город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2022 г. |
дело N А32-40729/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Барановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явился. извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "УК Краснодарское домоуправление-21"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 по делу N А32-40729/2019 об отказе в прекращении исполнительного производства
по иску ТСН " Кубанонабережная 64"
к ООО "УК Краснодарское домоуправление-21"
при участии Главного управления ФССП по Краснодарскому краю
о передаче технической документации на многоквартирный дом,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Кубанонабережная 64" (далее - истец, ТСН "Кубанонабережная 64") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК Краснодарское домоуправление-21" (далее - ответчик, ООО "УК Краснодарское домоуправление-21") об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом N 64 по ул. Кубанская Набережная в г. Краснодаре и иные связанные с управлением данным домом следующие документы (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых определением суда от 12.11.2019 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
1. документы технического учета жилищного фонда, которые содержат сведения о состоянии общего имущества, в том числе технический план, акт технического состояния МКД и т.д. (пп. "а" п. 24 Правил содержания общего имущества);
2. документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества (пп. "б" п. 24 Правил содержания общего имущества);
3. документы на ОДПУ и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информация технического состояния (документация на водонасосную станцию и теплообменники, ОДПУ электрической энергии) (пп. "а(1)" п. 24 Правил содержания общего имущества);
4. акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов (ОИ), конструктивных частей (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей ОИ) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям (пп. "в" п. 24 Правил содержания общего имущества);
5. акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду (пп. "в(1)" п. 24 Правил содержания общего имущества);
6. инструкция по эксплуатации МКД (на бумажном и электронном носителях), включающая в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту ОИ, рекомендуемые сроки службы отдельных частей ОИ (пп. "г" п. 24 Правил содержания общего имущества, установлена Приказом Минрегиона России от 01.06.2007 N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома";
7. журнал эксплуатации МКД (Ведение предусмотрено в ч. 5 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ), содержащий сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений;
8. журнал учета проверок (Обязанность вести журнал учета проверок установлена ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");
9. копия кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (пп. "а" п. 26 Правил содержания общего имущества);
10. выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом (пп. "б" п. 26 Правил содержания общего имущества);
11. документы о содержании и сфере действия сервитута, иных обременении (при наличии) - пп. "г" п. 26 Правил содержания общего имущества. К документам об обременении должен быть приложен план, заверенный в организации по государственному учету объектов недвижимого имущества (Росреестре), на котором отмечены обременения части земельного участка;
12. заверенная уполномоченным ОМСУ копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме - пп. "в" п. 26 Правил содержания общего имущества. (Форма утверждена Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения");
13. договоры об использовании общего имущества в МКД (пп. "д(2)" п. 26 Правил содержания общего имущества);
14. оригиналы решений и протоколов общего собрания собственников (ОСС) в МКД (пп. "д(3)" п. 26 Правил содержания общего имущества).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2019 исковые требования товарищества собственников недвижимости "Кубанонабережная 64" (ОГРН: 1162375032720, ИНН: 2309151658, 350063 КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ГОРОД КРАСНОДАР УЛИЦА КУБАНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ ДОМ 64ЛИТЕР А ПОМЕЩЕНИЕ 14) удовлетворены частично.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного суда от 25.02.2020, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 декабря 2019 года по делу N А32- 40729/2019 оставлено без изменения.
24 ноября 2020 года истцу выдан исполнительный лист.
14.09.2021 Главное управление ФССП по Краснодарскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по делу А32-40729/2019.
Определением суда от 21.02.2022 в удовлетворении заявлений Главного управления ФССП по Краснодарскому краю о прекращении исполнительных производств по данному делу отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК Краснодарское домоуправление-21" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность определения, просил отменить определение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что понятие "технический план" появилось с 01.01.2012 г., тогда как многоквартирный дом по ул. Кубанская Набережная 64 был введен в эксплуатацию в 2010 г. Т.е. на момент строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома законодательством не было предусмотрено изготовление технического плана, в связи с чем, указанный документ не мог быть передан лицом, осуществляющим строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного дома управляющей компании. Заявитель указывает, что у ООО "УК "Краснодарское домоуправление- 21" отсутствует возможность передачи данного документа, так как на многоквартирный дом по ул. Кубанская Набережная 64 технический план не изготавливался.
ЗАО "Кубаньстройпроект" согласно реестру рабочей и исполнительной документации не передавало ООО "УК Краснодарское домоуправление-21" технический план. Застройщик не заказывал изготовление технического паспорта на МКД, поскольку это не требовалось по действующему законодательству. Изготовить в настоящее время технический план на многоквартирный дом спустя 12 лет после ввода в эксплуатацию технически невозможно.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
С момента вступления в законную силу судебный акт приобретает обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С этого момента судебное решение обладает признаком исполнимости (часть 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и может быть предъявлено к принудительному исполнению взыскателем.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнительного производства содержится в статье 43 Федерального закона N 229-ФЗ.
Согласно указанной норме исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда Федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Исходя из буквального толкования данной нормы прекращение исполнительного производства возможно только по основаниям, установленным статьей 43 Федерального закона N 229-ФЗ либо в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Расширительному толкованию данный перечень не подлежит.
Указанное подтверждается правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 N 7159/09.
При этом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, лежит на заявителе.
В обоснование заявления о прекращении исполнительного производства управление сослалось на невозможность исполнить решение суда, поскольку в ходе проведения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем установлено, что технический план на многоквартирный дом по ул. Кубанская Набережная 64 не изготавливался.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 18-КГ16-15 и от 16.08.2016 N 18-КГ16-82).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставленное суду право прекратить исполнительное производство должно обусловливаться наличием доказательств, подтверждающих основания прекращения исполнительного производства.
Тогда как в настоящем споре таких обстоятельств в части передачи актуализированной версии технических планов судом не установлено.
Обязанность предыдущей управляющей организации по передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь избранной управляющей организации установлена частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
В таком случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09).
В данном случае в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебным приставом и должником не представлено доказательств невозможности получения технических планов в указанном порядке.
Учитывая, что в данном случае не подтверждено наличие определенного основания из перечисленных в части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве для прекращения исполнительного производства N 146067/20/23039-ИП от 30.12.2020, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС N 026044445 от 23.11.2020, в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отказано законно и обоснованно.
Поддерживая указанные выводы суда, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что момент строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома законодательством не было предусмотрено изготовление технического плана, апелляционный суд отмечает следующее.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества).
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 24 Правил содержания общего имущества техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в редакции, действовавшей на момент строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В пункте 1.5 (п.п. 1.5.1 - 1.5.3) Правил N 170 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) перечислена техническая документация долговременного хранения:
1.5.1. В состав технической документации длительного хранения входит:
план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
акты приемки жилых домов от строительных организаций;
акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
паспорта лифтового хозяйства;
паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
1.5.2. Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В определении от 07.04.2020 N 301-ЭС20-3247 по делу N А11-8345/2018 Верховный Суд РФ указал следующее. Разрешая спор, суды руководствовались статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 44, 161, 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктами 28, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обязанности предприятия, осуществлявшего ранее управление спорными домами, передать обществу, выбранному собственниками помещений для управления этими домами, техническую документацию. Суды установили, что истребуемые истцом документы соответствуют документам, указанным в приведенных нормах права перечням технической документации на многоквартирный дом, связанным с управлением многоквартирным домом; обязанность ответчика передать техническую документацию на многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы возникает из закона и вызвана необходимостью осуществления деятельности по обслуживанию многоквартирных домов, соблюдению прав собственников.
На основании изложенного апелляционный суд также приходит к выводу, что в случае отсутствия или утраты восстановлению подлежат документы, которые подлежат постоянной актуализации и без которых нормальная эксплуатация здания невозможна или затруднительна, а также передаче подлежат документы, которые фактически были переданы управляющей организации ее предшественником и были утрачены.
В связи с изложенным, соответствующие доводы апелляционной жалобы ответчика признаются неправомерными.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Поскольку статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании определения об отказе в прекращении исполнительного производства, ООО "УК Краснодарское домоуправление-21" из федерального бюджета РФ подлежит возврату 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 по делу N А32-40729/2019 об отказе в прекращении исполнительного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить ООО "УК Краснодарское домоуправление-21" из федерального бюджета РФ 3 000 руб. ошибочно уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 160 от 18.03.2022.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40729/2019
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "КУБАНОНАБЕРЕЖНАЯ 64", ТСН "Кубанонабережная 64"
Ответчик: ООО "УК Краснодарское домоуправление-21"
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7418/2022
18.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6065/2022
25.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1211/20
10.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40729/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40729/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40729/19