г. Самара |
|
12 мая 2022 г. |
дело N А55-18334/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Зубова Ю.А., доверенность N 297 от 14.12.2021, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский" - Фомина Н.П., доверенность от 18.04.2022, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский" на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2022 года по делу NА55-18334/201 (судья Бунеев Д.М.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский" (ОГРН 1126312006017, ИНН 6312119500) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский" (далее - ответчик) о взыскании 608 548,14 руб. долга по оплате услуг по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО - 21693 от 19.11.2020 за период с 01.01.2019 по 30.03.2021.
Решением от 31.01.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда о том, что санаторий не является медицинской организацией, является неверным, поскольку не соответствует представленным документам.
Как медицинская организация санаторий правомерно передавал ООО "Экоиндустрия" только медицинские отходы класса А, к медицинским отходам класса "А" в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ относятся все виды отходов, образующихся в процессе осуществления медицинской деятельности. Санаторий правомерно передавал истцу все образующиеся отходы.
Вывод суда о том, что СанПиН 2.1.7.2790-10, на который сослался ответчик утратил силу с 01.03.2021, является необоснованным, поскольку исковые требования, заявленные истцом охватывают период с 01.01.2019 по 30.03.2021, следовательно, в оспариваемый период СанПиН 2.1.7.2790-10 действовал, и санаторий правомерно его применял.
Отходы ответчик складировал на своей контейнерной площадке.
Сведения, отраженные в представленных истцом актах об оказании услуг не соответствуют действительности.
В материалы дела не представлено доказательств оказания истцом услуг вывозу ТКО.
В качестве доказательств об организации процесса утилизации ТКО санаторием были представлены в суд и истцу следующие документы: акты выполненных работ за период с 31.01.2019 г. по 30.09.2021, платежные поручения об оплате услуг по вывозу отходов за период с 07.02.2019 по 19.03.2021, договор с ООО "Экоиндустрия" на транспортирование и передачу на размещение отходов (кроме ТКО): ИР19-25 от 25.12.2018, ИР20-20 от 06.11.2019.
Поскольку истцом кроме УПД никаких других доказательств оказания Санаторию услуг по обращению с отходами представлено в суд не было, факт вывоза от санатория ТКО является недоказанным.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил доводы жалобы как необоснованные, просил обжалуемое решение оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен истцу по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществления накопления, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.rn в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также в газете "Волжская коммуна", выпуск N 343 (30578) от 25.12.2018.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения должен направить региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Постановлением Правительства N 1156.
В установленный Постановлением Правительства N 1156 срок заявка истцу от ответчика не поступила.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с ответчиком на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день, после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пунктам 8(14), 8(15) ПравилN 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в адрес потребителя.
02.12.2020 (исх. N КУ-08015/20) ответчику направлен договор N ТКО-21693 от 19.11.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в количестве двух экземпляров (оригиналы) для подписания.
В ходе переписки (вх. N 111997/РО от 24.12.2020, вх. N 394б/РО от 15.01.2020, вх. N 12541/РО от 03.02.2021, вх. N 16106/РО от 12.02.2021, исх. ЭСР-2111/21 от 18.01.2021, исх. ЭСР-13637/21 от 25.02.2021) стороны не урегулировали возникшие разногласия по договору.
В связи с этим в соответствии с пунктом 8(15) Правил договор между истцом и ответчиком считается заключенным ими на условиях, указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО - 21693 от 19.11.2020, направленном ответчику 02.12 2020 (исх. N КУ-08015/20).
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 2 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО - 21693 от 19.11.2020, истец обязался принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (КГО) в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязался оплачивать услуги истца по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, N 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 год в размере 498,47 руб. (без учета НДС) или 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
В соответствии с пунктом 16 договора учет объема (массы) ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"в порядке, установленным в приложении N 1 к договору.
Согласно приложению N 1 к договору учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В пункте 6.1 договора установлено, что в случае оплаты услуг по нему исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области для потребителей, осуществляющих свою деятельность в помещениях, расположенных в многоквартирных домах и жилых домах, а также в отдельно стоящих зданиях и нежилых помещениях (за исключением многоквартирных и жилых домов), расчет размера платы в месяц производится по формуле:
Pi = Ki х 1/12 Nj° х Тотх, где: Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
Ki - количество расчетных единиц; Njo - норматив накопления ТКО, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области; Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО; "12" - количество месяцев в году.
На основании Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее - Приказ N 804) объект недвижимости потребителя, на котором происходит образование ТКО, отнесен к категории объектов: санатории.
Для данной категории объектов согласно Приказу N 804 норматив накопления ТКО составляет 1,44 на 1 место (далее - норматив).
С учетом указанных исходных данных, истец произвел следующий расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО по договору: (314 х (1,44 : 12) х 498,47) + 3 756,47 (20% НДС) = 22 538,82 руб. в мес., где: 314 - количество расчетных единиц; 0,12 м3/месяц на 1 место - 1/12 норматива (1,44 м3/год на 1 место /12 месяцев); 37,680 м3 в мес. - объем ежемесячно принимаемых ТКО; 498,47 руб./м3 - тариф без учета НДС 20%; 3 756, 47 руб. сумма НДС (20%); 22 538,82 руб. размер ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО.
Спорный период (с 01.01.2019 по 31.03.2021) составляет 27 месяцев: 22 538,82 (ежемесячная плата) х 27 (количество месяцев, за которые образовалась задолженность) = 608 548,14 руб.
Таким образом, согласно приведенному расчету за период: 01.01.2019 по 31.03.2021 у ответчика имеется задолженность перед истцом в размере 608 548,14 руб.
В соответствии с пунктом 17 раздела VI договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Ответчик не представил указанных актов, подтверждающих неоказание или оказание истцом услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, в связи с чем, суд правильно указал, что услуги оказаны истцом надлежащим образом и подлежат оплате.
Учитывая установленную Законом N 89-ФЗ презумпцию образования ТКО в процессе деятельности юридических лиц, что влечет появление права собственности на образованные ТКО, обязанность по оплате коммунальных услуг основана на действующем законодательстве и не вытекает исключительно из договорных отношений между региональным оператором и потребителями.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. То есть, потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления, предусмотренных схемой обращения с отходами - Территориальной схемой.
Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Абзацем пятым пункта 2 Правил N 1156 контейнерная площадка определена как место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, согласно пункту 5, которых коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
08.01.2021 истец (исх. ЭСР-2111/21) запросил у ответчика сведения о наличии мест накопления ТКО, включенных в реестр мест накопления ТКО в соответствии с Территориальной схемой.
02.02.2021 (исх. N 5) ответчик сообщил, что контейнерная площадка находится по адресу: г. Самара, Линия 5, Барбошина поляна, д.4, включена в реестр мест накопления отходов на территории Кировского внутригородского района г.Самары, на контейнерной площадке размещены 3 металлических контейнера, объемом 0,75м3.
19.02.2021 истец по факту осмотра контейнерной площадки выявил несоответствие количеству заявленных контейнеров, размещенных в месте накопления. Фактически на контейнерной площадке размещены 3 металлических контейнера объемом 0,75 м3, а также 1 пластиковый контейнер с надписью "бумага" и 2 контейнера иного потребителя.
25.02.2021 (исх. N ЭСР-13637/21) истец сообщил ответчику о несоответствии контейнерной площадки данным, отраженным в реестре контейнерных площадок и в связи с этим об отсутствии оснований для изменения способа коммерческого учета, установленного в договоре N ТКО-21693 от 19.11.2020.
Ответчик настаивал на заключении договора с установленным способом коммерческого учета - по факту.
Оценив переписку сторон и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что даты включения контейнерной площадки в реестр мест накопления отходов (до 29.01.2021) оснований для применения способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов не имеется. После указанной даты применение указанного способа коммерческого учета невозможно по причине несоответствия КП сведениям, указанным в реестре мест накопления.
Довод ответчика о том, что он является медицинской организацией и все виды отходов, образующихся в процессе его деятельности, относятся к отходам класса "А" и подлежат транспортированию на основании договора N ИР20-20 от 06.11.2019, заключенного с ООО "Экоиндустрия", судом первой инстанции правомерно отклонены, как основанные на неверном толковании норм права.
В обоснование своих доводов ответчик сослался на абзац 1 статьи 21 Закона N 89-ФЗ, а также на СанПин 2.1.7.2790-10, который утратил силу с 01.03.2021 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно данным сайта www.nalog.gov.ru основным видом деятельности ответчика является деятельность санаторно-курортных организаций (ОКВЭД 86.90.4), таким образом, довод ответчика о том, что он является медицинской организаций, опровергается этими данными.
Пункт 1.4 договора N ИР20-20 от 06.11.2019 с ООО "Экоиндустрия", на который сослался ответчик, прямо предусмотрено исключение, согласно которому не предъявляются к сдаче твердые коммунальные отходы.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 договора заказчик обязуется накапливать отходы в специальных контейнерах и не использовать их для загрузки ТКО.
Суд правильно указал, что накопление и последующее транспортирование и размещение ТКО в рамках указанного договора являлось бы нарушением норм Закона N 89-ФЗ. Договор, заключенный ответчиком с ООО "Экоиндустрия", не освобождает ответчика от обязанности заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором и обязанности оплачивать оказываемые региональным оператором услуги по обращению с ТКО в полном объеме.
Определением от 02.12.2021 суд предложил ответчику представить письменные сведения об организованном им процессе утилизации твердых коммунальных отходов в спорный период, однако такие доказательства ответчиком не были представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исходя из положений Территориальной схемы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся в любом случае образователями ТКО, складирующим отходы в местах накопления на территории населенного пункта, региональным оператором в спорный период оказывались услуги по обращению с ТКО.
Ответчик, пользовался услугами истца, поскольку складирование ТКО мог осуществлять в любые контейнеры на любой контейнерной площадке (в любом месте накопления ТКО), расположенной на территории городского округа Самара, в том числе на наиболее близко расположенной к эксплуатируемым ответчиком объектам: контейнерной площадке по адресу: г. Самара, 9 Просека, 5 линия.
При таких обстоятельствах заявленные требования судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2022 года по делу N А55-18334/201 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18334/2021
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ООО "Санаторий Самарский"