г. Вологда |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А13-395/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2022 года по делу N А13-395/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (ОГРН 1043500062517, ИНН 3525140148; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 107; далее - управление, Роскомнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000; адрес: 125252, Москва, Хорошевский муниципальный округ внутренняя территория города, улица 3-я Песчаная, дом 2а; далее - общество, АО "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2022 года по делу N А13-395/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с истечением срока давности.
Роскомнадзор с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты окончания планового наблюдения за соблюдением обязательных требований (23.12.2021).
АО "Почта России" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "Почта России" (ОГРН 1197746000000), являющееся правопреемником федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276), осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии от 11.04.2018 N 162571, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Должностными лицами управления в отношении АО "Почта России" в период с 01.10.2021 по 24.12.2021 проведено плановое наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в сфере почтовой связи, по результатам которого оформлены акт мониторинга соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи от 20.10.2021 N 35-02-019, акт наблюдения за соблюдением требований (мониторинг безопасности) в сфере почтовой связи от 23.12.2021 А-35/3/53-нд/69, заключение о результатах мониторинга безопасности за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции межобластного потока от 23.12.2021 N 3-35/7, заключение о результатах мониторинга безопасности за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока, нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также обязательных требований в области почтовой связи от 23.12.2021 N 3-35/8.
В ходе планового наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), проведенного в 4-м квартале 2021 года, установлена недоставка (невручение) адресату (управление) почтовых отправлений - контрольных писем внутриобластного потока, опущенных в почтовые ящики на территории:
1. п. Огарково, Вологодский район (территория поселения):
Контрольные письма в количестве 3-х штук опущены 12.10.2021 (вторник) в 09:51 в почтовый ящик N 17 по адресу: Вологодский р-н, п. Ограсково, д. 19а (внутри ОПС Огарково 160503). Время выемки, указанное на почтовом ящике: Вторник, Четверг, Суббота: 10:30. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена во вторник 12.10.2021 в 10:30. Контрольный срок пересылки и доставки писем до г. Вологды с учетом даты выемки составляет 3 дня (то есть до 15.10.2021).
2. г. Харовск (административный центр муниципального района): контрольные письма в количестве 3-х штук опущены 15.10.2021 (пятника) в 10:01 в почтовый ящик N 134 по адресу: Харовский р-н, г. Харовск, ул. Красное Знамя, д. 27 (внутри ОПС Харовск 162251). Время выемки, указанное на почтовом ящике: Вторник - Суббота: 09:50. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена в субботу 16.10.2021 в 09:50. Контрольный срок пересылки и доставки писем до г. Вологды с учетом даты выемки составляет 2 дня (то есть до 18.10.2021).
3. г. Вологда (административный центр субъекта Российской Федерации): контрольные письма в количестве 2-х штук опущены 05.10.2021 (вторник) в 15:01 в почтовый ящик N 7 по адресу: г. Вологда, ул. Яшина, д. 3 (внутри ОПС Вологда 160012). Время выемки, указанное на почтовом ящике: Понедельник - Пятника: 18:00, Суббота: 17:00. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена во вторник 05.10.2021 в 18:00. Контрольный срок пересылки и доставки писем по г. Вологде с учетом даты выемки составляет 2 дня (то есть до 07.10.2021).
На дату завершения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) - 23.12.2021 указанные контрольные письма не вернулись, не доставлены (вручены) адресату. Итого: из 150 разосланных контрольных писем - 8 писем не доставлено (не вручено) адресату.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода управления о том, что обществом не обеспечена сохранность указанных почтовых отправлений, доставка (вручение) их адресату, чем нарушены положения пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), абзаца четвертого статьи 16, статьи 20 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ), пункта "4а" Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 (далее - Приказ N 257), подпункта "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), подпункта "г" пункта 4, пункта 5 лицензии от 11.04.2018 N 162571.
По факту установленного нарушения управлением в отношении общества составлен протокол от 11.01.2022 N АП-35/3/1 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ввиду изложенного управление обратилось в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой Кодекса.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
Статьей 17 Закона N 176-ФЗ также определено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее - Положение).
Приложение 2 к Положению содержит Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень), в разделе XX которого к условиям осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесено оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5).
Частью 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ установлена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Статьей 34 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В силу статьи 20 Закона N 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.
Прием и передача почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи осуществляются при обеспечении точного учета передаваемых и принимаемых почтовых отправлений и денежных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
Аналогичные требования содержатся в подпунктах "б", "в" пункта 46 Правил N 234.
В соответствии с пунктом "4а" Приказа N 257 нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют: в том числе на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - не реже 6 дней в неделю не менее 1 раза в день.
Статьей 34 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В данном случае, как указывалось ранее, общество осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии от 11.04.2018 N 162571 со сроком до 11.04.2023.
В силу подпункта "г" пункта 4, пункта 5 специального разрешения (лицензии) от 11.04.2018 N 162571 лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечивать предоставление пользователю доставки (вручения) почтовых отправлений, а также обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В данном случае материалами дела (протоколом от 11.01.2022 N АП-35/3/1, актами мониторинга и приложенными к ним документами, иными представленными доказательствами) в их совокупности подтверждается наличие в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт отправки спорных отправлений зафиксирован управлением путем составления соответствующих рабочих ведомостей с фотоматериалами.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие регламентированного порядка отслеживания нерегистрируемых почтовых отправлений само по себе не освобождает оператора почтовой связи от исполнения обязанностей по обеспечению сохранности такой корреспонденции и не исключает выявление в деянии общества нарушения, выразившегося в неисполнении данной обязанности.
Представленные управлением доказательства направления почтовых отправлений и необеспечения обществом их сохранности ответчиком не опровергнуты, доказательств, подтверждающих исполнение обязанности по обеспечению сохранности почтовых отправлений, не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В силу условий части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению установленных требований, обществом не представлено.
Не имеется в деле и документов, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиям, находящимися вне контроля общества, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения лицензионных требований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции обоснованно заключил о наличии в деянии общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Между тем, суд первой инстанции отметил, что на день принятия судебного решения срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Из материалов дела следует, что административный орган вменяет в вину обществу нарушение правил оказания услуг связи, выразившиеся в нарушении контрольного срока пересылки простых почтовых отправлений, которые должны были быть вручены адресу не позднее 15.10.2021 (отправлены из поселка Огарково Вологодского района), 18.10.2021 (отправлены из города Харовска), 07.10.2021 (отправлены в границах города Вологды).
Следовательно, по истечении установленных сроков обязанность оператора почтовой связи не может быть признана исполненной надлежащим образом, что не позволяет отнести такое нарушение лицензионных требований и условий к длящимся правонарушениям.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы в рассматриваемом деле срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению не с даты окончания планового наблюдения за соблюдением обязательных требований (23.12.2021), являющейся, по мнению управления, датой выявления административного правонарушения, а со следующего дня, после истечения срока, установленного для исполнения органом почтовой обязанности по вручению почтового отправления, то есть с 16.10.2021, 19.10.2021 и 08.10.2021 соответственно.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на дату вынесения Арбитражным судом Вологодской области решения по делу N А13-395/2022 установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2022 года по делу N А13-395/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-395/2022
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области
Ответчик: АО "Почта России"
Третье лицо: АО УФПС Вологодской области "Почта России"