город Воронеж |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А64-4529/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Песниной Н.А., Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ИнтегралИнвест" (ОГРН 1207700382372, ИНН 9723105481, далее - ООО "ИнтегралИнвест" или истец):
от Управления муниципального заказа и продаж Администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1076829001127, ИНН 6829029330, далее - Управление):
от общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов": |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИнтегралИнвест" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2021 по делу N А64-4529/2021, принятое по заявлению ООО "ИнтегралИнвест" к Управлению муниципального заказа и продаж Администрации города Тамбова Тамбовской области о признании незаконным и отмене решения, оформленного протоколом комиссии от 30.11.2020, о признании недействительным соглашения, размещенного 13.10.2020, обязании провести конкурс,
третье лицо: ООО "РКС-Тамбов",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИнтегралИнвест" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению муниципального заказа и продаж Администрации города Тамбова Тамбовской области о признании незаконным и отмене решения, оформленного протоколом комиссии от 30.11.2020, о признании недействительным соглашения, размещенного 13.10.2020, обязании провести конкурс.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2021 по делу N А64-4529/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ИнтегралИнвест" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме,
По мнению подателя жалобы, заявка ООО "ИнтегралИнвест" о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения была отклонена комиссией необоснованно и в нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 11.02.2022, 25.03.2022, 06.05.2022.
Определениями суда ООО "ИнтегралИнвест" неоднократно предлагалось письменно пояснить, к кому было обращено каждое из заявленных требований, какие права и интересы отстаиваются Обществом по заявленным требованиям и каким должен быть способ их восстановления в случае удовлетворения, является признание концессионного соглашения недействительным способом восстановления прав по требованию о признании решения незаконным.
Во исполнение указаний суда письменных пояснений от подателя жалобы не поступило.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что администрация г. Тамбова Тамбовской области на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru 13.10.2020 разместила предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения (извещение N 131020/0048974/01).
Протоколом рассмотрения заявок от 30.11.2020 о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения заявка ООО "ИнтегралИнвест" признана несоответствующей требованиям, предъявляемым пунктом 4 части 11 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Впоследствии концессионное соглашение было заключено с ООО "Концессионные коммунальные системы" (изменено наименование на ООО "РКС-Тамбов").
Не согласившись с решением, оформленным протоколом комиссии от 30.11.2020, концессионным соглашением в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности МО городского округа - города Тамбова, ООО "ИнтегралИнвест" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, но вместе с тем приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
Такое соглашение, исходя из части 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 настоящей статьи.
Порядок проявления инициативы заключения концессионного соглашения без проведения конкурса и дальнейшие действия уполномоченного органа и заинтересованных лиц регулируются положениями частей 4.2-4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которыми лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия (часть 4.2); в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает, в том числе сведения о соответствии этого лица установленным требованиям; форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 4.3).
Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, и перечень подлежащих представлению документов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 (далее - Постановление N 300).
В соответствии с частью 4.7 статьи 37 Закона N 115-ФЗ при принятии решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Частью 4.11 указанной статьи установлены требования к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иным лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения.
Как следует из части 4.9 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в случае, если в 45-дневный срок с момента размещения на официальном сайте предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, уполномоченный орган обязан разместить данную информацию на официальном сайте; в этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод, что размещение на официальном сайте концедентом поступившего в его адрес предложения о заключении концессионного соглашения осуществляется в целях принятия заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Оснований полагать, что указанная стадия является составной частью конкурса на право заключения концессионного соглашения, не усматривается, поскольку названная стадия не влечет безусловную обязанность последующего проведения конкурса.
Частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ прямо оговорено, что в отсутствие заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, концессионное соглашение заключается с инициатором заключения соглашения, без проведения конкурса.
Из вышеуказанных положений следует, что лицо, подающее заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора о заключении концессионного соглашения, должно соответствовать тем же требованиям, что предъявляются к инициатору. Аналогичное правило касается и документов, которые подаются данными лицами.
Управлением муниципального имущества обосновано предъявляются одинаковые требования и к заявителю, и к ООО "РКС-Тамбов", поскольку иное противоречило бы принципу равенства, закрепленному в статье 19 Конституции РФ.
Вместе с этим, ООО "ИнтегралИнвест" на момент подачи заявки должны были выполняться требования пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Указанной нормой установлено, что лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать требованиям наличия средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
Материалами настоящего дела подтверждается, что в составе заявки ООО "ИнтегралИнвест" в качестве подтверждения наличия или возможности получения инвестиций приложены копии договоров с частной компанией с ограниченной ответственностью "ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД" (регистрационный номер 2924193, адрес: 7/F, MW Тауэр, 111 Бонам Странд, Шеунг Ван, Гонконг) (т.1 л.д. 21).
Однако на сайте Центрального Банка России www.cbr.ru в Списке кредитных организаций, имеющих лицензию ЦБ РФ, частная компания с ограниченной ответственностью "Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед" не значится.
Документов, подтверждающих наличие у частной компании с ограниченной ответственностью "Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед" специального разрешения (лицензии) Центрального Банка России на право осуществлять банковские операции, не представлено.
Из материалов дела также следует, что ООО "ИнтегралИнвест" в Управление для подтверждения собственных финансовых возможностей представил договор целевого займа от 19.11.2020 N 191120/1, гарантийное письмо от частной компании с ограниченной ответственностью Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед от 19.11.2020 N 143-1911, протокол общего собрания участников ООО "ИнтегралИнвест" от 19.11.2020 N 8.
Из представленных документов усматривается, что ООО "ИнтегралИнвест" заключило договор займа с иностранным юридическим лицом - "Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед", расположенном в специальном административном районе Китайской Народной Республики Гонконг.
Вместе с тем, из совокупности представленных в материалы дела доказательств, не следует, что заявителем были представлены документы, подтверждающие действительность заключения договора целевого займа от 19.11.2020 N 191120/1, его очевидную неоспоримость, невозможность займодавца отказа от договора целевого займа по материальному праву Гонконга.
Таким образом, применительно к требованиям действующего законодательства, документа, выданного кредитной организацией, о наличии средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, в составе заявки ООО "ИнтегралИнвест", не представлено.
При этом, согласно общедоступным сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ в отношении ООО "ИнтегралИнвест", общество зарегистрировано 14.10.2020, то есть за 13-15 дней до направления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионных соглашений (начала срока подачи заявок).
Размер уставного капитала ООО "ИнтегралИнвест" составляет 40 000 рублей.
У ООО "ИнтегралИнвест" открыто 28 видов деятельности по кодам ОКВЭД в разных направлениях экономической деятельности.
Как установлено судом, ООО "ИнтегралИнвест" инициировано в разных округах ряд арбитражных дел с аналогичными требованиями, направленными на признание незаконными концессионных соглашений, заключенных на соответствующей территории (N N А41-41172/2021, А47-4988/2021, А81-3628/2021, А64-3172/2021, А64-3161/2021, А64-3682/2021, А64-3261/2021).
В этой связи имеются обоснованные основания полагать, что общество, не имея целью реальное заключение концессионного соглашения, поскольку у заявителя отсутствуют реальные трудовые, финансовые и материальные ресурсы к исполнению данных концессионных соглашений, и подавая заявки на участие в конкурсах и оспаривая впоследствии отклонение таких заявлений, злоупотребляет своим правом (статья 10 ГК РФ).
В свою очередь, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая довод ООО "ИнтегралИнвест" о неприменении к его предложению требований Постановления Правительства РФ от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения" (далее Постановление N 300), судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частями 4.7 и 4.8 статьи 37 Закона N 115-ФЗ иными лицами должны также выполняться требования части 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Из совокупного толкования вышеприведенных норм суд приходит к выводу, что к лицам, подающим заявку о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, предъявляются те же требования, что и к инициатору заключения концессионного соглашения.
Иное толкование приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом и противоречило бы смыслу Закона о защите конкуренции, потому как к лицам, чье волеизъявление направлялось на достижение одного и того же экономического результата, предъявлялись бы разные требования только в зависимости от определения одного из таких лиц в качестве лица, обратившегося с предложением о заключении концессионного соглашения первым в хронологическом порядке по отношению ко второму лицу, подающему заявку о готовности принять участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения.
В этой связи, апелляционный суд отклоняет доводы ООО "ИнтегралИнвест" как основанные на неверном толковании положений статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 14.04.2022 по делу N А64-3172/2021.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене решения, оформленного протоколом комиссии от 30.11.2020, о признании недействительным соглашения, размещенного 13.10.2020 и обязании провести конкурс.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2021 по делу N А64-4529/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ИнтегралИнвест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4529/2021
Истец: ООО "ИнтегралИнвест"
Ответчик: Управление муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова Тамбовской области
Третье лицо: ООО "РКС-Тамбов, 19 Арбитражный апелляционный суд