г. Киров |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А82-3958/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Устюжанинова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агуэле"
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2022 о возращении заявления по делу N А82-3958/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агуэле" (ОГРН 1107602004817; ИНН 7602080581)
к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1047796301057; ИНН 7714549751)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агуэле" (далее - заявитель, ООО "Агуэле", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик) от 02.04.2020 N 10673342203478072289СП, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Определением от 24.03.2022 заявление возвращено Обществу на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) как подлежащее рассмотрению судом общей юрисдикции.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агуэле" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на подсудности поданного им заявления арбитражному суду, указывая, что спор носит экономический характер и связан с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.04.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.04.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 272 АПК РФ апелляционная жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции о возвращении заявления рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Между тем учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 19.07.2011 N 17-П, Определение от 20.02.2014 N261-О), право каждого на судебную защиту не предполагает возможность для заявителя по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. Они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами, к числу которых относится АПК РФ.
При этом никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело.
По смыслу положений статей 4, 27, 29, 207 АПК РФ дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникающие из публичных правоотношений, в частности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, рассматриваются арбитражными судами, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Компетенция арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ и §2 главы 25 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании соответствующих заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Необходимым условием для рассмотрения арбитражным судом дел по заявлениям юридического лица или индивидуального предпринимателя об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является предпринимательский (экономический) характер административного правонарушения. При этом имеются в виду случаи, когда при совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое они привлечены к административной ответственности, допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, установленных применительно к соответствующим видам осуществляемой ими предпринимательской (экономической) деятельности с учетом содержания и особенностей таких видов деятельности. Административное правонарушение, совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и выразившееся в нарушении общих требований нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательным для всех юридических и (или) физических лиц, независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности, не может быть признано связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. То есть, в таком правонарушении отсутствует предпринимательский (экономический) характер.
Соответственно, постановление административного органа по делу о таком административном правонарушении не может быть оспорено юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в арбитражном суде. В этих случаях указанные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии оснований для признания настоящего спора не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде и, как следствие, относящимся к компетенции суда общей юрисдикции. Иная позиция заявителя основана на неверном толковании норм права применительно к имеющим место фактическим обстоятельствам дела.
В рассматриваемом случае оспариваемым постановлением ООО "Агуэле" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ. Названная статья КоАП РФ устанавливает административную ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.
Правовая норма, предусматривающая состав указанного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области дорожного движения, обеспечения его безопасности; включена в главу 12 КоАП РФ "Административные правонарушения в области дорожного движения".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, среди прочего посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Одним из таких мероприятий является внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам соответствующими транспортными средствами, что предусмотрено статьей 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). Так, согласно части 1 данной нормы движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Статья 31.1 Закона N 257-ФЗ, предусматривающая обязанность по внесению указанной платы, как и рассматриваемая статья 12.21.3 КоАП РФ, были введены в действие одновременно Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пояснительной записке к проекту названного Федерального закона целью введения указанных норм, что создают правовые основы возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения соответствующими транспортными средствами, являлось обеспечение сохранности автомобильных дорог и входящих в их состав дорожных сооружений, а также обеспечения безопасности дорожного движения. Это, в свою очередь, призвано упорядочить влияние транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на состояние автомобильных дорог.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31.05.2016 N 14-П рассматриваемая плата направлена, в конечном счете, на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, если они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области безопасности дорожного движения.
Исходя из содержания приведенного разъяснения, а также предусмотренного вмененной заявителю жалобы нормой КоАП РФ объекта посягательства совершенного административного правонарушения и целей правового регулирования рассматриваемых отношений, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено Обществом в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правоотношения, вытекающие из соблюдения требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, не обусловлены лишь наличием статуса хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя), либо осуществлением экономической деятельности. Обязанность соблюдать установленные законом требования в обозначенной сфере имеется у всех лиц независимо от участия их в предпринимательских отношениях, поэтому нарушение таких требований не может рассматриваться как следствие участия в экономических отношениях.
Принимая во внимание изложенное, довод заявителя жалобы о том, что вмененное правонарушение носит предпринимательский характер, связано с осуществлением предпринимательской и (или) экономической деятельности, признается апелляционным судом несостоятельным.
Доказательств обращения в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании постановления 02.04.2020 и отказа суда общей юрисдикции в принятии такого заявления, судом не установлено, заявителем не представлено.
На основании изложенного необходимо признать, что заявление Общества об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает заявление, если при рассмотрении вопроса о его принятии установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно возвратил заявление Обществу.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче жалоб на определения о возвращении заявления не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2022 по делу N А82-3958/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агуэле" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
В.А. Устюжанинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3958/2022
Истец: ООО "Агуэле"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3038/2022