г. Ессентуки |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А61-1152/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 13.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Топаз" (ОГРН 1021500670377, ИНН 1503004148) - Купеева З.Б., по доверенности, в отсутствие - заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900068, ОГРН 1041501903739) и третьего лица - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Топаз" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.02.2022 по делу N А61-1152/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Топаз" (далее - общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к УФНС по Республике Северная Осетия-Алания (далее - налоговый орган, управление) о признании задолженности, указанной в справке о состоянии расчетов на 19.02.2021 безнадежной к взысканию.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - фонд).
Решением суда от 24.02.2022 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить судебный акт и принять новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, решение суда принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Задолженность по обязательным платежам указанная в справке о состоянии расчетов на 19.02.2021 является безнадежной к взысканию.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим законом (часть 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов (часть 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов (часть 14 статьи 19, часть 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
По общему правилу, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (часть 7 статьи 20 Закона N 12-ФЗ).
Предусмотренные данными статьями Закона N 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя - представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 333/13). Эта процедура бесспорного (внесудебного) взыскания страховых взносов и пеней является единой и последовательной.
Согласно статье 240 Федерального закона от 03.07.2016 N 243 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Передача полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам, в соответствии с Планом-графиком мероприятий ("дорожная карта"), утвержденным Федеральной налоговой службой N ММВ-23-11/10@ и Правлением Пенсионного фонда России от 15.07.2016 N 2И, производится путем единоразовой выгрузки из базы Пенсионный фонд Российской Федерации в базу Федеральной налоговой службы информации по итогам 2016 года.
Взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01.01.2017, производится налоговыми органами с меры взыскания, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования.
Из изложенного следует, что данные плательщиков страховых взносов передаются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в налоговые органы при единоразовой выгрузке из базы Пенсионного фонда России в базу Федеральной налоговой службы по итогам 2016 года, включая сведения о задолженности по взносам, при этом взыскание указанной недоимки производится налоговыми органами.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - постановление N 820) приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм права следует, что уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания. Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и плательщик взносов, в том числе путем подачи в суд заявления о признании недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию. Надлежащим способом защиты является и заявление о признании уполномоченного органа утратившим возможность взыскания задолженности. При этом действующее законодательство не содержит обязанность плательщика взносов до обращения в суд с таким заявлением обжаловать принятые уполномоченным органом в рамках внесудебного взыскания ненормативные акты по мотивам их несоответствия фактической обязанности по уплате взносов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням.
Как следует из материалов дела, налоговый орган выдал заявителю справку о состоянии расчетов N 2021-24605 по состоянию на 19.02.2021, согласно которой за обществом числится задолженность по:
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчётные периоды, истекшие до 01.2021 года) в общей сумме 436 907, 28 рублей из которых 339 376,66 рублей - недоимка, 489,37 рублей - пеня, 41,25 рублей - штраф;
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227. 227.1 и 228 НК РФ в общей сумме 570 376,47 рублей из которых 366 447.70 рублей - недоимка, 55 712,01 рублей - пеня, 148 216,76 рублей - штраф;
налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему налогообложения в общей сумме 411 303,24 рублей из которых 298 470,56 рублей - недоимка, I 832,68 рублей - пеня;
земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным границах городских округов в общей сумме 52 905,68 рублей из которых 30 034.72 рублей -недоимка, 22 870,96 рублей - пеня;
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) в общей сумме 849 570,34 рублей из которых 667 425.77 5лей - недоимка, 182 144,57 рублей - пеня;
страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной трудоспособности и в связи с материнством (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.2017 года) в общей сумме 113 131,77 рублей из которых 89496,80 рублей - недоимка, 634,97 рублей - пеня;
страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в общей сумме 113 131,77 лей из которых 1199,96 рублей - пеня, 13,15 рублей - штраф;
страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды начиная с 01.01.2017 года в общей сумме 113 131,77 лей из которых 157 573,89 рублей - недоимка, 42 988,96 рублей - пеня (т.1 л.д.10-16).
Не согласившись со сведениями, указанными в справке, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании спорных сумм безнадежными к взысканию.
Суд исходили из того, что налоговым представлены документы, обосновывающие принятие мер администрирования задолженности (копии требований, решений, вынесенных в порядке статей 69, 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, доказательства направления требований, решений в адрес общества). Сроки и порядок направления соблюдены.
Налоговым органом представлены в материалы дела реестры почтовых отправлений, которые содержат все необходимые сведения для идентификации и принадлежности к конкретному документу, направленному обществу в рамках мер принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, по налогам, сборам, пени и штрафам.
Общество не представило доказательств того, что документы, направленные инспекцией в адрес налогоплательщика по обстоятельствам, не зависящим от адресата, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними. Из содержания представленных в материалы дела документов (информация по требованиям в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации с доказательством отправки; информация по принятым мерам в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации с доказательством отправки; - информация по принятым мерам в соответствии со статьями 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации; - информация по принятым мерам в части постановлений; - информация по принятым мерам в части инкассовых поручений и доказательства отправки в банк; - информация о приеме требований обществом), следует, что при осуществлении мер администрирования требования, решения и постановления направлены в адрес общества и получены адресатом.
Общество не привело конкретных доводов о допущенных налоговым органом нарушениях порядка и своевременности направления требований, решений и постановлений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Доводы общества о том, что спорная сумма по налогам образовалась в середине 2000-х годов, то срок на принудительное взыскание спорной суммы истек, отклоняется судом так как период образования не может считаться безусловным основанием для признания задолженности невозможной ко взысканию при соблюдении налоговым органом порядка ее взыскания. В рамках дела оспаривались суммы по следующим периодам: Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года ) в общей сумме 436 907,28 рублей из которых 339 376,66 рублей - недоимка, 489,37 рублей - пеня, 41,25 рублей - штраф. ( периоды образования: 2017, 2018, 2019, 2020 года);
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соотв. со статьями 227, 227 и 228 НК РФ в общей сумме 570 376, 47 рублей из которых 366 447.70 рублей-недоимка, 55 712,01 рублей - пеня, 148 216,76 рублей-штраф (периоды образования-2018,2019,2020 года). 3)Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в общей сумме 411 303,24 рублей из которых 298 470, 56 рублей - недоимка, 1 832,68 рублей - пеня (периоды образования-2014,2016,2018,2019 года);
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в общей сумме 52 905,68 рублей из которых 30 034,72 рублей - недоимка, 22 870, 96 рублей пеня.(периоды образования 2014 2016 2018 2019 года);
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в общей сумме 849 570, 34 рублей из которых 667 425.775 рублей недоимка 182 144,57 рублей-пеня (начиная с 01.01.2017 года);
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка н задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в общей сумме 113 131,77 рублей, из которых 894996,80 рублей -недоимка, 634,97 рублей - пеня.(периоды образования 2018 2019 2020 года);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в общей сумме 113 131,77 рублей из которых 1199,96 рублей -пеня, 13,15 рублей-штраф. (периоды образования 2017 2018 2019 2020 года);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в общей сумме 113 131,77 рублей из которых 157 573,89 рублей недоимка, 42 988,96 рублей - пеня.
Также подлежит отклонению довод общества, что проверить своевременность принятия ответчиком требования об уплате налога и направления его в адрес налогоплательщика не представилось возможным в ходе судебного процесса.
Данный довод не учитывает следующие обстоятельства.
1) На основании статьи 69, 70 НК РФ обществу направлялись требования об уплате налога, установлены сроки для погашения имеющейся задолженности и отправлены в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
2) В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах.
В соответствии с п. 2 ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В установленный срок общество не уплатило сумму налога, в связи с чем налоговым органом были вынесены решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика.
3) В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
В соответствии с вышеуказанными нормами в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика налоговым органом были вынесены постановления о взыскании денежных средств за счет имущества налогоплательщика и направлены на исполнение в ФССП.
ФССП на основании вышеуказанных постановлений возбуждены исполнительные производства.
Таблица с мерами принудительного взыскания, а именно требования, решения, инкассовые поручения, постановления и исполнительное производство (в виде реестра) неоднократно направлялись обществу для ознакомления посредством электронной почты (доказательства прилагаются).
Суд многократно, а именно определениями от 19.05.2021 г, 17.07. 2021 г, 12.07.2021 г обязывал стороны провести сверку по лицевому счету, обязывая общество представить письменные доказательства исполнения требования суда. Однако общество требование суда проигнорировал.
По требованию суда налоговым органом были представлены все имеющиеся у налогового органа документы. Сведения о принятых решениях в процессе взыскания налогов и сборов также сведены в единую таблицу с указанием листов дела, на которых находятся доказательства.
Обществу было предоставлено достаточно времени для ознакомления с предоставленными документами и формирования позиции по делу. Однако никаких конкретных требований и письменных возражений, кроме как цитирования статей НК РФ предоставлено не было.
Несостоятелен и довод подателя жалобы о том, что налоговый орган ни разу не представил ни одного документа в оригинале, чтобы сравнить его с копией, а также отсутствие в актах подписи лица, принявшего этот акт, поскольку указанные документы изготовлены в электронном виде, в силу чего наличие указанных реквизитов не предполагается.
В судебном заседании под аудиозапись суд истребовал у налогового органа актуальный остаток задолженности по налогам. Так как налоговым органом были соблюдены и реализованы меры принудительного взыскания, на следующее судебное заседание была предоставлена таблица с актуальными остатками задолженности по требованиям об уплате налога.
Таким образом все меры принудительного взыскания были реализованы в установленные сроки, разбиты по конкретным периодам и систематизированы в таблице, (в материалах дела прилагаются).
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 49, 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.02.2022 по делу N А61-1152/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1152/2021
Истец: АО "Топаз"
Ответчик: МРИ ФНС РФ по г. Владикавказу
Третье лицо: ОПФР ПО РСО-АЛАНИЯ, УФНС РФ по РСО - Алания