г. Москва |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А41-94029/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ в МО на решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2022 по делу N А41-94029/21, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску АО "МОСГАЗ" (ОГРН: 1127747295686, ИНН: 7709919968) к ТУ ФАУГИ в МО (ОГРН: 1097746296977, ИНН: 7716642273) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСГАЗ" обратилось в суд с заявлением к ТУ ФАУГИ в МО со следующими требованиями:
1. Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в выдаче разрешения на размещение на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0102306:21, оформленный письмом от 15.11.2021 N 50-АН-04/13151.
2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области устранить нарушение прав и законных интересов АО "МОСГАЗ" путем выдачи АО "МОСГАЗ" разрешения на размещение для целей реконструкции стального газопровода высокого давления Р < 1,2 Мпа в рамках реализации проекта: "Реконструкция газопровода высокого давления по адресу: Участок газопровода КРП17-ТЭЦ-27-КГМ", 3 этап", на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0102306:21.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.02.2022 по делу N А41-94029/21 исковые требования АО "МОСГАЗ" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ТУ ФАУГИ в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от 13.04.2020 N 99/2020/324757331 земельный участок с КН 50:12:0102306:21 находится в собственности Российской Федерации, ограничения и обременения отсутствуют. Заявитель так же указывает, что на данный земельный участок постановлением Мытищинского городского суда Московской области наложен арест.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ТУ ФАУГИ в МО поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель АО "МОСГАЗ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, АО "МОСГАЗ" является собственником стального газопровода высокого давления Р <= 1,2 МПа, пролегающего в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0102306:21.
В настоящее время Обществом проводятся работы по реконструкции указанного газопровода.
Решением Арбитражного суда Московской области 25.06.2021 по делу N А41-5744/2021 было признано незаконным и отменено решение ТУ Росимущество в МО об отказе в выдаче разрешения на размещение на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0102306:21, для целей реализации проекта: "Реконструкция газопровода высокого давления по адресу: Участок газопровода КРП17-ТЭЦ-27-КГМ, 1 этап.
Решение суда по делу N А41-5744/2021 было исполнено 02.08.2021 в связи с изданием Распоряжения ТУ Росимущества МО N 656-Р о выдаче разрешения на размещение.
В настоящее время Общество приступает к выполнению работ по 3-му этапу реконструкции стального газопровода высокого давления Р <= 1,2 МПа, в рамках реализации того же проекта: "Реконструкция газопровода высокого давления по адресу: Участок газопровода КРП17-ТЭЦ-27-КГМ, 3 этап.
По 1-му этапу работ общая площадь занятия всех частей земельного участка с кадастровым номером 50:12:0102306:21 составляла 1 551 кв. м.
По 3-му этапу работ дополнительная общая площадь занятия всех частей земельного участка с кадастровым номером 50:12:0102306:21 составляет 902 кв. м.
В связи с тем, что реконструируемый газопровод является собственностью АО "МОСГАЗ", а земельный участок с кадастровым номером 50:12:0102306:21 (далее - Земельный участок) находится в федеральной собственности (что подтверждается записью о государственной регистрации права от 18.08.2017 N 50:12:0102306:21-50/012/2017-1), полномочия по распоряжению которым принадлежат ТУ Росимущество в МО, Заявитель 10.11.2021 обратился в ТУ Росимущество в МО с заявлением о выдаче разрешения на размещение (N 01-17-17851/21) для выполнения работ по проекту "Реконструкция газопровода высокого давления по адресу: Участок газопровода КРП17-ТЭЦ-27-КГМ, 3 этап", с приложением схемы границ земельного участка.
Письмом от 15.11.2021 N 50-АН-04/13151 ТУ Росимущество в МО приняло решение об отказе Заявителю в выдаче разрешения на размещение.
Считая действия управления незаконными, Общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядку и условиям размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 (далее - Порядок), размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 50:12:0102306:21 находится в собственности РФ, управления является надлежащим органом, уполномоченным на выдаче разрешения на размещение.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Как следует из положений пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Спорный объект является линейным объектом, расположенным под землей, построенным в соответствии с проектной документацией методом горизонтально-направленного бурения, который заключается в прокладке объекта в грунте без нарушения целостности поверхности земельного участка.
В соответствии с положениями статьями 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В данном случае заявленный к государственной регистрации объект представляет собой распределительный газопровод высокого давления - 1,2 МПа, то есть является линейным объектом и подпадает под указанный перечень.
Пунктом 8 Порядка получения разрешения предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 6 Порядка;
- в заявлении указаны объекты, не указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
- земельный участок (участки), указанный в заявлении, на котором планируется размещение объекта, предоставлен на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования третьим лицам либо находится в частной собственности, либо расположен в полосе отвода автомобильной дороги федерального, регионального или муниципального значения;
- границы испрашиваемого земельного участка, на котором планируется размещение объектов капитального строительства, для которых не требуется получение разрешения на строительство, попадают в границы:
- планируемого размещения объектов транспорта федерального, регионального и местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
- защитных зон объектов культурного наследия, за исключением строительства и реконструкции линейных;
- территорий объектов культурного наследия, режимы использования которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении;
- зон охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении;
- информация, которая содержится в документах, представленных заявителем или его представителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов;
- размещение объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, за исключением случаев размещения объектов, указанных в пунктах 2, 3, 5 - 7 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
- опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка;
- в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
- в радиусе, равном 50 метров от размещаемого антенно-мачтового сооружения, расположены жилые и (или) многоквартирные дома;
- лесной участок, на котором планируется размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, расположен в лесах, которые в соответствии с категорией защитности и (или) лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) не предназначены для размещения объектов, указанных в заявлении;
- планируемый к размещению объект обладает признаками объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а именно имеет прочную связь с землей и конструктивные характеристики, которые не позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, за исключением случаев размещения объектов, указанных в пунктах 2, 3, 5 - 7, 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
- заявитель не является лицом, признанным победителем процедуры отбора на право размещения антенно-мачтовых сооружений, в границах зоны на которую проведена процедура отбора, в случае проведения процедуры отбора на право размещения антенно-мачтовых сооружений;
- поступило обращение за выдачей разрешения на размещение стоянки для хранения автотранспортных средств, за исключением обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных), казенных предприятий для размещения таких стоянок в пределах дворовой территории многоквартирного дома.
- При этом, в решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа (пункт 9 Порядка).
Как следует из материалов дела, заключением кадастрового инженера, схемой размещения объекта и пояснениями заявителя подтверждает, что в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0102306:21 расположен существующий газопровод 1987 года постройки протяженностью 33,1 м.
Судом первой инстанции установлено, что разрешение на размещение объекта испрашивается АО "МОСГАЗ" в целях реконструкции существующего газопровода, а не для строительства нового линейного объекта в границах земельного участка.
Работы направлены на обеспечение безопасной эксплуатации газопровода. Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, организации - собственники газораспределительной сети имеют право проводить работы в охранных зонах эксплуатируемых ими газопроводов.
Как указывает общество, в 2019 году вблизи ТЭЦ-27 "Северная ТЭЦ" произошла авария на объекте газораспределительной сети. Учитывая данное обстоятельство, разрабатываемые обществом проектные решения направлены на обеспечение безопасного режима эксплуатации газопровода.
Судом также принято во внимание, что нормы Главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации определяют порядок пользования земельными участками без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Следовательно, предоставление права пользования участков в указанном порядке не предполагает распоряжение объектом недвижимости.
Как верно отмечено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, отказывая обществу в получении разрешения на размещение, управление никак не мотивировало отказ и не указало конкретное правовое основание отказа, установленное пунктом 8 Порядка получения разрешения.
Достаточных правовых оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта у ТУ Росимущества в Московской области не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования АО "МОСГАЗ" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2021 по делу N А41-5744/21 установлены следующее обстоятельства.
В силу части 1 статьи 115 УПК РФ для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса. При решении вопроса о наложении ареста на имущество суд должен указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом.
Частью 2 указанной статьи определено, что наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.
Согласно части 3 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) при решении вопроса о наложении ареста на имущество суд должен указать срок, на который налагается арест на имущество.
В силу части 9 статьи 115 УПК РФ арест, наложенный на имущество, либо отдельные ограничения, которым подвергнуто арестованное имущество, отменяются на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении данной меры процессуального принуждения либо отдельных ограничений, которым подвергнуто арестованное имущество, отпадает необходимость, а также в случае истечения установленного судом срока ареста, наложенного на имущество, или отказа в его продлении.
Иной порядок снятия ареста при производстве по уголовному делу законодательством не предусмотрен.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0102306:21 зарегистрировано обременение прав в виде ареста на основании постановления Мытищинского городского суда Московской области по ходатайству руководителя СО по городу Мытищи ГСУ СК РФ по МО от 01.10.2013.
Между тем, заключением кадастрового инженера, схемой размещения объекта и пояснениями заявителя подтверждает, что в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0102306:21 расположен существующий газопровод 1987 года постройки протяженностью 33,1 м.
Кроме того, разрешение на размещение объекта испрашивается АО "МОСГАЗ" в целях реконструкции существующего газопровода, а не для строительства нового линейного объекта в границах земельного участка.
Работы направлены на обеспечение безопасной эксплуатации газопровода. Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, организации - собственники газораспределительной сети имеют право проводить работы в охранных зонах эксплуатируемых ими газопроводов.
Таким образом, наличие обременения прав на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0102306:21 в виде ареста не препятствует выдаче разрешения на размещение объекта в целях проведения ремонта и реконструкции газопровода.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2022 года по делу N А41-94029/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94029/2021
Истец: АО "МОСГАЗ"
Третье лицо: ТУ Росимущества в МО