в мае 2021 г., при переходе потребителей на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Такое поведения истца не отвечает принципу добросовестности. При переходе на прямые договоры ООО "Горэнерго" не предупредило потребителей (собственников квартир) МКД по пер. Вольный, д. 15, что при замене старых ИПУ на новые, старые ИПУ необходимо сохранить, поэтому у ответчика отсутствует возможность организовать проверку старых ИПУ на их техническую и коммерческую пригодность и доказать, что старые приборы учета технически исправны, лишено права опровергнуть доначисленные объемы тепловой энергии при том, что сам истец на протяжении всего периода действия договора теплоснабжения ни разу не проявил инициативы провести проверку состояния ИПУ. С учетом изложенного, ответчик просит судебный акт в части взыскания 182 569,34 руб. изменить, отказать во взыскании указанной суммы.
В письменном отзыве ООО "Горэнерго" подробно возразило против доводов апелляционной жалобы, считает принятый судом судебный акт законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части проверена в апелляционном порядке в отсутствие представителей сторон, не участвовавших в судебном заседании, назначенном на 04.05.2022.
Согласно ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу предписаний ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как следует из материалов дела, 01.01.2018 между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключен договор теплоснабжения N 380 на поставку (продажу) тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде через присоединенные тепловые сети для целей оказания коммунальных услуги отопления и горячего водоснабжения потребителей исполнителя - собственников и пользователей помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, находящихся в управлении исполнителя.
Согласно п.6.4 договора порядок расчета стоимости коммунального ресурса и порядок оплаты определен в Приложении N 5 к договору теплоснабжения.
В спорный период февраль 2020 г., апрель - май 2020 г. истец поставил теплоэнергию, выставил ответчику счета-фактуры от 31.10.2019 N 7023/380, от 29.02.2020 N 1188/380, от 31.03.2020 N 2498/380, от 30.04.2020 N 3452/380, от 31.05.2020 N 4327/380.
С учетом заявленных истцом уточненных требований, с учетом переплаты ответчиком стоимости услуг по результатам зачета требований (ст. 410 ГК РФ), задолженность ответчика по расчетам истца за указанный период составила 639 379,24 руб.
Руководствуясь вышеуказанными нормами гражданского законодательства и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ и пришел к выводу о наличии оснований для принятия решения в пользу энергоснабжающей организации в части основной задолженности, частично удовлетворив требование о взыскании неустойки, уменьшив ее размер с учетом ст. 333 ГК РФ.
Предъявленную к взысканию сумму 639 379,24 руб. основного долга суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца, признав его расчеты и доводы верными.
Долг в сумме 456 809,90 руб. ответчик не оспаривал ни в первой, ни второй судебных инстанциях. Разногласия у сторон возникли в отношении задолженности в сумме 182 569,34 руб., которая состоит из: доначисления стоимости тепловой энергии на содержание общего имущества - 149 674,33 руб., 11 202,59 руб. - доначисление индивидуального потребления за июль 2018 г., 21 692,42 руб. - доначисление индивидуального потребления за июнь 2019 г.
Возражения против взыскания спорной суммы, приведенные ответчиком в апелляционной инстанции, были исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Признавая обоснованным доначисление 149 674,33 руб., суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Сама по себе оплата потребителями ресурсов напрямую РСО не снимает с управляющей компании, товарищества обязанность заключать с ней договоры.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией также исходит из положения ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных п. 21(1) настоящих Правил.
В рассматриваемом случае ТСЖ "Мост" является исполнителем коммунальных услуг в МКД, следовательно, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленный ресурс.
Между ООО "Горэнерго" и ТСЖ "Мост" в спорный период действовал договор теплоснабжения, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю тепловую энергию и теплоноситель в горячей сетевой воде через присоединенные тепловые сети для целей оказания коммунальной услуги отопления и (или) горячего водоснабжения потребителей исполнителя, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В рассматриваемом случае установлено судами, что в многоквартирном доме централизованная система ГВС отсутствует. Приготовление горячей воды осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений, но имеется централизованная система отопления.
Товарищество осуществляет горячее водоснабжение конечных потребителей за счет использования тепловой энергии, подаваемой истцом.
В связи с чем, доводы ТСЖ "Мост" в апелляционной инстанции об отсутствии обязанности по оплате тепловой энергии для приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества, установлен в п. 21 Правил N 124.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по указанной в ней формуле.
В связи с этим, объем тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома определяется из расчета показателя VKp, как показателя объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенного за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354).
Согласно п. 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Таким образом, по смыслу п. 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Из содержания раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Исходя из изложенного, объем тепловой энергии определяется исходя из удельного расхода тепловой энергии, использованного на подогрев холодной воды в объеме равному объему горячей воды за расчетный период на общедомовые нужды (СОИ).
Объем тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, определяется в соответствии с пунктом 22(1) раздела IV приложения 2 к Правилам N 354 по формуле 20.2.
В подтверждение своих выводов, суд правомерно ссылается на судебную практику высшей судебной инстанции (определение Верховного Суда РФ от 28.04.2021 N 308-ЭС20-6079, определении Верховного Суда РФ от 09.12.2020 N 301-ЭС19-20213).
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для одного жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2: при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением; при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды; при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению; по формуле 11.2, предусмотренной настоящим приложением.
Таким образом, объем горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в МКД, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение, определяется тремя способами: по формуле 12 приложения N 2 к Правилам N 354 - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды; исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды - при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды; по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354 - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.
Постановлением Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 для города Белогорска утверждены нормативы потребления водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме: холодного в размере 0,0371 м3/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц; горячего в размере 0,0371 м3/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.
Таким образом, суд признал, что в настоящем случае объем горячей воды, потребленный при содержании общего имущества в МКД, по пер. Вольный 15, составляет половину в общем объеме холодной воды, потребленной в МКД на содержание общего имущества, в т.ч. на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ. Распределение объема холодной воды на СОИ, использованной в МКД с нецентрализованной системой ГВС в целях ХВС на СОИ и ГВС на СОИ, определяется по формулам 11(1) и 11 (2) приложения N 2 к Правилам N 354. Весь объем холодной воды, потребленный при содержании общего имущества, будет распределяться пополам между холодной и горячей водой, потребленных в целях содержания общего имущества. Показатель Vодн 1 определяется по формуле 11 приложения N 2 Правил N 354.
С учетом изложенного, объем тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД по пер. Вольный 15 будет определяться в следующей последовательности: определяется Vодн 1 объем холодной воды, потребленной в доме на содержание общего имущества, в т.ч. на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ по формуле 11 приложения N 2 к Правилам N 354. Т.е. из показаний общедомового прибора учета холодной воды вычитаются объемы предоставленных в жилых помещениях МКД по пер. Вольный 15 коммунальных услуг соответственно по холодному и горячему водоснабжению; определяется объем горячей воды на СОИ по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354. Весь объем холодной воды Vодн 1, потребленной в доме на содержание общего имущества, в т.ч. на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ делится на две равные части; определяется объем тепловой энергии, использованной в МКД в целях потребления горячей воды на СОИ исходя из утвержденного норматива нагрева воды.
Как указывает истец, расчет стоимости тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД, по пер. Вольный, был выполнен ООО "Горэнерго" на основании предоставленных данных ТСЖ "Мост" (письмо ТСЖ N 18 от 05.08.2021).
Доводы ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии у истца договорной обязанности по поставке ресурса, а у ответчика - по его оплате противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения. Товарищество как исполнитель услуг обязано оплатить долг.
Оценив собранные по делу доказательства, судебная апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основной долг, предъявленный истцом в иске, подлежит взысканию с ответчика, не исполнившего обязанность по оплате поставленного ресурса.
Уточненный при новом рассмотрении дела расчет истца проверен судом и признан верным методологически и арифметически.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласен.
Доводы ответчика о том, что в спорный период истец не выделял и не предъявлял объем тепловой энергии, предоставленной на общедомовые нужды, поэтому оснований требовать его оплаты в размере, превышающем нормативное потребление, в отсутствии источника таких расходов, у истца не имеется, рассмотрены судом и отклонены.
Как указано судом, обязанность товарищества по начислению гражданам коммунального ресурса на СОИ прямо установлена жилищным законодательством (ст. 155 ЖК РФ).
Частью 5 ст. 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст.171 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 155 ЖК РФ).
Подпунктом "б" п. 28 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.
Согласно подп. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включается в том числе, плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с п. 29 настоящих Правил (абц. 2 п. 33 Правил N 491).
В п. 29 Правил N 491 указано, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией (ТСЖ) затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией (ТСЖ), которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В подтверждение правильности выводов суд ссылается на правовой подход, сформулированный в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017.
При наличии в многоквартирном доме по пер. Вольный 15 внутридомовых инженерных сетей горячего водоснабжения товарищество, начиная с 1 января 2017 г. в составе жилищной услуги обязано было предъявлять гражданам горячую воду (в том числе тепловую энергию, используемую для ее нагрева), потребленную в целях содержания общего имущества, а также приобретать у ООО "Горэнерго" соответствующий коммунальный ресурс. С указанной даты затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению ТСЖ.
Доводы ответчика об отсутствии в МКД в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования, инженерных сетей через которые возможно потребление коммунального ресурса на ОДН судом также отклонен.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Согласно п. 2 Правил N 306, норматив потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при СОИ в МКД в случаях, установленных Правилами N 354, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В силу подп. "а" п. 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД учитываются следующие конструктивные и технические параметры МКД: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. При определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности МКД (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства МКД: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Пунктом 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Приведенные нормы правил позволяют прийти к выводу, что потребление коммунального ресурса в виде горячей воды в целях СОИ в МКД состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД, но и включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, используемого в целях оказания коммунальной услуги, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные, в том числе техническими параметрами МКД.
При предоставлении потребителям в МКД коммунальной услуги горячего водоснабжения, потребители в составе платы за СОИ обязаны оплачивать расходы на приобретение ресурса, используемого в целях СОИ в МКД.
Данная позиция подтверждена судебной практикой (апелляционное определение Верховного суда РФ от 20.02.2019 N 75-АПГ18-14, постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 29.04.2021 NФ03-1779/2021, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.08.2021 по делу N А63-15265/2020).
В апелляционной жалобе ответчик приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции о неверном применении истцом и судом п. 44 Правил N 354.
Ответчик указывает, что п. 44 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу подпунктов "а", "г" и "ж" п. 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. "б" п. 16 Правил N 491 надлежащие содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с п. 2 ст. 138 ЖК РФ.
В силу названных норм права обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию или товарищество собственников жилья.
В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ресурсоснабжающую организацию, при наличии товарищества собственников жилья, обслуживать общедомовое имущество, от надлежащего состояния и использования которого, в том числе, зависит объем ресурса, расходуемый на общедомовые нужды.
Из п. 4, 21, подп. "а" п. 22, п. 30 Правил N 124, в их системном толковании следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на товарищество собственников жилья, обязанное следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
Вышеприведенные доводы товарищества отклонены судом правомерно, судом учтена судебная практика Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.06.2020 N Ф03-1831/2020.
Кроме того, в обзоре судебной практики Верховного суда РФ N 2 (2016) от 06.07.2016 (раздел "разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практики", "обязательственное право", вопрос 3) указано, что в соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данный порядок регулирования направлен на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан".
В п. 21 Правил N 124 определен порядок определения объема коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных п. 21(1) настоящих Правил. В названном пункте отсутствует исключение о его применении в случае непринятия собственниками решения о распределении сверхнормативного потребления коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями.
Отсутствие указанного решения не изменяет порядок расчета, предусмотренный п. 21 Правил N 124.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что поскольку потребление коммунальных услуг для общедомовых нужд осуществляется в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а содержание мест общего пользования относится к функциям товарищества собственников жилья, то сверхнормативное потребление на общедомовые нужды в любом случае относится на ТСЖ - исполнителя коммунальных услуг.
Обязанность оплатить такое потребление не зависит от порядка последующего распределения стоимости этого ресурса между ТСЖ и собственниками жилых помещений.
Данный порядок (п. 44 Правил N 354) касается регулирования взаимоотношений товарищества с собственниками помещений многоквартирного дома.
Иное толкование законодательства, позволяющее освобождать исполнителя коммунальных услуг от оплаты объема ресурса, потребленного в целях удовлетворения ОДН в управляемых им МКД сверх установленного норматива на подобные нужды и непринятия собственниками помещений МКД решения, упомянутого в абзаце втором п. 44 Правил N 354, ставило бы ресурсоснабжающие организации, не имеющие возможности повлиять на принятие собственниками помещений МКД соответствующего решения, в положение правовой неопределенности и нарушало бы должный баланс интересов сторон договора ресурсоснабжения. В таком случае исполнитель коммунальных услуг утрачивал бы стимул к выполнению мероприятий по энергосбережению с тем, чтобы объем ресурса по показаниям общедомовых приборов учета не превышал нормативы, установленные, в том числе, в отношении объемов ресурса, достаточных для удовлетворения ОДН, при том, что именно он является, по сути, представителем собственников помещений МКД в их отношениях с ресурсоснабжающими организациями, следовательно, инициация соответствующего решения общего собрания относится к сфере его контроля.
С учетом изложенного, приведенные ответчиком в суде первой инстанции доводы о взыскании в пользу истца сверхнормативного потребления не соответствуют приведенным положениям.
Довод апелляционной жалобы, сводящийся к утверждению о том, что обжалуемое решение не соответствует правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381 и иных им приведенных судебных актах, опровергается содержанием данных судебных актов.
ООО "Горэнерго" расчет стоимости тепловой энергии произвело в соответствии с Правилами N 354 без учета показаний ОДПУ тепловой энергии с применением норматива в размере 0,052 Гкал/куб.м (утвержден постановлением Администрации г. Белогорск N 1614 от 28.12.2005)
В отношении теплоэнергии, поставленной для ГВС июле 2018 г., в июне 2019 г. в апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о том, что ООО "Горэнерго" до момента передачи дела на новое рассмотрение никакого интереса к индивидуальным приборам учета потребителей ТСЖ "Мост" не проявляло. Никаких проверок состояния ИПУ не проводило, документы на их установку и поверку не запрашивало. Все доводы истца о безучетном потреблении телоэнергии на ГВС строятся на проверке, которую истец провел в мае 2021 г., при переходе потребителей на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Такое поведения истца не отвечает принципу добросовестности. При переходе на прямые договоры ООО "Горэнерго" не предупредило потребителей (собственников квартир) МКД по пер. Вольный, д. 15, что при замене старых ИПУ на новые, старые ИПУ необходимо сохранить, поэтому у ответчика отсутствует возможность организовать проверку старых ИПУ на их техническую и коммерческую пригодность и доказать, что старые приборы учета технически исправны, лишено права опровергнуть доначисленные объемы тепловой энергии при том, что сам истец на протяжении всего периода действия договора теплоснабжения ни разу не проявил инициативы провести проверку состояния ИПУ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета от 25.06.2015 во всех квартирах были установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, срок поверки которых установлен 12.03.2019.
В соответствии с подп. "г" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно подп. "д" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета подп. "д" п. 81(12) Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Таким образом, Правила прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией и направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи.
Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.
При этом проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является собственной обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой, предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы. Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению исправности прибора учета и организации его своевременной поверки, возложены на потребителя.
В п. 81(10) Правил N 354 указано, что эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией.
Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пунктом 59 Правил N 354 определено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания 25 индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в том числе в случаи, указанном в пп. "а" п. 59 Правил N 354.
В подп. "а" п. 59 Правил N 354 указано, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подп. "а" и "в" п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подп. "б" п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил N 354).
В связи с изложенным, в случае, если межповерочный интервал индивидуального прибора учета истек, расчет размера платы за коммунальную услугу производится в соответствии с п. 59 и 60 Правил N 354.
В связи с истечением срока эксплуатации индивидуальных приборов учета горячей воды, определяемого периодом времени до очередной поверки, а именно с 12.03.2019.
Отклоняя приведенные доводы ответчика, суд правомерно указал на обязанность товарищества начислить коммунальную услугу по горячему водоснабжению следующем образом: за март 2019 г. - с 01.03.2019 по 12.03.2019 исходя из показаний ИПУ, с 13.03.2019 по 31.03.2019 исходя из среднемесячных объемов (рассчитанных за 6 месяцев предыдущего периода сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г.); за апрель 2019 г. - исходя из среднемесячных объемов; за май 2019 г. исходя из среднемесячных объемов; за июнь 2019 г. и далее исходя из норматива до даты ввода ИПУ в эксплуатацию.
В случае истечения срока поверки прибора учета, такой прибор учета считается вышедшим из строя (неисправным), что, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом.
Из системного толкования положений Федерального закона N 102-ФЗ от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (п. 2, 28 ст. 2, п. 1 ст.5 и ст. 9, п. 1 ст. 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Доводы ответчика о том, при переходе собственников на прямые договоры с РСО, товарищество и потребителей не предупредили о сохранении приборов замененных учета для того, чтобы впоследствии доказать их исправность и достоверность показаний не является основанием для отказа в иске истцу в указанной части.
В связи с недоказанностью соответствия приборов учета горячей воды по спорным квартирам метрологическим требованиям и замены ИПУ, расчет размера платы по коммунальной услуге горячего водоснабжения (в части нагрева) за май 2019 г. и июнь 2019 г. признан выполненным в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 354.
С учетом изложенного, доводы ответчика о неправомерном взыскании 11 202,59 руб. за июль 2018 г. и 21 692,42 руб. за июнь 2019 г. подлежат отклонению.
Таким образом, требования истца о взыскании суммы основного долга в оспариваемой ответчиком сумме 182 569,34 руб. обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Других убедительных доводов, документально подтвержденных, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в части взыскания основного долга, в апелляционной жалобе не содержится.
Требование истца о взыскании 161 087,96 руб. пеней, исчисленных в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за период с 16.12.2019 по 12.01.2022, суд удовлетворил на основании ст. 330, п. 1 ст. 332 ГК РФ, применив положения ст. 333 ГК РФ по заявлению ответчика, снизив размер до 100 000 руб. В данной части судебный акт не обжалуется.
В обжалуемом решении отражены все юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Установив, факт поставки ресурса, наличие задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в обжалуемой ответчиком части.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и принятия решения в пользу ответчика в обжалуемой части не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ТСЖ "Мост".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.01.2022 по делу N А04-6449/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6449/2020
Истец: ООО "Городские энергетические сети"
Ответчик: ТСЖ "Мост"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (6449/20 3т, 7385/20 1т, 5801/19 1т)
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6681/2022
13.05.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1262/2022
17.01.2022 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-6449/20
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1939/2021
26.01.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5932/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-6449/20