г. Саратов |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А57-18405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу акционерного общества "Облкоммунэнерго" (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 66, ИНН 6454038461, ОГРН 1026403342162)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2021 года по делу N А57-18405/2021
по заявлению акционерного общества "Облкоммунэнерго" (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 66, ИНН 6454038461, ОГРН 1026403342162)
заинтересованные лица: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12, ИНН 6439034991, ОГРН 1026401410067), Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12, ИНН 6439071023, ОГРН 1096439000943), Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов, Театральная площадь, д. 11, ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671)
о признании незаконными отказов от 05.07.2021 N 2876, 2877, обязании установить публичный сервитут,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Облкоммунэнерго" - М.А. Кошелевой по доверенности от 24.11.2021, сроком на 1 год, Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Д.А. Зубова по доверенности от 10.01..2022, сроком по 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Облкоммунэнерго" (далее - АО "Облкоммунэнерго", заявитель, общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными отказов Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет) по рассмотрению ходатайств АО "Облкоммунэнерго" от 05.07.2021 (исх. N N 2876 и 2877), обязании Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) установить публичный сервитут в отношении земель и земельных участков:
- общей площадью 21059 кв. м. под "Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская";
-общей площадью 34579 кв. м. под "Фидером N 6" сроком на 49 лет в срок не более чем семь рабочих дней с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных АО "Облкоммунэнерго" требований отказано.
АО "Облкоммунэнерго" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что право на объекты у Общества возникло до 01.09.2018. Право собственности на объекты зарегистрировано в ЕГРП Апеллянт указывает, что Комитетом в оспариваемых отказах указаны иные основания для отказа, а не нормы постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 на которые ссылается суд в обжалуемом решении.
В судебное заседание явились представители акционерного общества "Облкоммунэнерго" и Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 г. по делу N А57-18405/2021 произведена замена судьи Землянниковой В.В. на судью Степуру С.М.
Представитель акционерного общества "Облкоммунэнерго" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2021 года по делу N А57-18405/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2021 года по делу N А57-18405/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области поступили дополнительные пояснения, с приложением документов, которые судом приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, позиции лиц, участвующих в деле, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости электросетевого назначения:
- Электросетевой комплекс "Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская", состоящий из линий: ВЛ 10 кВ протяженностью 2818 м и КЛ 10 кВ протяженностью 5726 м, зданий: ТП-111-общей площадью 21 кв.м., ТП-112-общей площадью 20,7 кв.м, ТП-113-общей площадью 20,8 кв.м, ТП-114-общей площадью 20,9 кв.м, ТП-115-общей площадью 33,9 кв.м, ТП-116-
общей площадью 56,2 кв.м, ТП-118-общей площадью 20,9 кв.м, ТП-119-общей площадью 20,9 кв.м, КТП-205-общей площадью 4,9 кв.м, ТП 3-1 (30Г)-общей площадью 34,3 кв.м, ТП 3-2 (32А)-общей площадью 41,7 кв.м, ТП 3-3 (ЗЗГ)-общей площадью 21,1 кв.м, ТП 3-4 (34Г)-общей площадью 21,1 кв.м, ТП 3-9 (31Р)-общей площадью 34,2 кв.м., зарегистрировано право собственности в ЕГРН за N 64-64-01/791/2014-165 от 22.12.2014;
- Электросетевой комплекс Ф-6, состоящий, в том числе, из линий напряжением 10 кВ, зарегистрировано право собственности в ЕГРН N 64-64-03/037/2013-433 от 24.07.2013.
АО "Облкоммунэнерго" в целях размещения (эксплуатации) электросетевых комплексов: Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская" и Ф-6 в г. Балаково Саратовской области обратилось в Администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области с ходатайствами (письмо N 645 от 20.05.2021, письмо N 644 от 20.05.2021) об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков:
- общей площадью 21059 кв. м. под "Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская";
- общей площадью 34579 кв. м. под "Фидером N 6" сроком на 49 лет.
27.05.2021 Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области в газете "Балаковские вести" N 21 опубликовано информационное сообщение о возможном установлении публичного сервитута под электросетевыми комплексами "Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская" и Ф-6.
Комитет, письмами за исх. от 05.07.2021 N 2876 и 2877, со ссылкой на пп.1, 2 п.1 ст.39.44 ЗК РФ, отказал Обществу в установлении публичных сервитутов, указав, что при рассмотрении вопроса об установлении публичного сервитута следует учитывать территории общего пользования, правовой режим земельных участков, отнесенных к территориям общего пользования, не предусматривает возможности, предоставления указанных земельных участков в индивидуальное пользование. Учитывая, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости публичный сервитут испрашивается, в том числе, и на землях, занятых автомобильными дорогами, необходимо предусмотреть соответствующий установленный порядок. Установление публичного сервитута является правом исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
АО "Облкоммунэнерго", полагая, что отказы Комитета являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что принадлежащие заявителю объекты электросетевого хозяйства, располагающиеся на испрашиваемых земельных участках, включены в Перечень N 1300, имеют класс напряжения до 35 кВ, а именно - 10 кВ (что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, свидетельствами о регистрации права на объекты 24.07.2013 и 22.12.2014) и их эксплуатация и размещение может быть осуществлено без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
Пунктом 1 ст. 3.6 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
В соответствии с п. 4 ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
В силу пунктов 3, 4 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута допускается при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
С ходатайством об установлении публичного сервитута согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта.
В силу требований статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; обоснование необходимости установления публичного сервитута; указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно статье 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается не только в отношении земельных участков, но и земель.
Как следует из материалов дела, АО "Облкоммунэнерго" является сетевой организацией и в соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства.
Материалами дела установлено, что обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости электросетевого назначения:
-Электросетевой комплекс "Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская", состоящий из линий: ВЛ 10 кВ протяженностью 2818 м и КЛ 10 кВ протяженностью 5726 м, зданий: ТП-111-общей площадью 21 кв.м., ТП-112-общей площадью 20,7 кв.м, ТП-113-общей площадью 20,8 кв.м, ТП-114-общей площадью 20,9 кв.м, ТП-115-общей площадью 33,9 кв.м, ТП-116-общей площадью 56,2 кв.м, ТП-118-общей площадью 20,9 кв.м, ТП-119-общей площадью 20,9 кв.м, КТП-205-общей площадью 4,9 кв.м, ТП 3-1 (30Г)-общей площадью 34,3 кв.м, ТП 3-2 (32А)-общей площадью 41,7 кв.м, ТП 3-3 (ЗЗГ)-общей площадью 21,1 кв.м, ТП 3-4 (34Г)-общей площадью 21,1 кв.м, ТП 3-9 (31Р)-общей площадью 34,2 кв.м., зарегистрировано право собственности в ЕГРН за N 64-64-01/791/2014-165 от 22.12.2014;
-Электросетевой комплекс Ф-6, состоящий, в том числе, из линий напряжением 10 кВ, зарегистрировано право собственности в ЕГРН N 64-64-03/037/2013-433 от 24.07.2013.
Как следует из материалов дела, право собственности Общества на данные электросетевые сооружения зарегистрировано в ЕГРН согласно сводному передаточному акту оценки передачи имущества в собственность ОАО "Облкоммунэнерго" от 27.08.1997, утвержденному Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, во исполнении Распоряжения Губернатора Саратовской области от 08.01.1997 444-р, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
Таким образом, право собственности на указанные сооружения возникло у Общества до 01.09.2018 г.
В целях размещения (эксплуатации) электросетевых комплексов: Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская" и Ф-6 в г. Балаково Саратовской области АО "Облкоммунэнерго" обратилось в Администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области с ходатайствами (письмо N 645 от 20.05.2021, письмо N 644 от 20.05.2021) об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков:
- общей площадью 21059 кв. м. под "Фидер N 4 и N 10 п/ст "Сазанлейская";
- общей площадью 34579 кв. м. под "Фидером N 6" сроком на 49 лет.
Комитет, письмами за исх. от 05.07.2021 N 2876 и 2877, со ссылкой на пп.1, 2 п.1 ст.39.44 ЗК РФ, отказал Обществу в установлении публичных сервитутов.
Как следует из оспариваемых отказов, Комитетом приведены следующие основания:
- правовой режим земельных участков, отнесенных к территориям общего пользования, не предусматривает возможности, предоставления указанных земельных участков в индивидуальное пользование;
- необходимость соблюдения порядка подачи ходатайства об установлении публичного сервитута, с учетом части 19 статьи 23 Земельного Кодекса РФ, Приказа Минтранса России от 10.08.2020 N 297 "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута" в отношении земельных участков с разрешенным использованием - использованием земельные участки, предназначенные для автомобильных дорог.
- установление публичного сервитута является правом исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Оценка, указанным в отказах основаниям, судом первой инстанции не дана.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что принадлежащие заявителю объекты электросетевого хозяйства, располагающиеся на испрашиваемых земельных участках, включены в Перечень N 1300, поскольку имеют класс напряжения до 35 кВ, а именно - 10 кВ (что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, свидетельствами о регистрации права на объекты 24.07.2013 и 22.12.2014) и их эксплуатация и размещение может быть осуществлено без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 39.33 (пункт 6 части 1) и 39.36 (пункт 3) ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300), согласно которому на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых разрешения на строительство не требуется (пункт 5).
Указанный перечень видов объектов предусматривает их размещение на землях или земельных участках, находящихся только в государственной или муниципальной собственности.
Порядок и условия размещения на территории Саратовской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года N 79-П "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Пунктами 1, 2 Положения N 79-П установлено, что настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Саратовской области "О земле" и применяется для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Согласно части 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно части 2 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимых для ВЛ не требует разрешения уполномоченного органа.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, а именно, выписок из ЕГРН на земельные участки, в отношении которых испрашивается публичный сервитут, спорные земельные участки находятся как в муниципальной собственности, так и принадлежат на праве собственности иным правообладателям - физическим и юридическим лицам. Указанные обстоятельства не опровергнуты и подтверждены в ходе рассмотрения дела.
В рассматриваемом случае, поскольку земельные участки, необходимые для эксплуатации ВЛ принадлежат на праве собственности/аренды различным правообладателям, в т.ч. юридическим и физическим лицам, нормы постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 к спорным объектам не применимы.
Перечень видов объектов, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 предусматривает размещение объектов только на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая основания, изложенные в отказах Комитета, исходит из следующего.
Относительно указания Комитетом в качестве основания для отказа в установлении испрашиваемого публичного сервитута - отнесение спорных земельных участков к территориям общего пользования, в отношении которых не предусмотрена возможность предоставления в индивидуальное пользование, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В оспариваемом отказе Комитетом со ссылкой на п. 12 ст.85 ЗК РФ указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Комитетом указано, что пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего имущества (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, парки, лесопарки, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута, установленный в пункте 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, является закрытым.
Отнесение спорных земельных участков к территории общего пользования не является основанием исключающим возможность установления публичного сервитута.
В рассматриваемом случае, Общество обращалось в Комитет с ходатайствами (письмо N 645 от 20.05.2021, письмо N 644 от 20.05.2021) об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков: общей площадью 21059 кв. м. под "Фидер N4 и N10 п/ст "Сазанлейская"; общей площадью 34579 кв. м. под "Фидером N 6" сроком на 49 лет. Заявлений о приватизации данных земельных участков Обществом не подавалось.
Из положений главы V.7. Земельного кодекса Российской Федерации следует, что публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта. Соответственно пользование земельными участками под таким линейным объектом не может осуществляться на земельных участках с различным правовым режимом пользования.
Общество вправе требовать установления публичного сервитута под указанный объект на основании главы V.7. Земельного кодекса Российской Федерации. Установление публичного сервитута не лишает правообладателей таких земельных участков прав владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Пунктом 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотрено право юридических лиц, имеющих на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 указанной статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. При этом лицо, которому, как оно полагает, создаются препятствия в реализации установленного публичного сервитута, вправе защищать свои интересы способами, предусмотренными законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 680-О-О).
По смыслу приведенных норм публичный сервитут устанавливается уполномоченным органом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление публичного сервитута обусловлено не интересами конкретного правообладателя земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями), поэтому в своей основе предполагает специальный механизм установления, не требующий судебного решения и согласия собственника. При этом права собственника, возражающего против установления сервитута, могут быть защищены специально предусмотренными способами (пункт 10 статьи 23, часть 9 статьи 39.43, часть 1 статьи 39.48 ЗК РФ).
Общество в качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута указало на то, что объекты электросетевого хозяйства местного значения предназначены для обеспечения электроэнергией потребителей населенного пункта.
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636 собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542).
Таким образом, для оформления публичного сервитута под существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснования его установления, предусмотренного статьей 39.41 ЗК РФ, а также доказывать иные обстоятельства значимости инженерного сооружения.
Установление публичного сервитута осуществляется по специальной процедуре компетентными органами публичной власти, именно такие органы определяют необходимость и наличие оснований для установления сервитута.
Как следует из материалов дела, согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости, публичный сервитут испрашивается, в том числе, и на землях, занятых автомобильными дорогами: под Фидером N 4 и N 10: земельные участки с кадастровыми номерами:
-64:40:000000:14803, 64:40:000000:14826, 64:40:000000:16676, 64:40:000000:16698, 64:40:000000:16706, 64:40:000000:16645, 64:40:000000:16639, 64:40:000000:16642, 64:40:000000:16707, 64:40:000000:16640, 64:40:000000:16643, 64:40:000000:16708, 64:40:000000:16892, 64:40:000000:16893, 64:40:000000:16911, 64:40:000000:16943.
под Фидером N 6 земельные участки с кадастровыми номерами:
64:40:000000:14826, 64:40:000000:16676, 64:40:000000:16698, 64:40:000000:16699, 64:40:000000:16706, 64:40:000000:16645, 64:40:000000:16639, 64:40:000000:16642, 64:40:000000:16708, 64:40:000000:16892, 64:40:000000:16893, 64:40:000000:16897, 64:40:000000:16911, 64:40:000000:16927, 64:40:000000:16934, 64:40:000000:16935, 64:40:000000:16959, 64:40:000000:16962, 64:40:000000:17074, 64:40:000000:17088.
Из кадастровых выписок следует, что указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, расположены объекты недвижимости (линейные сооружения) - автомобильная дорога.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если, в том числе, не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса.
Статьей 23 ЗК РФ предусмотрены особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно которым, публичный сервитут в отношении таких земельных участков устанавливается с учетом норм специального закона - Закона N 257-ФЗ (пункт 19).
В части 19 статьи 23 Земельного Кодекса РФ установлены особенности установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог: публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
В силу положений части 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
К инженерным коммуникациям относятся кабель связи, воздушные линии связи, ЛЭП, газопровод, канализация, водопровод, теплотрасса и т.д.
Согласно статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях эксплуатации инженерных коммуникаций на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении сервитута, требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении сервитута, требования к содержанию решения об установлении публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута установлен Приказом Минтранса России от 10.08.2020 N 297 "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута" (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2021 N 62319).
В соответствии с пунктом 3 указанного порядка, к заявлению об установлении публичного сервитута должна быть приложена копия договора, заключенного владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм владельцы инженерных коммуникаций, сооружений, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог, договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства в границах полос отвода автомобильных дорог; несоблюдение указанного условия является основанием для отказа в установлении публичного сервитута.
Таким образом, общество, будучи владельцем сооружений (линий электропередач), расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязано было заключить с владельцем автомобильных дорог договор, предусматривающий условия их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог.
В данном случае, при направлении ходатайства об установлении публичного сервитута АО "Облкоммунэнерго" не приложило договор с владельцем автомобильной дороги.
Указанный договор у Общества отсутствует. Доказательства, подтверждающие обратное суду не представлены.
Общество данное обстоятельство не оспаривает. Напротив, общество настаивает на отсутствии у него обязанности заключать указанный договор.
В пункте 18 статьи 23 ЗК РФ установлено, что порядок установления публичного сервитута, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса, а в пункте 19 статьи 23 ЗК РФ законодатель указал на особенность установления сервитута и специальный закон (Закон N 257-ФЗ), который подлежит применению к этому особому случаю, а именно, тогда, когда линейные объекты расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог, что также не исключает необходимость применения при установлении публичного сервитута помимо специальных норм Закона N 257-ФЗ и общих норм, установленных главой V.7 ЗК РФ.
Указанная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2022 г. по делу N А72-16143/2020.
С учетом изложенного, Комитет пришел к правомерному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для установления публичного сервитута, в связи с чем, отказы Комитета, изложенные письмах от 05.07.2021 г. N 2876, N 2877 являются обоснованными и не нарушают прав Общества.
С учетом вышеизложенного, неверные выводы суда первой инстанции не привели к принятию не правильного судебного акта, поскольку на момент разрешения настоящего спора по существу отсутствует совокупность обстоятельств, позволяющих признать недействительными оспариваемые отказы.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2021 года по делу N А57-18405/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18405/2021
Истец: АО Облкоммунэнерго
Ответчик: Администрация Балаковского МР Саратовской области, Администрация Балаковского МР СО, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР СО
Третье лицо: Управление Росреестра по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР Саратовской области