г. Самара |
|
12 мая 2022 г. |
дело N А72-911/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2022 года по делу NА72-911/2022 (судья Юдин П.Г.)
по иску товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" (ОГРН 1177325009476, ИНН 7328093792) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения, образовавшегося на стороне ответчика в связи с неоплатой задолженности по ремонту и содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за ноябрь 2021 года в размере 41 197,66 руб.
Решением от 21.02.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что спорные нежилые помещения переданы в аренду и безвозмездное пользование, в связи с чем арендаторы и судополучатели должны нести бремя содержания помещения и общего имущества дома.
Кроме того, муниципальные помещения по проспекту Ульяновскому, д. 2 арендует и сам истец в соответствии с договором аренды от 06.09.2017 N 9869.
Поскольку содержанием помещений в данном доме занимается сам истец, соответственно заключение им с самим собой договора на содержание общего имущества в данном доме не представляется возможным.
Кроме того, муниципальное образование "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком, что также подтверждается сложившейся судебной практикой.
По мнению заявителя надлежащим ответчиком согласно Уставу муниципального образования "город Ульяновск", принятого решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67 "О принятии Устава муниципального образования "город Ульяновск" является Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенный по адресу: г. Ульяновск, проспект Ульяновский, дом N 2.
Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска в указанном доме на праве собственности принадлежат нежилые помещения общей площадью 1643, 70 кв.м., что ответчиком не оспорено.
Нежилое помещение общей площадью 356,8 кв.м. передано ответчиком в оперативное управление муниципального бюджетного учреждения "Управление гражданской защиты города Ульяновска".
Указанные нежилые помещения площадью 356,8 кв.м., в расчет исковых требований истцом не включены.
Ответчик имеет задолженность по оплате за ремонт и содержание общего имущества многоквартирного жилого дома в сумме 41 197,66 руб. за ноябрь 2021 года исходя из площади нежилых помещений 1286,90 кв.м.
В связи с неоплатой задолженности, истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениям статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Протоколом N 001/20 от 26.12.2020 внеочередного общего собрания членов товарищества собственности недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" в форме очно-заочного голосования установлен обязательный ежемесячный платеж на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного на 2021 год в размере 29 руб.90 коп. за 1 (один) кв.м.
Плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в расчетном периоде произведена в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее по тексту - Правила), устанавливающего, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
По расчету истца, сумма неосновательного обогащения ответчика за период с 01.11.2021 по 30.11.2021 составила 41 197.66 руб.
Судом установлено, что договор управления между сторонами не заключен, в связи с чем, к отношениям сторон суд обоснованно применил статью 1102 ГК РФ.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Представленный истцом расчет ответчиком не опровергнут, контррасчет не представлен, доказательства оплаты в материалы дела ответчиком также не представлены.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчик, указал, что расходы по содержанию общего имущества должны нести пользователи нежилых помещений ТСН "Товарищество собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" (договор аренды от 06.09.2017 N 9869); СНТ "Солнечное" (договор аренды от 28.04.2014 N 11128); ИП Луняев И.В. (договор аренды от 07.06.2019 N 9981-т); ТОС "Ульяновский 2" (договоры безвозмездного пользования от 06.04.2012 N 812, от 22.10.2012 N833); СНТ "Заречное" (договор безвозмездного пользования от 17.08.2011 N 776); СНТ "Белая рыбка" (договор безвозмездного пользования от 07.04.2017 N984); СНТ "Созидатель" (договор безвозмездного пользования от 31.10.2011 N 783).
Указанные возражения судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку доказательства заключения пользователями помещений с истцом договора на содержание и ремонт общего имущества не представлены.
Кроме того, в силу статей 210, 249 ГК РФ, статей 36, 39 ЖК РФ, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15222/11 именно собственник помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества. Согласно указанной же правовой позиции, собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества дома, и договор аренды не порождает обязательств общества перед товариществом.
Довод ответчика, что из общей площади нежилых помещений следует исключить помещения, занимаемые самим истцом по договору аренды с ответчиком, судом первой инстанции также обоснованно отклонен, суд правильно указал, что в данном случае тот факт, что истец сам же является арендатором части спорных нежилых помещений, правового значения не имеет, поскольку отношения сторон, по вышеуказанному договору аренды предметом настоящего спора не являются, ответчик встречные исковые требования не предъявлял.
На основании изложенного, заявленные требования судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется как необоснованный.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно подпункту 1 статьи 36 Устава администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск" и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Пунктом 3 статьи 38 Устава предусмотрено, что к полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения относится решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Устава к бюджетным полномочиям администрации города относится осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска.
Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, которое осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденных Ульяновской Городской Думой в пределах своей компетенции.
Таким образом истец правомерно предъявил вышеуказанное требование к администрации г. Ульяновска.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2022 года по делу N А72-911/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-911/2022
Истец: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " "УЛЬЯНОВСКИЙ ПРОСПЕКТ N2", ТСЖ ТСН " "Ульяновский проспект N 2"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, МО "Город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска